Руководство и контроль самостоятельной работы обучающихся
Общие положения
Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из видов процесса обучения и одной из форм его организации, которые способствуют формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности, готовой к последующей профессиональной деятельности.
СРС - это процесс активного целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений и навыков без непосредственного участия преподавателя, но выполняемая при его методическом руководстве.
СРС по дисциплине «Бизнес-планирование» выполняет следующие важные функции:
– способствует усвоению знаний по дисциплине, формированию собственной точки зрения на современные проблемы бизнеса, умению ориентироваться в конкретных ситуациях;
– способствует развитию инициативной и творческой самостоятельной работы студентов;
– формирует потребность в самообразовании, развивает познавательные способности личности;
– побуждает к научно-исследовательской работе студентов;
– формирует нравственные качества будущего специалиста, превращает полученные знания в убеждения.
В ходе самостоятельной работы по бизнес-планированию студент может:
– освоить теоретический материал по вопросам бизнес-планирования (лекционный курс в целом, его отдельные темы, определенные вопросы, конкретные ситуации и т. д.);
– закрепить теоретический материал на практике путем решения задач, выполнения контрольных заданий, тестов для самопроверки;
– применять полученные знания и практические навыки для анализа конкретных экономических ситуаций и поиска правильного решения (при проведении групповой дискуссии, деловой игры, анализе конкретных ситуаций и т.д.);
– применять полученные знания и умения для определения собственной позиции (при подготовке докладов, написании рефератов, выполнении курсовых работ и т.д.);
Самостоятельная работа студентов по бизнес-планированию включает следующие ее виды:
– выполнение заданий к семинарским занятиям;
– изучение учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной, методической и научной литературе);
– написание рефератов, докладов, обзоров литературы и других видов письменных работ;
– подготовку к участию в ежегодно проводимых в университете «Днях науки»;
– подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах, проводимых в университете, других городах и за рубежом;
– выполнение курсовых работ;
– подготовку к тестированию, сдаче экзаменов и зачетов.
Курсовой проект – комплексная самостоятельная учебная работа проектного характера, выполняемая студентом в ходе изучения учебной дисциплины или на завершающем этапе изучения группы родственных дисциплин с целью более глубоко усвоить учебный материал и продемонстрировать практическое владение им.
Курсовой проект выполняется с целью:
– расширения знаний по определенному разделу или направлению дисциплины «Бизнес-планирование»;
– систематизации знаний во взаимной увязке нескольких смежных дисциплин учебного плана по направлению подготовки;
выработки у обучающихся навыков научно-исследовательской работы;
обучения обучающихся методам аналитической и проектной работы в области управления бизнесом;
обучающихся студента к работе над дипломным проектом.
В процессе курсового проектирования студент должен приобрести и закрепить навыки:
– работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
– систематизации, обобщения и анализа фактического материала по проблемам управления бизнесом;
– обоснования выводов и предложений по совершенствованию технологий управления бизнесом.
Выполнение курсового проекта предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие обучающимся тематики и разделов курсового проекта.
Курсовой проект выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.
Руководство и контроль самостоятельной работы обучающихся
Руководство самостоятельной работой студентов по бизнес-планированию осуществляется преподавателями кафедры, помогающими студентам раскрыть творческий потенциал, обеспечить самореализацию ими своих способностей.
Руководство СРС может быть организовано в форме проведения преподавателями групповых и индивидуальных консультаций с обсуждением результатов самостоятельной работы, выяснением наиболее сложных вопросов, вызвавших затруднения при самостоятельном изучении студентами вопросов социальной политики.
Для оказания помощи студентам в самостоятельной работе могут быть организованы во внеаудиторное время собеседования и семинары по наиболее трудным разделам «Бизнес-планирования».
Результаты самостоятельной работы представляются студентами в форме выступлений, докладов, рефератов, обсуждаемых и оцениваемых на семинарских занятиях.
Для повышения эффективности самостоятельной работы осуществляется постоянный контроль за ее проведением. Основными этапами такого контроля являются следующие:
– входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения дисциплины «Бизнес-планирование»;
– текущий контроль уровня усвоения материала на лекциях и семинарских занятиях;
– промежуточный контроль по окончании изучения отдельных разделов учебного курса бизнес-планирования;
– итоговый контроль по дисциплине «Бизнес-планирование» в форме зачета или экзамена;
– контроль остаточных знаний и умений через определенное время после завершения изучения курса бизнес-планирования.
