Руководство и контроль самостоятельной работы обучающихся

Общие положения

Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из видов процесса обучения и одной из форм его организации, которые способствуют формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности, готовой к последующей профессиональной деятельности.

СРС - это процесс активного целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений и навыков без непосредственного участия преподавателя, но выполняемая при его методическом руководстве.

СРС по дисциплине «Бизнес-планирование» выполняет следующие важные функции:

– способствует усвоению знаний по дисциплине, формированию собственной точки зрения на современные проблемы бизнеса, умению ориентироваться в конкретных ситуациях;

– способствует развитию инициативной и творческой самостоятельной работы студентов;

– формирует потребность в самообразовании, развивает познавательные способности личности;

– побуждает к научно-исследовательской работе студентов;

– формирует нравственные качества будущего специалиста, превращает полученные знания в убеждения.

В ходе самостоятельной работы по бизнес-планированию студент может:

– освоить теоретический материал по вопросам бизнес-планирования (лекционный курс в целом, его отдельные темы, определенные вопросы, конкретные ситуации и т. д.);

– закрепить теоретический материал на практике путем решения задач, выполнения контрольных заданий, тестов для самопроверки;

– применять полученные знания и практические навыки для анализа конкретных экономических ситуаций и поиска правильного решения (при проведении групповой дискуссии, деловой игры, анализе конкретных ситуаций и т.д.);

– применять полученные знания и умения для определения собственной позиции (при подготовке докладов, написании рефератов, выполнении курсовых работ и т.д.);

Самостоятельная работа студентов по бизнес-планированию включает следующие ее виды:

– выполнение заданий к семинарским занятиям;

– изучение учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной, методической и научной литературе);

– написание рефератов, докладов, обзоров литературы и других видов письменных работ;

– подготовку к участию в ежегодно проводимых в университете «Днях науки»;

– подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах, проводимых в университете, других городах и за рубежом;

– выполнение курсовых работ;

– подготовку к тестированию, сдаче экзаменов и зачетов.

Курсовой проект – комплексная самостоятельная учебная работа проектного характера, выполняемая студентом в ходе изучения учебной дисциплины или на завершающем этапе изучения группы родственных дисциплин с целью более глубоко усвоить учебный материал и продемонстрировать практическое владение им.

Курсовой проект выполняется с целью:

– расширения знаний по определенному разделу или направле­нию дисциплины «Бизнес-планирование»;

– систематизации знаний во взаимной увязке нескольких смеж­ных дисциплин учебного плана по направлению подготовки;

выработки у обучающихся навыков научно-исследовательской ра­боты;

обучения обучающихся методам аналитической и проектной рабо­ты в области управления бизнесом;

обучающихся студента к работе над дипломным проектом.

В процессе курсового проектирования студент должен приоб­рести и закрепить навыки:

– работы со специальной литературой фундаментального и при­кладного характера;

– систематизации, обобщения и анализа фактического материа­ла по проблемам управления бизнесом;

– обоснования выводов и предложений по совершенствованию технологий управления бизнесом.

Выполнение курсового проекта предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие обучающимся тематики и разделов курсового проекта.

Курсовой проект выполняется и защищается в сроки, опреде­ленные учебным графиком.

Руководство и контроль самостоятельной работы обучающихся

Руководство самостоятельной работой студентов по бизнес-планированию осуществляется преподавателями кафедры, помогающими студентам раскрыть творческий потенциал, обеспечить самореализацию ими своих способностей.

Руководство СРС может быть организовано в форме проведения преподавателями групповых и индивидуальных консультаций с обсуждением результатов самостоятельной работы, выяснением наиболее сложных вопросов, вызвавших затруднения при самостоятельном изучении студентами вопросов социальной политики.

Для оказания помощи студентам в самостоятельной работе могут быть организованы во внеаудиторное время собеседования и семинары по наиболее трудным разделам «Бизнес-планирования».

Результаты самостоятельной работы представляются студентами в форме выступлений, докладов, рефератов, обсуждаемых и оцениваемых на семинарских занятиях.

Для повышения эффективности самостоятельной работы осуществляется постоянный контроль за ее проведением. Основными этапами такого контроля являются следующие:

– входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения дисциплины «Бизнес-планирование»;

– текущий контроль уровня усвоения материала на лекциях и семинарских занятиях;

– промежуточный контроль по окончании изучения отдельных разделов учебного курса бизнес-планирования;

– итоговый контроль по дисциплине «Бизнес-планирование» в форме зачета или экзамена;

– контроль остаточных знаний и умений через определенное время после завершения изучения курса бизнес-планирования.

3. Содержание дисциплины «Бизнес-планирование»

