Отличие аудита от других форм контроля
Финансовый контроль — проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством, собственниками. Это одна из функций управления.
Финансовый контроль по уровню подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудит).
Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Его основным направлением является исполнение государственного бюджета.
Внутрихозяйственный (внутренний) контроль — это система постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, организованного им самим в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Может быть организован в виде внутреннего аудита, ревизионных комиссий и т.п.
Независимый контроль — аудит, осуществляемый внешними независимыми специалистами, направленный на выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
По форме контроля выделяются: ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза, аудит.
Ревизия — метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.
Основными задачами ревизии являются:
1. проверка сохранности имущества и эффективности его использования;
2. выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по их предупреждению;
3. проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;
4. исследование систем внутреннего контроля, выявление их узких мест;
5. правильность ведения бухгалтерского учета и т.д.
Основные отличия ревизии от аудита состоят в следующем.
Ревизия выявляет ответственность должностного лица, проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, выявляет лиц, виновных в нарушении, злоупотреблении, причины нарушений. По итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия. Ревизор имеет право высказывать обоснованное мнение о должностных лицах. Аудит выявляет отклонения, слабые стороны в бизнес-процессах организации, проверяется бухгалтерская (финансовая) отчетность. По результатам аудита принимаются решения о корректировке бизнес-процессов. Этические нормы аудита не позволяют высказывать свое мнение о должностных лицах и определять их виновность. Аудит — коммерческая деятельность, основанная на заключении договора. Оплачивает аудит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизия осуществляется на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Платит вышестоящее звено или государственный орган.
Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.
Данная экспертиза проводится за счет проверяемого предприятия независимо от его желания.
Основное и принципиальное различие судебно-бухгалтерской экспертизы от аудита заключается в следующем:
1. аудит проводится на основании заключенного договора, то есть на основе гражданского законодательства;
2. судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.