Геше Майкл Роуч – Алмазная мудрость. Будда о том, как управлять бизнесом и личной жизнью 3 страница

И тогда Субути задал следующий вопрос:

— О Победитель, что с теми, кто вступил на дорогу сострадания? Как они должны жить? Как они должны практиковать? О чём им следует думать?

И тогда в ответ на вопрос Субути Победитель произнёс следующие слова:

— Всё правильно, Субути, всё правильно. Верные ты сказал слова. Один из тех, кто так ушёл, дал благословенные наставления идущим по пути сострадания, этим великим и святым людям. Один из тех, кто так ушёл, дал им ясные наставления.

А сейчас, Субути, послушай то, что я скажу, и будь уверен, что это крепко удержится в твоём сердце. Я открою тебе, как тем, кто вступил на путь сострадания, следует жить, как им следует практиковать и чему посвящать свои мысли.

— Да будет так, — ответил младший монах Субути и сел слушать наставления Победителя. И начал Победитель свою речь такими словами…

*Бодхисаттва — человек, ставший на дорогу сострадания, во имя освобождения от страдания себя и всех живых существ (прим. переводчика).

**У монаха всегда была своя собственная плошка для еды (прим. переводчика).

*** Один из тех, кто так ушёл - одно из имён Будды. Этим именем он называл себя сам вместо «я», тем самым подчёркивая, что он уже не совсем человек, что он уже перешёл в другое состояние. «Так» — подразумевает: так, как предшествующие ему Будды (прим. переводчика).

Глава 4 Скрытый во всём потенциал

Сейчас мы уже можем перейти к самому главному. Приготовьтесь. Вы хотите преуспевать в бизнесе, вы хотите быть успешными в жизни и в то же время вы интуитивно чувствуете, что без духовной стороны ваша жизнь не будет полной. Вы хотите и заработать миллион, и медитировать.

На самом деле, для настоящего успеха в бизнесе вам необходимо глубокое внутреннее осознание, обретённое в духовной жизни. Да, вы можете посидеть на двух стульях сразу. В этой главе речь пойдёт о скрытом потенциале вещей, о том, что в буддизме называют «пустотой». Только, пожалуйста, пусть вас не беспокоит это странное название, не пытайтесь сразу представлять, что за ним стоит. Это совсем не то, что мы обычно вкладываем в это слово, и в нём заключён секрет любого успеха.

Начнём мы с удивительного разговора, который произошёл между Буддой и его учеником Субути.

Младший монах Субути с глубоким почтением обращается к Победителю:

— О, Победитель, как же называется это особое учение? И как мы должны к нему относиться?

И ответил ему Победитель такими словами:

— О, Субути, это учение называется «Совершенная мудрость», и именно так следует к нему относиться.

Почему это так? А потому, Субути, что это совершенное учение, которое даёт Один из тех, кто так ушёл, никогда не могло бы существовать. Именно поэтому мы можем его назвать «Совершенной мудростью».

Скажи мне, Субути, как ты думаешь, а есть ли вообще какое-либо учение, которое даёт Один из тех, кто так ушёл?

И Субути отвечает с глубоким почтением:

— Нет, Победитель, не существует. Вообще не существует. Не может быть учения, которое было бы дано Одним из тех, кто так ушёл.

На этом месте начинает казаться, что «Алмазная мудрость» уплывает в бессмысленную игру слов, которую незаслуженно приписывают буддизму в западной культуре. Но это совсем не так.

Давайте посмотрим, что здесь было сказано и почему, и как это всё можно применить в нашем бизнесе. А применить действительно можно. В этих словах заключён секрет абсолютно успешной жизни.

Суть этого диалога можно изложить так:

Субути: «Как нам следует назвать книгу?»

Будда: «Назовите её «Совершенная мудрость».

Субути: «Что нам следует думать об этой книге?»

Будда: «Думайте о ней как о совершенной мудрости. Если вы спросите почему, то я вам отвечу, что совершенной мудрости, о которой я здесь пишу, никогда не могло существовать, и именно поэтому я решил назвать эту книгу «Совершенная мудрость». Кстати, Субути, ты думаешь, что книга была книгой?

Субути: «Конечно, нет. Мы знаем, что ты никогда не пишешь книг».

