Составление проектов бюджетов
Составление проектов бюджетов — важнейшая и во многом определяющая стадия бюджетного процесса, поскольку от качества проекта бюджета, его обоснованности и реальности зависят как реальность его исполнения, так и соответствие бюджета стратегическим задачам развития общества. Этим объясняется то обстоятельство, что самые принципиальные новации бюджетного процесса связаны именно с этой стадией.
Прежде всего в основу составления проектов бюджетов положена идея перехода к среднесрочному финансовому планированию — на очередной финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом). В перспективе предполагается дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования (на период 10—15 лет и более)1, что, как показывает мировой опыт, позволит обеспечить преемственность и предсказуемость бюджетной и макроэкономической политик государства в целом, повысить обоснованность планирования бюджетных расходов, экономно и эффективно использовать бюджетные средства.
Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют
1 См.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008—2010 годах».
Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
В развитие самостоятельности участников бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ устанавливает лишь рамочные условия, общие основы составления проекта бюджета, общие требования к разрабатываемым документам, а полномочия по установлению конкретного порядка составления бюджетов закрепляет за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Так, законодательством предусмотрено ежегодное составление и утверждение проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. В то же время органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется право выбора между составлением и утверждением бюджетов соответствующих уровней на три года либо на очередной финансовый год (с составлением и утверждением среднесрочного финансового плана).
Составление проекта бюджета основывается на: а) Бюджетном послании Президента РФ; б) прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; в) основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное послание Президента РФ определяет бюджетную политику страны на очередной финансовый год и плановый период и направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального района (городского округа) разрабатывается ежегодно на период не менее трех лет в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, и одобряется ими одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган. Прогноз разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. При разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период составляется сводный финансовый баланс РФ. Этот документ характеризует объем и использование финансовых ресурсов России в целом (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики, степень влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития страны.
В случае составления и утверждения бюджетов субфедерального Уровня не на три года, а лишь на очередной финансовый год, составляйся и утверждается среднесрочный финансовый план. Под среднесрочным финансовым планом субъекта РФ (муниципального образования)
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 8. Бюджетный процесс
понимается документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (местного бюджета): 1) прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ (муниципального района); 2) объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов; 3) распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; 4) нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые (подлежащие установлению) законами субъекта РФ (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований); 5) дефицит (профицит) бюджета; 6) верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга субъекта РФ, а также муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).
Наряду с указанными параметрами среднесрочный финансовый план субъекта РФ должен включать прогнозируемый объем доходов, расходов и дефицита (профицита) территориального государственного внебюджетного фонда. Значения показателей среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) и основных показателей проекта соответствующего бюджета должны соответствовать друг другу. Показатели плана носят индикативный характер и могут быть изменены в ходе его разработки и утверждения. Проект плана разрабатывается ежегодно, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) и представляется в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом бюджета.
В рамках развития самостоятельности участников бюджетного процесса уточнены подходы к прогнозированию доходов бюджета, планированию бюджетных ассигнований, финансированию долгосрочных целевых' программ и бюджетных инвестиций. Доходы бюджета разрабатываются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего законодательства о налогах и сборах и законодательства (правовых актов представительных органов муниципальных образований), устанавливающего неналоговые доходы бюджетов всех уровней. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Предусматривается безусловное исполнение действующих обязательств. Увеличение и принятие новых расходных обязательств должно осуществляться с учетом имеющихся ресурсов, оценки их объема и состава, ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Планирование осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансо-
вый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.
В основу бюджетного планирования положен программно-целевой метод, а потому планирование осуществляется в рамках федеральных и ведомственных целевых программ. Под целевой программой понимается увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Новая система финансирования долгосрочных целевых программ обеспечивает прозрачность их отражения в бюджетах и бюджетной отчетности, выполнение принятых соответствующих расходных обязательств, повышение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Ими же определяются сроки реализации долгосрочных целевых программ, порядок принятия решений об их разработке, порядок их формирования и реализации. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета.
По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии оценки устанавливаются соответствующим уровнем власти. По результатам оценки может быть принято решение о сокращении бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В этом случае при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету нижестоящего уровня на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субси-
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
глава 8. Бюджетный процесс
дий устанавливаются соответствующей программой. Аналогичный подход применяется в отношении бюджетных инвестиций. Бюджетные вложения в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством РФ. В целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства, в составе федерального бюджета создан Инвестиционный фонд РФ, порядок формирования и использования средств которого устанавливается Правительством РФ. В федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответствующим уровнем власти.
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются Правительством РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Согласование показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса РФ осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством РФ. Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную думу. Порядок и сроки составления проектов бюджетов субъектов РФ (проектов местных бюджетов) и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются высшими исполнительными органами власти соответствующего уровня с соблюдением требований их законов (правовых актов) и Бюджетного кодекса РФ.