Сущность и структура денежного обращения. Формы безналичных расчетов и инструменты платежа.(ДКБ)Схема 2 страница

35.Характеристика нац и мировой валютных систем. Европейская валютная система.(ДКБ)

Валюта – денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товаров. Понятие валюты применятся в трех значениях:

1)Денежной единицы данной страны (доллар, йена, рубль) и ее тип (золото, серебро);

2)Денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах (векселя, облигационные займы, чеки);

3)Международные или региональные денежные единицы, платежные средства (ЕВРО, ЭКЮ, СДР).

Валютная система – правовая форма организации валютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хоз связей.

Валютные отношения – это совокупность отношений, которые складываются при функционировании валюты во внешнем обороте.

Развитие мировых валютных отношений обусловлено:

-ростом производительных сил

-созданием мировых рынков,

-созданием мировой системы хозяйствования.

Валютные отношения опосредуют международные экономические отношения, которые относятся как к сфере материального производства, так и к сфере перераспределения и обмена. Главная задача валютной системы – опосредование платежей за экспорт и импорт товаров, капиталов и услуг. Посредством валютной системы осуществляется перелив капитала, экономических ресурсов из одной страны в другую. Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно изменяется. Основная причина этого – развитие товарного производства, усиливается социальная ориентация такого производства, которое необходимо в каждой стране, усиливаются разнонаправленные процессы в сфере гос вмешательства в экономику (кризисы ведут к смене одной валютной системы на другую).

Различают следующие валютные системы:

-национальная

-международная (региональная)

-мировая

1)Национальная– это определенный порядок организации междунар валютных отношений государства с другими странами. Она является частью денежной системы страны, хотя она относи­тель­но самостоятельна и, как правило, выходит за национальные границы. Особенности национальной валютной системы определяются: -степенью развития экономики; -степенью развития внешнеэкономических связей.Элементы:

*национальная валюта.

*условия обратимости валюты (конвертируемость);

*паритет национальной валюты

*режим курса национальной валюты

*наличие или отсутствие валютных ограничений

*национальное регулирование международных валютных отношений

*регламентация использования международных валютных средств.

*режим функционирования национальной валюты и рынка золота

*национальные органы управления и регулирования валютных отношений страны

На базе нац валютной системы функционирует мировая валютная система. Нац валютные системы тесно связаны, эта связь в основном происходит через нац банки, осуществляющие внешнеторговые операции.

2)Региональная – организационно-эк форма отношений ряда государств в валютной сфере. Направленная на стимулирование интеграционных процессов, регулирование колебаний курсов нац валют и преобразование региона в зону валютной стабильности.

3)Мировая– форма организации международных валютных отношений, сложившихся на основе развития мирового хозяйства и закрепленная межгосударственными соглашениями.Элементы:

*международное платежное средство (расчетные, резервные валюты)

*Условия взаимной конвертируемости валют

*унифицированный режим валютных паритетов

*регламентация режимов валютных курсов

*регламентация международных валютных ограничений

*межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности стран

*унификация правил использования международных кредитных средств обращения

*режим международных валютных резервов и рынков золота

*международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.

Эволюция валютной системы:

Парижская – 1867г.. Была основана на золотомонетном стандарте. Валютный кризис после 1 мировой завершился созданием Генуезской системы – 1922г.. она была основана на использовании золотодевизного стандарта. В дальнейшем все валютные центры были перемещены в США, причины этого: рост валютного и эк потенциала США, перераспределение мировых валютных запасов (46% запасов капиталистических стран в США), курс доллара постоянно увеличивался по сравнению с западно-европейскими валютами. З мировая система – Бреттон-Вудская – 1941г. Она базировалась на золодевизном стандарте, который был основан на золоте и 2х резервных валютах – долларе и фунте стерлингов. 4ая – Ямайская - -1976г. – замена золодевизного стандарта стандартом СДР (специальные права заимствования). Но сфера применения СДР ограничивалась операциями МВФ, практически сохранялся доллоровый стандарт. Юридически завершилась демонтизация золота, страны имели право выбирать любой режим валютного курса. В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы, страны ЕС создали свою региональную валютную систему. С ноября 1993 г. вступило в силу Мааст­рихтское соглашение об образовании Европейского политическо­го, эк и валютного союза (Европейский союз (ЕС)).Цели ЕС:

1.создать эк и полит союз на базе межгос регулирования хоз жизни; превратить ЕС в супергосударство,

2.укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке,

3.коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны — бы­вшие колонии западноевропейских держав.