Загадкой и одновременно ключом к пониманию скрытого потенциала вещей является утверждение: «Ты можешь назвать книгу книгой и думать о книге как о книге, потому что она никогда и не могла быть книгой». Это утверждение имеет очень специфический и очень конкретный смысл. Это вовсе не язык мумбо-юмбо. Здесь есть всё, что вам нужно знать, чтобы быть успешным, как в личной, так и в профессиональной жизни. Давайте возьмём распространённый пример из деловой жизни, чтобы проиллюстрировать на нём смысл скрытого потенциала. Речь пойдёт о недвижимости.

Когда мы только начинали наш бизнес в «Андин», то снимали одну или две комнаты в офисе одной ювелирной компании недалеко от Empire State Building. Офер и Ая, владельцы компании, расположились в маленькой комнатке за перегородкой, по другую сторону которой за большим столом разместились Уди (специалист по алмазам), Алекс (ювелир-дизайнер), Ширли (ответственная за компьютерную работу) и я. В то время, как на одном углу стола занимались сортировкой алмазов, на другом — вносились счета в компьютер. Я тем временем сидел на телефоне и пытался разузнать имена секретарей крупных покупателей драгоценностей, чтобы мы могли напрямую обращаться к тем, кто лично принимает решения о покупке. Весь ассортимент нашей продукции в то время насчитывал пятнадцать колец, запечатлённых на одной фотографии, с которой Офер и Ая повсюду бегали и всем её показывали.

Работать на этих ребят было довольно весело. Ничего не зная о бизнесе в Америке, они парадоксальным образом проявляли гораздо больше творчества. Их вообще не волновало, что некоторые приёмы здесь могут просто не сработать (а те неожиданно срабатывали), и что есть вещи, которые категорически запрещено делать (например, явиться в футболке техасского клуба «Далласские ковбои» на встречу с руководителями одной из крупнейших сетей универмагов в мире).

Офер мог войти и задать нам очередной дурацкий вопрос об Америке, например: «Тут вот в календаре сказано, что завтра День Сурка. Это что, ваш национальный праздник? Вы собираетесь брать в этот день выходной? А оплачивать мы его вам должны?» Иногда мы отвечали, что это очень важный праздник в Америке.

С другой стороны, они не могли понять, почему все норовят уйти домой раньше одиннадцати часов ночи. Чаще всего мы работали часов до одиннадцати, а то и позже. Моя ежедневная поездка в загородный монастырь занимала два часа, поэтому я, как правило, приезжал домой около часа ночи, а в шесть утра уже был на ногах и отправлялся обратно в офис.

Алмазы и готовые ювелирные изделия прибывали к нам из Израиля и сразу направлялись к покупателю. Я думаю, наши клиенты полагали, что у нас есть свои собственные производственные мощности, но зачастую наша работа сводилась к беготне до угла 5-й авеню и 47-й улицы в бронированный офис компании «Бринкс» и обратно, срыванию лишних наклеек с коробки, прибывшей из Тель-Авива, наклеиванию на неё нашего фирменного лейбла с именем заказчика и доставки в офис этажом выше.

Помню один кошмарный случай, когда я открыл одну из таких коробок, чтобы разделить её содержимое между двумя покупателями, и обнаружил внутри огромную горсть колец с бриллиантами из так называемого «медного» золота. Я помчался с этой посылкой обратно на 30-ую улицу, что вызвало шквал звонков на Ближний Восток. Проблема была в том, что 14-каратное золото можно отлить различными способами. В золотой каратной системе (в отличие от алмазной) число 24 означает чистое золото. Оно слишком мягкое для использования в ювелирных украшениях. Если 24-каратное кольцо носить каждый день, то оно просто развалится. Поэтому чистое золото «разбавляют» другими более твёрдыми металлами.

Если количество примесей в таком золоте составляет 25%, то кольцо становится 18-караным и так далее. В Америке для производства ювелирных украшений разрешено использовать 18-, 14- и 10-каратное золото. Металл, добавляемый для увеличения твёрдости кольца, определяет его окончательный цвет. Например, если вы добавите никель, то золото становится светло-жёлтым, а если медь — ярко-красным. Комбинируя примеси, можно получить и другие оттенки. Американцам чаще всего нравится светло-жёлтая гамма, азиаты предпочитают золото тёмных оттенков, а большинство европейцев, как правило, выбирают медное золото. Эта партия колец была отлита по ошибке в «европейском» цвете.

