Деф б-тов РБ, его динамика на соврем этапе

Республика Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с огромным дефицитом государственного б-та. Несмотря на то, что до 1986 г. обеспечивалось выполнение дох государственного б-та, постепенно сокращалась реальная база для дальнейшего увеличения накоплений и поступлений в б-т. В условиях становления рыночных отношений и ухудшения Экономического положения страны нельзя было не признать объективность всех категорий, отражающих сущность товарно-денежных отношений, в том числе и категорию б-тного дефицита. Проблема дефицита б-та стала обсуждаться только в середине 80-хг., а к концу 80-х гг. дефицит стал утверждаться Законом "О государственном б-те". Сокращение накоплений в отраслях экономики, вызвавшее резкое уменьшение поступлений в б-т, было вызвано рядом причин и, в частности, разбалансированностью экономики, падением эффективности Производства. Рентабельность в отраслях материального производства снизилась с 35,5% в 1970 г. до 16,0 % в 1986 г. Одновременно нарастали диспропорции в развитии экономики, ориентированной преимущественно на производство средств производства при отставании легкой промышленности и агропромышленного комплекса. Ускоренно развивалась тяжелая промышленность при замедленном росте отраслей, производящих товары народного потребления. Производство ради производства привело к дисбалансам в экономике. Этот процесс подкреплялся растущим объемом дотаций в народное хозяйство из государственного б-та, кот опережали темпы роста б-та.

Такое положение было характерно не только для СССР в целом, но и для Беларуси.

К середине 80-х гг. создалась ситуация, когда большая часть дох, поступивших от отраслей экономики, направлялась обратно в виде финансирования расх на народное хозяйство. Это означало, что практически все б-тные ресурсы, поступившие в виде основных налогов от предприятий отраслей экономики, направлялись на финансирование народного хозяйства. Если учесть, что указанные налоги составляли в 1989 г. около 70% от общего объема дох б-та Белоруссии (без учета средств государственного социального страхования), а на долю остальных (на социально-культурные мероприятия, содержание органов власти и управления, прочие мероприятия) оставалось всего 30%, то становится понятна суть остаточного принципа финансирования расх на социальную сферу. Положение усугублялось тем, что в связи с падением цен на мировом рынке на экспортируемые товары топливноэнергетической группы сократились дох от экспорта; антиалкогольная компания и реформа оптовых цен 1982 г. уменьшила поступления налога с оборота. В 1986-1988 гг. произошло·сокращение поступлений от трех крупнейших источников поступлений в б-т: налога с оборота, отчислений от прибыли государственных предприятий и поступлений от внешнеэкономической деятельности. Сокращение дох б-та сопровождалось увеличением расх. Вложения в народное хозяйство росли опережающими темпами. Одним из главных факторов такого быстрого роста является увеличение расх на сельское хозяйство. На увеличение масштабов финансирования народного хозяйства существенное влияние оказал рост капиталовложений. В то же время мероприятия по реализации социальной политики в СССР (повышение заработной платы, пенсий, пособий, обеспечение учреждений социальной сферы) потребовали осуществления дополнительных расх, кот не были подкреплены реальными финансовыми ресурсами.

Очевидно, что после распада СССР Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и б-тный дефицит, растущий из года в год.

В Республике Беларусь б-тный дефицит стал планироваться с 1991 г., когда его р-р был определен в 3,7 млрд р.,. Однако фактически б-т был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд р. В основном это объясняется тем, что в 1991 г. Беларусь была объявлена суверенной республикой и большинство дох осталось в ее распоряжении, а государственный б-т на 1991 г. все еще предусматривал выделение дотаций республике. С течением времени абсолютное значение б-тного дефицита возросло. В Процентах к Дох респ б-та р-р дефицита изменялся от 10,8 в 1992 Г. до 4,8% в 2001 г. и к расх, соответственно, с 9,8 до 4,6 %. Максимальной отметки б-тный дефицит достиг в 1993--1994 1'1'. _ 17 -18 % к Дох б-та. Почти до такого же уровня он поднялся и в 1999 Г.: 16,9 % к объему дох б-та и 14,4 % к объему расх. Бюдж деф в любом случае д.б управляемым. С этой целью устан-ся пред р-р деф. Если в процессе исполнения б-та превышается пред р-р, то вводится секвестр.в соотв с з-ном о бюдж с-ме пред р-р деф респб-та устанся в обсол сумме либо в % к ВВП. В послед годы у нас в обсол сумме. По з-ну о б-те на 2006г пред р-р бюдж деф 1трлн130млрд руб, 2007 – 14000млрд. руб. пред р-р деф мест бюдж м.б предусмотрен при принятии мест б-тов а обсол сумме либо в % к расх б-та.

Наши рекомендации