ЕВС— это международная (региональная) валютная система:

-совокупность эк отношений, связанная с функциони­рованием валюты в рамках эк интеграции;

-гос-правовая форма организации валютных отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов.

В соответствии с Маастрихтским договором экономический и валютный союз реализуется в три этапа.

1 этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) — этап становления эк и валютного союза ЕС (ЭВС). В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о Европейском Союзе.

2 этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) был посвящен более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным организационным событием этого этапа стало учреждение Европейского валютного института (ЕВИ), выступающего как предшественник Европейского Центрального банка (ЕЦБ), основной задачей которого являлось определение правовых, организационных и материально-технических предпо­сылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций, начиная с третьего этапа введения евро.

3 этап перехода к единой валюте (1999—2002 гг.). С 1 ян­варя 1999 г. фиксируются валютные курсы евро к нац валютам стран — участниц зоны евро, а евро становится их общей валютой. Она заменяет также ЭКЮ в соотношении 1:1. Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), которая использует евро для формирования единой де­нежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедре­ние евро на мировые валютные рынки: ее собственные операции на этих рынках производятся и выражаются только в евро.В 1999—2002 гг. во взаимных безналичных расчетах параллель­но используются евро и привязанные к ней национальные валюты, осуществляется номинация в евро всех гос и частных финансовых активов и пассивов зоны. Начала осуществляться единая денежно-кредитная и валютная политика Евросоюза и де­ятельность наднациональных банковских институтов ЕС. *С 1 января 2002 г. выпуск в обращение банкнот и монет евро, параллельное обращение с нац валютами стран-чле­нов, обмен последних на евро. *С 1 июля 2002 г. изъятие из обращения нац валют и полный переход хоз оборота стран-участниц на евро. Страны: Герм, Франция, Нидерланды, Бельгия, Дания, Ирландия, Люксембург, Италия, Испания, Великобритания, Португалия, Австрия, Финляндия, Греция, Словения, Кипр, Мальта, Словения, Эстония.

Плюсы+: объединение 20% официальных золото-доллоровых резервов, развитие кредитно-фин механизма поддержки стран-членов, регулирование экономики.

Минусы-: ЕВС не включает все европейские валюты, периодически происходит корректировка валютных курсов, различие в уровне и темпах развития инфляции стран участниц, их нежелание передавать свои суверенные права наднациональным органам, нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывает дестабилизирующее действие на ЕВС.

Из Хакимовой дополнительно:

ЕВС — подсистема миро­вой валютной системы (Ямайской). Особенности западноевро­пейского интеграционного комплекса определяют структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы:

-ЕВС базировалась на ЭКЮ — европейской валютной еди­нице. Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валют­ной корзины, включающей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине ЭКЮ зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств — членов ЕС, их взаимном товарообороте и уча­стия в краткосрочных кредитах поддержки.

-В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в ка­честве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% офици­альных золотых резервов стран ЕВС в ЕФВС.

-Режим валютных курсов был основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний

-В ЕВС осуществляется межгос региональное валютное регулирование путем предоставления центральным бан­кам кредитов для покрытия временного дефицита платежных ба­лансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

К декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о ЕС, предусматрива­ющий, в частности, поэтапное формирование валютно-эк союза. Договор о Европейском союзе подписан 12 страна­ми ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифициро­ван и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились Австрия, Финляндия, Швеция. Единая денежная и валютная политика Евросоюза фор­мулируется странами-членами через Совет ЕС, в том числе заседающий в составе их министров финансов (ЭКОФИН), при принятии решений квалифицированным большинством голосов и после консультаций с Европарламентом и Европейским цент­ральным банком (ЕЦБ). Основными целями экономической, де­нежной и валютной политики на ближайшую перспективу является стимулирование экономического роста и занятости при обес­печении стабильности цен и укреплении международных позиций евро. С 1 января 1999 г. конкретное наполнение этой политики и ее реализация переданы Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ) стран-членов, которая состоит из центральных банков стран, перешедших на евро, и наднационального Европейского Центрального банка. В свою очередь, ЕСЦБ взаимодействует с центральными бан­ками стран-членов, в том числе определяет для каждого из них квоты допустимой эмиссии, проводит текущее наблюдение за конъюнктурой кредитных и валютных рынков ЕС, готовит решения ЕСЦБ и при необходимости осуществляет вместе с на­циональными ЦБ интервенции в ход развития этой конъюнк­туры. При этом основными инструментами политики ЕСЦБ являются:

а) таргетирование (установление целевых ориентиров основ­ных денежных агрегатов с целью контроля над инфляцией);

б) установление пределов колебаний основных процентных ставок, в том числе с целью их сближения по всей зоне евро;

в) операции на открытом рынке;

г) установление минимальных резервных требований для ба­нков.

Цементирующим инструментом зоны евро станет система вза­имных расчетов «ТАРГЕТ», управляемая ЕСЦБ.

Регламентированы и взаимоотношения «зоны евро» с оста­льным миром. Учитывая, что на единую валюту переходят пока 11 из 15 стран ЕС, предусмотрено, что в случаях, когда процесс становления и функционирования евро затрагивает интересы всего Евросоюза, возможны неформальные консультации по возника­ющим проблемам стран ЕС в полном (заинтересованном) составе с передачей их выводов и рекомендаций в ЭКОФИН. Политика валютного курса определяется квалифицированным большинством голосов Совета ЕС после консультаций с ЕЦБ. Выход курсов за пределы 15% центрального курса предусматрива­ет принятие корректирующих мер путем совместных интервенций на валютных рынках. Взаимоотношения между евро и мировой валютной системой регламентируются решениями Совета ЕС (после консультаций с Европарламентом и ЕЦБ) на основе принципа единогласия. Очевидно, страны — члены зоны евро предпочтут сохранить свое индивидуальное членство в МВФ, однако будут выступать как единый блок, связанный коллективной дисциплиной. В условиях единого валютного и кредитного рынка ЕС ожида­ется существенная либерализация и унификация правил государст­венного регулирования ряда финансовых операций, а именно:

а) деятельности страховых компаний и пенсионных фондов, которые получат равные права на инвестирование не только в своих странах, но и в зоне евро. Это позволит им избежать существующей, по сути принудительной концентрации этих вло­жений прежде всего в национальные государственные ценные бумаги и тем самым существенно диверсифицировать свой порт­фель;

б) потеряют свою ограничительную, преимущественно наци­ональную, характеристику первичные дилеры по размещению го­сударственных ценных бумаг;

в) станет свободным и трансграничным размещение в зоне евро кредитов под залог недвижимости, что сегодня в ряде стран требует специальных разрешений;

г) национальные правительства станут в меньшей степени кон­тролировать деятельность банков стран-партнеров на своих тер­риториях, что в настоящее время объясняется интересами наци­ональной денежной политики;

д) станут рельефнее различия в налогообложении в отдельных странах, что превратится в самостоятельный фактор их сравни­тельной конкурентоспособности. В свою очередь, это ускорит интеграцию налоговых систем ЕС. Усилится и движение в пользу. закрытия в ЕС «налоговых гаваней».