Трудно забыть эту историю из раннего периода жизни нашей компании: вся наша команда из трёх-четырёх человек помчалась в центр, на фабрику гальванических покрытий, где мы долго уговаривали владельца поторопиться с нанесением дополнительного, очень дорогого, слоя жёлтого золота поверх красноватого. И вот мы с моими будущими мультимиллионерами и с пятнадцатью пуэрториканскими девушками сидим вместе за столом. Офер и Ая очень громко говорят друг с другом на иврите, а девушки вторят им на испанском. Они никак не возьмут в толк, зачем нам нужно золотить золото. Но уже очень скоро мы сидим плечо к плечу, согнувшись над бриллиантовыми кольцами, и покрываем их специальным составом, защищающим те части, которые золотить было не нужно.

Через некоторое время мы смогли открыть свою собственную маленькую фабрику. Условия здесь были почти такие же. Находилась она недалеко от нас на Манхэттене и представляла собой комнату с голым цементным полом и огромными перегородками в виде железных решёток. Здесь же располагалось и наше первое хранилище. Об этом периоде есть что вспомнить. Например, в ночь переезда мы подняли в нашем старом офисе ковер и ползали по полу на четвереньках, собирая «потерянные» за последние месяцы крошечные алмазные осколки (их набралось несколько сот). А одна наша сотрудница случайно заперлась в новом хранилище на всю ночь, и её муж всё интересовался, до какого же времени мы всё-таки работаем. Я же среди влажного нью-йоркского лета потел в своём единственном костюме (а был он шерстяной), потому что Лама настаивал, чтобы я всегда выглядел представительно. Я носил этот костюм каждый день, даже не помышляя о том, чтобы снять пиджак или ослабить галстук.

Я думаю, прошло около шести месяцев, и опять возникла необходимость найти новое место для нашей крошки-фабрики. Встал вопрос: стоит ли рисковать и переезжать в «алмазный» район или нет? Что если мы арендуем большое помещение, а заказов станет меньше? Что, если мы арендуем маленькое помещение, а объём заказов вырастет, и у нас не будет возможности их выполнить?

В результате мы сняли половину небольшого этажа обветшалого здания, которое находилось буквально на границе с главным «алмазным» районом. Это был компромисс между большой площадью и невысокой арендной платой. Я сидел один в своём кресле в «отделе алмазов» (крошечной комнатёнке), иногда мне приходилось работать в «системном отделе» (очень маленькой комнате, которая была ещё и приёмной), иногда в хранилище (очень маленьком помещении, где едва могли стоя поместиться два работника, подобно двум мумиям в саркофаге). Фабрика находилась в самой большой комнате, в углу которой одиноко сидел полировщик. Каждый год мы удваивали наши продажи, и так продолжалось почти десять лет. Таким образом, риск приобретения больших площадей стал неотвратимым. Мы сидели буквально локоть к локтю, и среди нас ходила шутка, что каждый дюйм занимаемой площади стола равен 1000 долларам зарплаты. В те дни я был близок к 15 дюймам. Из соображений безопасности мы не могли принимать поставщиков алмазного сырья внутри офиса, поэтому нам приходилось заключать сделки, стоя между фойе (называемом «ловушкой») и приёмной. Делать это приходилось так, чтобы другие алмазные дилеры не смогли услышать нашу цену. Представьте, каково стоять в маленьком, слабо освещённом коридоре с небольшим свёртком в руках, наполненном тысячами крохотных алмазов, и стараться перекричать шум шлифовального цеха за спиной (да так, чтобы тебя не услышали сидящие прямо перед тобой люди). В это время же ещё нужно было делать расчёт окончательной суммы для разных категорий, а также слегка продвигаться в цене навстречу оппоненту, если он делает то же самое. Всё это часто напоминало дуэль на шпагах в чулане.

Кстати, «ловушкой» называется такое место на алмазном предприятии, куда после звонка в наружную дверь попадает посетитель. После того, как дверь за ним закрывается, его проверяют через камеру или пуленепробиваемое стекло, и только тогда пропускают, опять же после звонка, через вторую дверь. Так он оказывается уже внутри компании. Электронный механизм не позволяет держать обе двери открытыми одновременно. Это может привести к интересной ситуации, когда вы последним выходите с работы и, уже пройдя первую дверь, вспоминаете, что забыли взять ключ от наружной двери.