Наименование и содержание учебных тем
Тема 1. Роль и место планирования в управлении организацией. Объекты и предмет планирования в организации . Процесс планирования и его методы. Планирование как наука и вид экономической деятельности. Сущность и структура объектов планирования. Предмет планирования. Временные границы планирования. Экономический механизм управления организацией. Система планов: перспективное, среднесрочное, текущее планирование. Бизнес-план организации.
Тема 2. Планирование как инструмент для обеспечения динамичного развития бизнеса. Рыночная экономика и объективная необходимость планирования на макро- и микроуровнях. Планирование как инструмент для обеспечения динамичного развития бизнеса.
Тема 3. Резюме бизнес-плана. Прогноз финансовых результатов. Требуемая сумма инвестиций. Особенности структуры резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса. Примерная форма резюме.
Тема 4. Исследование и анализ рынка, план маркетинга. Разработка собственной ценовой политики фирмы, а также сравнение с ценовой стратегией конкурентов. Анализ системы ценовых скидок как инструмента стимулирования реализации. Сравнительный анализ эффективности методов реализации. Структура собственной торговой сети. Политика по послепродажному обслуживанию и предоставление гарантий. Реклама и продвижение товара на рынок.
Тема 5. Составление плана производства и организационного плана. Планирование потребности в персонале. Планирование трудоемкости производственной программы. Расчет и анализ баланса рабочего времени. Планирование производительности труда. Состав средств на оплату труда. Анализ фонда заработной платы. Планирование фонда заработной платы. Планирование снижения себестоимости продукции. Планирование сметы затрат на производство продукции.
Тема 6. Производственный план. Структура и показатели производственной программы. Планирование трудоемкости производственной программы.
Тема 7. Бизнес-планирование инновационно-инвестиционной деятельности. Структура и содержание бизнес-плана инновационного проекта.
Тема 8. Управление проектами и оценка инновационных рисков. Классификация проектных рисков. Идентификация рисков. Мониторинг и контроль рисков.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Бизнес-планирование»

Для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бизнес-планирование» на кафедре имеется комплекс методического обеспечения учебного процесса, включающий:

– тексты лекций по дисциплине «Бизнес-планирование»;

– методические указания и учебные пособия по данной дисциплине;

– банки задач и заданий по дисциплине;

– банк программ самоконтроля и пр.

5. Примерная тематика докладов и выступлений на семинарских занятиях по дисциплине «Бизнес-планирование» и рекомендуемая литература для подготовки докладов по разделам

Раздел 1. Сущность, функции и основные принципы бизнес-планирования

Бизнес-план как инструмент рыночного управления и развития фирмы.

Проблемы поиска деловой информации в бизнес-планировании.

Информация о перспективах развития фирмы и ее вкладе в развитие отрасли и региона.

Характеристика патентной защищенности предлагаемых товаров (услуг) или технологий их производства.

Особенности разработки приложений к бизнес-плану.

Особенности переговоров с предпринимателями различных стран.

Методика проведения презентации бизнес-плана для различных видов деятельности.

Литература:

1. Акимов О.Ю. Малый бизнес : эволюция понятий , рыночная среда, проблемы развития –

2. М.: Финансы и статистика, 2011-192с.

3. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта/ Т.С. Бронникова –М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012, 224 с.

4. 3.Бухалков М.И. Планирование на предприятии/ М.И. Бухалков –М.: ИНФРА-М, 2011, 411 с.

5. Дубровин И.А. Бизнес-планирование/И.А. Дубровин –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 432 с.

6. Орлова П.И. Бизнес-планирование/П.И. Орлова –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 284 с.

Раздел 2. Основные принципы планирования

Учет мнений потребителей при разработке новых товаров или их модернизации.

Исследование факторов, влияющих на спрос товаров (услуг).

Изучение потребностей потенциальных покупателей и перспективы их изменения.

Прогнозирование развития емкости сегментов рынка.

Конкуренты фирмы как объект исследования бизнес - среды.

Сравнительный анализ конкурентоспособности товаров фирмы.

Основные проблемы продвижения новых товаров фирмы на рынки и пути их решения.

Литература:

1. Буров В.П. Бизнес-план фирмы: теория и практика/В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин –М.: ИНФРА-М, 2012, 192 с.

2. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. ;% реальных бизнес-планов/В.А. Горемыкин –М.: Щсь-89, 2011, 864 с.

3. Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 816 с.

4. 3.Бухалков М.И. Планирование на предприятии/ М.И. Бухалков –М.: ИНФРА-М, 2011, 411 с.

5. Дубровин И.А. Бизнес-планирование/И.А. Дубровин –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 432 с.

6. Орлова П.И. Бизнес-планирование/П.И. Орлова –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 284 с.

Раздел 3. Применение различных методик при составлении бизнес-плана

Планирование мероприятий по достижению оптимального объема продаж и получению максимальной прибыли.

Планирование реализации продукции и эффективность методов реализации.

Планирование послепродажного обслуживания клиентов.

Методика составления плана маркетинга для различных видов деятельности.

Циклограмма производства и реализации продукции.

Методика разработки производственных планов для различных видов деятельности.

Варианты расчетов в финансовом плане: оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный.

Значение разработки плана получения средств для создания и развития стратегического центра хозяйствования.

Методика разработки производственных планов для различных видов деятельности.

Оценка вероятности возникновения рисков и ожидаемого ущерба.

Особенности оценки рисков для крупных и простых проектов.

Порядок и методы представления информации о правовых аспектах деятельности фирмы

Оценка потребностей в инвестициях и источников их финансирования.

Литература:

1. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Омега-Л, 2012. – 152 с.

2. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 488 с.

3. Сборник бизнес-планов: практическое пособие / ред. Ю. Н. Лапыгин. – М.: Омега-Л, 2012. – 310 с.

4. Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации.- М.: Книга сервис, 2012. – 346 с.

5. Уткин, Э.А. Бизнес-план компании / Э.А Уткин.- М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. – 102 с.

6. 3.Бухалков М.И. Планирование на предприятии/ М.И. Бухалков –М.: ИНФРА-М, 2011, 411 с.

7. Дубровин И.А. Бизнес-планирование/И.А. Дубровин –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 432 с.

8. Орлова П.И. Бизнес-планирование/П.И. Орлова –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 284 с.

Наши рекомендации