Режим «одного окна» и как он работает

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг

на тему:

Проблемы и перспективы организации предоставления государственных
и муниципальных услуг населению на базе МФЦ

Автор работы:

студент 4 курса

группы ГБ-113

очной формы обучения

Пикалова Анна Сергеевна

подпись

Проверил:

д.э.н. профессор

Аннин А.Г.

Оценка

Подпись

Дата

Содержание

Введение
1. Понятие МФЦ и его функции
2. Режим «одного окна» и как он работает
3. Проблемы реализации МФЦ
4. Пример комплексной услуги в рамках МФЦ
Заключение
Библиографический список

Введение

В настоящее время государственные услуги для граждан и бизнеса в Российской Федерации понимаются как функции и предоставляются (исполняются) непосредственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется по запросам физических или юридических лиц в соответствии с административными регламентами и стандартами[1].

Сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях) размещены в сводных реестрах.

На федеральном уровне в этих целях сформирован перечень государственных услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти (содержит 889 полномочий), одобренный Правительственной комиссией по проведению административной реформы и размещенный в качестве классификатора в Сводном реестре.

В отношении услуг (функций) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления разработаны примерные перечни услуг (функций), которые содержат 150 региональных и 80 муниципальных услуг.

Министерством регионального развития Российской Федерации был обобщен опыт создания многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, в рамках которого были отражены нормативноправовые основы создания МФЦ, цели и принципы создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Сегодня в 49 субъектах Российской Федерации работают более 160 многофункциональных центров, которые осуществляют предоставление государственных и муниципальных услуг населению. Они работают по-разному. Есть МФЦ, работающие со сбоями, есть работающие формально, где качество и объем услуг оставляют желать лучшего[2].

Работа многофункциональных центров строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в таких центрах сокращаются благодаря организации взаимодействия на основании соглашений и административных регламентов. МФЦ выполняет роль организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Понятие МФЦ и ее функции

На сегодняшний момент не выработано единого определения понятию многофункциональный центр. Согласно проекту Федерального закона «Об административных регламентах и стандартах государственных и муниципальных услуг», под многофункциональным центром понимается организация, уполномоченная (учрежденная) органом власти на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг.

Однако данное определение представляется поверхностным, не отражающим суть концепции МФЦ. Представим более подробное определение МФЦ, но также не являющимся совершенным.

МФЦ — организация, уполномоченная (учрежденная) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг на основании утвержденных административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг в едином помещении, оборудованном необходимыми для предоставления государственных и муниципальных услуг средствами, с использованием программных средств, применяемых при предоставлении государственных (муниципальных) услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обладающая персоналом, достаточным для организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также заявителей - юридических и физических лиц.

Из данного описания становятся понятны ключевые особенности организации этого института, процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также преимущества центра перед традиционными формами оказания услуг.

В целом технологию создания многофункционального центра можно представить в виде следующей последовательности шагов:

I. Определение ОИВ, уполномоченного на создание (учреждение) и последующее управление МФЦ.

II. Учреждение организации (юридическое лицо) «Многофункциональный центр...».

III. Разработка проекта положения о многофункциональном центре (в качестве рекомендации предлагается использовать типовое положение об МФЦ, разработанное Минэкономразвития Российской Федерации).

IV. Определение перечня услуг, которые предполагается оказывать в рамках МФЦ. Заключение соглашения с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (МСУ), а также частными организациями.

V. Разработка и утверждение административных регламентов государственных и муниципальных услуг, оказываемых в рамках МФЦ.

VI. Мониторинг функционирования МФЦ.

Стоит отметить, что представленная схема может существенно модифицироваться для каждого конкретного случая. Именно поэтому ее следует применять в качестве рекомендации, а не универсального правила.