Утвержденный порядок введения евро предусматривает, что в переходный период официальные власти и частный бизнес будут иметь значительную свободу выбора его конкретных путей и про­межуточных дат, исходя из принципа, что в этой сфере ЕС не будет применять «ни принуждения, ни запрещения». Однако все же установлены определенные правила перевода на новую валюту ряда государственных финансовых операций. Наиболее простым стал переход к евро для бюджета и ин­ститутов ЕС, которые уже давно работают на базе эквивалентного ему ЭКЮ. Соответственно финансы ЕС с 1 января 1999 г. стали выражаться в евро. Облигационные займы ЕС и ЕЦБ со сроком погашения после 1 января 1999 г., номинированные в ЭКЮ, автоматически конвертируются в евро с этой даты, а займы в ва­лютах стран — членов ЕС пересчитываются по их курсам к евро в период до 31 декабря 2001 г. Внутренние финансовые операции стран — членов зоны евро (бюджет, учет и т.п.) до 31 декабря 2001 г. по-прежнему могут вестись в национальных валютах, однако основные показатели государственной финансовой статистики параллельно публикуют­ся в евро. Внешний государственный долг этих государств в валю­те стран, присоединившихся к евро, подлежащий оплате до 31 декабря 1998 г., оплачивается в той же валюте. К платежам, приходящимся на переходный период 1999—2001 гг., применяется упомянутое правило «ни принуждения, ни запрещения», т.е. свобо­да выбора валюты платежа. Федерация фондовых бирж Европы рекомендовала перевести биржевую торговлю частными ценными бумагами, номинированными в национальной валюте стран зоны евро, на новую валюту с 4 января 1999 г., т.е. с первого дня открытия фондовых бирж в данном году. Решения о способе номинации ценных бумаг принимаются их эмитентами (для акций — собраниями акционеров), при­чем возможно изменение номинальной стоимости акций либо размера уставного капитала с целью сохранения этих показа­телей в круглых цифрах. Такая номинация не должна затрагивать прав акционеров или принуждать их к продаже части своего портфеля.

36.Международные финансово-кредитные организации(из Хакимовой)

Международные и региональные валютно-кредитные и фин организации –институты, созданные на основе межгос соглашений с целью регулирования международных эк, в том числе валютно-кредитных и фин отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) – первый межгос банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет ЦБ 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами – участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран. БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение – в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария. Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам – членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов. Капитал МВФ образуется за счет взносов государств – членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня эк развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. – 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США – 1/5), 1/3 – развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% - развивающимся. Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран. В Устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947 – 1987 гг. с 36,2 до 20,1% в общем количестве голосов – с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и квот развивающихся стран – экспортеров нефти.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов:

-Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в фонде – ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех – пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем – посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

-Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет в разрез с национальными интересами страны-заемщика. Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках. МВФ играет большую роль в межгос регулировании валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран – членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше + 1% (с декабря 1971 г. - свыше + 2,25%). В соответствии с Уставом МВФ государства – члены фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами – членами МВФ. Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим "плавающих" валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г. Страны – члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т. д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков. Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации – Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – специализированное учреждение ООН, межгос инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г. Но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР – Вашингтон. Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам – членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики. Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии. Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций. МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран – членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты. Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса. В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. с целью предоставления льготных кредитов развивающимся странам (на срок до 50 лет с уплатой 0,75% годовых). В год МАР выдает кредитов на сумму до 5 млрд. долл.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956г. для поощрения помещения частного капитала в промышленность развивающихся стран. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует доп финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) осуществляет страховку капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва контрактов. МАГИ создана в 1988 г.

Таким образом, создана группа МБРР с едиными органами управления и президентом, которая получила название "Всемирного банка" и является ведущей в сфере международного кредита. С 1992 г. Россия является членом МВФ и Всемирного банка.

Кроме того, в 60-х гг. возникли региональные банки развития, а именно: в 1949 г. – Межамериканский банк развития (МаБР), в котором представлено 27 участников развивающихся стран региона и 16 представителей развитых стран; в 1964 г. – Африканский банк развития (АфБР) с участием развивающихся стран региона и развитых стран (соответственно 50 и 25); в 1966 г. – Азиатский банк развития (АзБР) с соответствующим участием стран в соотношении 31 и 14. Общими чертами региональных банков являются цели и методы финансирования, а объектами кредитования – отрасли инфраструктуры: строительство или модернизация автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т.д., а также добывающая и обрабатывающая промышленность. Основная цель региональных банков развития – совершенствование эк сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.

Необходимо также сказать и о региональных валютно-кредитных организациях Европейского союза.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных проектов, модернизацию отраслевой структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФЗС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы, с 1994 г. – Европейский валютный институт (ЕВИ). Он предоставляет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран – членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации экономики. На ЕВИ в рамках ЕВС возложены функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран: все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации – Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне РФ. ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991г., его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12 % - странам ЕС; 11,3% - другим европейским странам; 24% - неевропейским государствам, в том числе: США – 10% капитала, Японии – 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы – 13,7%, бывшему СССР, а ныне Российской Федерации – 6%. Цель ЕБРР – сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточно-европейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

Наши рекомендации