На определённом этапе мы предприняли осторожный шаг и заплатили за оставшуюся часть этажа. Но это вскоре опять превратилось в те же самые двадцать дюймов стола на одного сотрудника. Тогда мы сняли ещё один этаж и соединили их лестницей. Но продажи постоянно удваивались, и на каждого опять приходились двадцать дюймов. Тогда мы заняли последний свободный этаж, с которым нас, к сожалению, разделяли два пролёта.

Когда нам опять потребовалось дополнительное пространство, мы не смогли уговорить ни одну соседнюю компанию съехать, чтобы освободить нам этаж. Не нашли мы ничего подходящего и в соседних зданиях. Тогда мы сняли этаж через два дома от нас в таком высоком здании, что нам в обход всех законов пришлось провести кабели для подключения компьютеров по воздуху прямо над крышей более низкого здания. Это напоминало бельевые верёвки в многоквартирных домах Бруклина, но в сердце Манхэттена среди сверкающих небоскрёбов это выглядело несколько странно.

Дополнительным неудобством такого расположения была необходимость ходить туда-сюда с большими пакетами алмазов, рубинов, сапфиров, аметистов и дюжиной других камней только для обеспечения работы сортировочных комнат в разных зданиях. Это было опасно, а тут ещё «алмазный» район стал расширяться в нашу сторону, и арендная плата непрерывно росла. Поэтому мы снова стали подумывать о том, где и как поместить нашу компанию, которая к тому времени уже имела многомиллионный годовой оборот и около сотни служащих. И сейчас мы опять возвращаемся к вопросу о недвижимости и потенциалу, скрытому во всём.

В Нью-Йорке есть особая категория бизнесменов, которые каждое утро должны получать газету Wall Street Journal. Читают они её или нет, не имеет значения (у меня есть подозрение, что мало кто это делает). Во многих фирмах важно, чтобы каждое утро сотрудники видели, как вы радостно поднимаетесь по лестнице, неся под мышкой свёрнутый номер. Ещё лучше сделать так, чтобы газету доставляли прямо к вам в офис, около девяти утра, подсунув её под дверь так, чтобы часть заголовка Wall Street Journal была хорошо видна из коридора. Второй вариант ещё и тем хорош, что газета будет торчать там до тех пор, пока вы неторопливо не проследуете в свой кабинет примерно в 9.30. И каждый, кто в течение этого получаса пройдет мимо и увидит газету, лишний раз вспомнит, что босс здесь вы, поэтому вам совсем не обязательно приходить к 9.05.

В тех немногочисленных случаях, когда я читал Wall Street Journal, у меня оставалось очень странное впечатление. На первой странице, вверху справа (левую часть целиком занимает сводка национальных и мировых новостей), всегда располагалась бодрая статья о каком-нибудь бизнесмене, вроде Джорджа Сороса, сделавшем невероятно рискованные и большие инвестиции, что привело к великолепным результатам. Его провозглашают «провидцем», поскольку теперь он в своих подходах оторвался далеко от всех остальных на рынке. Он — тот, у кого было достаточно дерзости и уверенности в себе, чтобы выйти на новый уровень доходов, тогда как ограниченные и консервативные предприниматели остались далеко сзади.

Примерно на четвёртой странице обычно помещена статья о какой-нибудь компании, которая едва держится на плаву по причине закостенелого и не современного управления. Всё руководство этой компании было уволено, а прежнего директора компании заменили новым. Через неделю или месяц я мог открыть газету ещё раз (обычно я использовал экземпляр из-под двери другого зама, и возвращал его на место до 9.30). Теперь на первой странице помещалась хвалебная статья в адрес компании, которая из года в год следовала старым проверенным методам, и в этом квартале получила огромные прибыли. У руля такой компании всегда стоял мудрый лидер, твёрдо придерживающийся проверенных методов прошлого. А где-то на четвёртой странице была опубликована статья о глупом капиталисте, который совершил неразумно рискованную операцию с акциями своей компании.

Меня поразило открытие, что имена рискующих гениев этого месяца могли через полгода превратиться в имена рискующих глупцов. И наоборот, имена консервативных глупцов позднее могли стать именами консервативных гениев. А может быть и так, что рискующий гений останется на вершине, а консервативный глупец продолжит падать вниз. В любом случае, никто не обратил внимания, что совершенно одинаковые действия, предпринятые одним и тем же человеком или одной и той же компанией, приводят к различным, почти случайным результатам.

Как это всё относится к недвижимости, и где тут «скрытый потенциал»? Представьте себе вопросы, которые мы задавали себе, принимая решение о помещении для фирмы. Годы сомнений: арендовать или не арендовать, расти или не расти. Следует ли нам предпринять этот гигантский шаг или нет?