3. Содержание дисциплины «Бизнес-планирование»
Наименование и содержание учебных тем |
Тема 1. Роль и место планирования в управлении организацией. Объекты и предмет планирования в организации . Процесс планирования и его методы. Планирование как наука и вид экономической деятельности. Сущность и структура объектов планирования. Предмет планирования. Временные границы планирования. Экономический механизм управления организацией. Система планов: перспективное, среднесрочное, текущее планирование. Бизнес-план организации. |
Тема 2. Планирование как инструмент для обеспечения динамичного развития бизнеса. Рыночная экономика и объективная необходимость планирования на макро- и микроуровнях. Планирование как инструмент для обеспечения динамичного развития бизнеса. |
Тема 3. Резюме бизнес-плана. Прогноз финансовых результатов. Требуемая сумма инвестиций. Особенности структуры резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса. Примерная форма резюме. |
Тема 4. Исследование и анализ рынка, план маркетинга. Разработка собственной ценовой политики фирмы, а также сравнение с ценовой стратегией конкурентов. Анализ системы ценовых скидок как инструмента стимулирования реализации. Сравнительный анализ эффективности методов реализации. Структура собственной торговой сети. Политика по послепродажному обслуживанию и предоставление гарантий. Реклама и продвижение товара на рынок. |
Тема 5. Составление плана производства и организационного плана. Планирование потребности в персонале. Планирование трудоемкости производственной программы. Расчет и анализ баланса рабочего времени. Планирование производительности труда. Состав средств на оплату труда. Анализ фонда заработной платы. Планирование фонда заработной платы. Планирование снижения себестоимости продукции. Планирование сметы затрат на производство продукции. |
Тема 6. Производственный план. Структура и показатели производственной программы. Планирование трудоемкости производственной программы. |
Тема 7. Бизнес-планирование инновационно-инвестиционной деятельности. Структура и содержание бизнес-плана инновационного проекта. |
Тема 8. Управление проектами и оценка инновационных рисков. Классификация проектных рисков. Идентификация рисков. Мониторинг и контроль рисков. |
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Бизнес-планирование»
Для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бизнес-планирование» на кафедре имеется комплекс методического обеспечения учебного процесса, включающий:
– тексты лекций по дисциплине «Бизнес-планирование»;
– методические указания и учебные пособия по данной дисциплине;
– банки задач и заданий по дисциплине;
– банк программ самоконтроля и пр.
5. Примерная тематика докладов и выступлений на семинарских занятиях по дисциплине «Бизнес-планирование» и рекомендуемая литература для подготовки докладов по разделам
Раздел 1. Сущность, функции и основные принципы бизнес-планирования
Бизнес-план как инструмент рыночного управления и развития фирмы.
Проблемы поиска деловой информации в бизнес-планировании.
Информация о перспективах развития фирмы и ее вкладе в развитие отрасли и региона.
Характеристика патентной защищенности предлагаемых товаров (услуг) или технологий их производства.
Особенности разработки приложений к бизнес-плану.
Особенности переговоров с предпринимателями различных стран.
Методика проведения презентации бизнес-плана для различных видов деятельности.
Литература:
1. Акимов О.Ю. Малый бизнес : эволюция понятий , рыночная среда, проблемы развития –
2. М.: Финансы и статистика, 2011-192с.
3. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта/ Т.С. Бронникова –М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012, 224 с.
4. 3.Бухалков М.И. Планирование на предприятии/ М.И. Бухалков –М.: ИНФРА-М, 2011, 411 с.
5. Дубровин И.А. Бизнес-планирование/И.А. Дубровин –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 432 с.
6. Орлова П.И. Бизнес-планирование/П.И. Орлова –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 284 с.
Раздел 2. Основные принципы планирования
Учет мнений потребителей при разработке новых товаров или их модернизации.
Исследование факторов, влияющих на спрос товаров (услуг).
Изучение потребностей потенциальных покупателей и перспективы их изменения.
Прогнозирование развития емкости сегментов рынка.
Конкуренты фирмы как объект исследования бизнес - среды.
Сравнительный анализ конкурентоспособности товаров фирмы.
Основные проблемы продвижения новых товаров фирмы на рынки и пути их решения.
Литература:
1. Буров В.П. Бизнес-план фирмы: теория и практика/В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин –М.: ИНФРА-М, 2012, 192 с.
2. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. ;% реальных бизнес-планов/В.А. Горемыкин –М.: Щсь-89, 2011, 864 с.
3. Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 816 с.
4. 3.Бухалков М.И. Планирование на предприятии/ М.И. Бухалков –М.: ИНФРА-М, 2011, 411 с.
5. Дубровин И.А. Бизнес-планирование/И.А. Дубровин –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 432 с.
6. Орлова П.И. Бизнес-планирование/П.И. Орлова –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 284 с.
Раздел 3. Применение различных методик при составлении бизнес-плана
Планирование мероприятий по достижению оптимального объема продаж и получению максимальной прибыли.
Планирование реализации продукции и эффективность методов реализации.
Планирование послепродажного обслуживания клиентов.
Методика составления плана маркетинга для различных видов деятельности.
Циклограмма производства и реализации продукции.
Методика разработки производственных планов для различных видов деятельности.
Варианты расчетов в финансовом плане: оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный.
Значение разработки плана получения средств для создания и развития стратегического центра хозяйствования.
Методика разработки производственных планов для различных видов деятельности.
Оценка вероятности возникновения рисков и ожидаемого ущерба.
Особенности оценки рисков для крупных и простых проектов.
Порядок и методы представления информации о правовых аспектах деятельности фирмы
Оценка потребностей в инвестициях и источников их финансирования.
Литература:
1. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Омега-Л, 2012. – 152 с.
2. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 488 с.
3. Сборник бизнес-планов: практическое пособие / ред. Ю. Н. Лапыгин. – М.: Омега-Л, 2012. – 310 с.
4. Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации.- М.: Книга сервис, 2012. – 346 с.
5. Уткин, Э.А. Бизнес-план компании / Э.А Уткин.- М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. – 102 с.
6. 3.Бухалков М.И. Планирование на предприятии/ М.И. Бухалков –М.: ИНФРА-М, 2011, 411 с.
7. Дубровин И.А. Бизнес-планирование/И.А. Дубровин –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 432 с.
8. Орлова П.И. Бизнес-планирование/П.И. Орлова –М.: ИТК «Дашков и К», 2012, 284 с.