К ключевым принципам создания МФЦ можно отнести:

- единообразный подход к специфике предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг;

- синхронизация предоставления взаимосвязанных («комплексных») государственных и муниципальных услуг Сторонами (ФОИВ, ОИВ субъекта РФ, органов МСУ, а также возможно частными организациями) с целью предоставления потребителям «комплексной» услуги качественно и своевременно;

- предоставление Сторонами (ФОИВ, ОИВ субъекта РФ, органов МСУ, а также возможно частными организациями) государственных и муниципальных услуг в соответствии со «сквозным» регламентом предоставления государственных и муниципальных услуг;

- соответствие требованиям «стандартов комфортности» оказания государственных и муниципальных услуг, содержащихся в административных регламентах;

- взаимный обмен Сторонами (ФОИВ, ОИВ субъекта РФ, органов МСУ, а также возможно частными организациями) информацией, справочными и аналитическими материалами по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг;

- невмешательство Сторон (ФОИВ, ОИВ субъекта РФ, органов МСУ, а также возможно частными организациями) в исключительную компетенцию других органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также частных организаций;

- безвозмездность пользования имуществом и помещением, необходимые Сторонам (ФОИВ, ОИВ субъекта РФ, органов МСУ, а также возможно частными организациями) для предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг;

- обязательность, безупречность и непрерывность исполнения достигнутых Сторонами (ФОИВ, ОИВ субъекта РФ, органов МСУ, а также возможно частными организациями) договоренностей.

Что же касается нормативной правовой базы создания МФЦ, то она только начинает формироваться. На сегодняшний момент Решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания Комиссии от 27 июля 2007 г. № 66) было одобрено только примерное положении о МФЦ.

Сегодня список субъектов Российской Федерации, внедряющих концепцию многофункционального центра, не достаточно большой (около 20 субъектов РФ). Принятие решения о создании МФЦ является достаточно сложным вопросом, требующим учета множества факторов:

- объем имеющихся финансовых средств;

- наличие договоренностей (поддержки) со стороны ФОИВ, органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по участию в МФЦ;

- социально-экономические особенности субъекта РФ (отрасли, получившие наибольшее развитие в регионе, плотность распределения населения на территории, развитие нормативной правовой базы...) и множество других.

Как отмечалось выше, работа по созданию многофункционального центра в каждом конкретном случае является уникальной, требующей учета специфики работы ОИВ субъекта РФ.

Рассмотрим функции МФЦ: Основными функциями МФЦ в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» являются:

• прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

• представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

• представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;

• информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

• взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

• выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

• прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и многофункциональных центров при предоставлении государственных услуг.

В рамках направления по предоставлению информации о государственных услугах и государственных услугах в электронной форме обеспечено наполнение официальных сайтов органов государственной власти информацией о порядке предоставления государственных услуг. Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) также предоставляет возможность подачи заявления по нескольким десяткам государственных услуг. В отношении большинства данных услуг возможность подачи документов в электронной форме обеспечена.

В целях определения непосредственного результата от внедрения предложений по оптимизации проводится регулярный независимый и межведомственный мониторинг повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг по оптимизируемым сферам общественных отношений.

На сегодняшний день Правительством Российской Федерации уже приняты решения, затрагивающие сферы образования, сельского хозяйства, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия, миграции и паспортно-визового обслуживания граждан, регистрации актов гражданского состояния, строительства, транспорта, экспорта высокотехнологичной продукции, а именно:

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 марта 2010 г. № 297- р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования»;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09 марта 2010 г. № 299- р, утверждающее план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти в сфере сельского хозяйства;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 768-р, предусматривающее подготовку нормативных правовых актов, направленных на реализацию мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и по оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического

благополучия и потребительского рынка;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 июня 2010 г. № 894- р, утверждающее план реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, оформлением и выдачей паспортов гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982- р, которым утвержден план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и по оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июня 2010 г. № 1013 - р, определяющее мероприятия, направленные на повышение качества исполнения государственной функции, связанной с государственной регистрацией рождения и смерти;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 г. № 1031- р, направленное на совершенствование порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с выдачей специального разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 1174- р, утверждающее план реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 августа 2010 г. № 1310-р «О Плане реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур в сфере государственной регистрации и технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним»;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 1974-р, утверждающее план мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции.

Режим «одного окна» и как он работает

Расширение перечня государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», в МФЦ определено постановлением от 30 мая 2014 г. № 496 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797».

ФМС, Минюсту, МВД до 1 июля 2014 года поручено определить МФЦ, в которых будет проводиться эксперимент по предоставлению расширенного списка госуслуг.

Принятые решения направлены на сокращение сроков оказания услуг, уменьшение финансовых издержек и повышение комфорта при получении услуг.

Какие услуги можно получить в службе «Одного окна», рассказывает АиФ.ru.

Наши рекомендации