В такой ситуации каждый предприниматель начинает вести свои собственные подсчёты, оценивая все "за" и "против". Большое новое здание произведёт впечатление на наших клиентов, вызывая чувство стабильности, как в них, так и в наших поставщиках. А может быть клиенты решат, что мы превысили свои возможности, и будут опасаться, что мы захотим покрыть расходы повышением цен. Возможно, что поставщики подумают, что продают нам камни слишком дёшево, и мы приобрели новое здание за их счёт.

Может быть, наш переезд из «алмазного» района затруднит поставщикам драгоценных камней доставку продукции. А может, сэкономленные на аренде деньги позволят нам покупать товар по более высоким ценам, что привлечёт ещё больше дилеров, и в результате мы сможем заработать ещё больше денег.

Может быть, из-за переезда на новое место нашим сотрудникам станет тяжелее добираться до работы. Вдруг эти лишние полчаса в метро побудят наших лучших людей уволиться и искать работу поближе к «алмазному» району? Или наоборот, людям намного больше приглянется более спокойный район нашего нового дома в Вест Гринвич, где много оригинальных магазинчиков, а в ресторанах порции больше, чем в центре города.

Может быть, стоимость недвижимости подскочит уже после нашего переезда туда, и тогда мы получим дополнительную выгоду от инвестиций. Или, наоборот, цены на Нью-Йоркскую недвижимость подвергнутся очередному внезапному обвалу, что обернётся для нас более высокими выплатами ссуды.

Может быть, экономия на рабочей площади и локализация производства в одном здании позволит нам снизить цены и завоевать рынок. А может, стоимость технического обслуживания больших производственных мощностей постепенно задушит нас.

Те из вас, кто достаточно давно занимается бизнесом и действительно честен с самим собой, знают, что дела с лёгкостью могут пойти в любом направлении. Если вы покупаете здание, и всё идёт хорошо, то вы гений, и ваше решение великолепно. Если вы покупаете здание, и ваши дела идут плохо, то вы превращаетесь в опрометчивого идиота. Если вы покупаете дом, и всё идет хорошо, или покупаете, и всё идет плохо, то... вы уже знаете, как вас тогда назовут. И вы знаете, что в обоих случаях вы один и тот же человек.

Всё это медленно, но верно подводит нас к скрытому потенциалу вещей.

Сделка по покупке недвижимости, а именно приобретение компанией «Андин Интернэшнл» большого девятиэтажного здания в Вест-Сайде, на Манхэттене, является хорошим примером скрытого потенциала или того, что буддисты называют «пустотой».

Важным моментом здесь является то, что и само здание, и его покупка содержат в себе все виды «скрытого потенциала», содержат в себе возможность быть одновременно и чем-то хорошим, и чем-то плохим.

Если мы покупаем здание, а стоимость недвижимости в Нью-Йорке неожиданно падает (кстати, именно так и произошло), то для наших владельцев Офера и Аи это плохо.

Если мы покупаем здание, и у менеджеров неожиданно появляется больше офисного пространства, чем раньше, то для них эта покупка благоприятна.

Если мы покупаем здание, и все сотрудники из Нью-Джерси затрачивают лишних полчаса на дорогу, то для них это плохо, но хорошо для сотрудников из Бруклина, которые, наоборот, экономят время.

Если мы покупаем здание, и это производит хорошее впечатление на наших поставщиков и говорит им о наших финансовых возможностях, то для нас это хорошо. Если это вызывает у них ощущение, что мы хотим их разорить, то это плохо, опять-таки для нас.

Но что если убрать «для нас» и «для них»? Что если попытаться оценить, является ли само по себе здание или его приобретение хорошей или плохой вещью? Даже если задуматься об этом всего на секунду, то ответ станет очевиден: само по себе приобретение здания не является ни плохим, ни хорошим. Всё зависит от того, кто смотрит на эту ситуацию. Приобретение здания оказывается положительным для тех, кто в дальнейшем получает от этого выгоду, и отрицательным для тех, кто понесёт убытки. Но у него нет своей собственной природы, быть хорошим или плохим, у него нет такого собственного качества. Оно «пусто» от любого качества.

Именно в этом и заключается смысл «пустоты». События могут пойти в любом направлении. У вещей нет своих собственных качеств, всё зависит от нашего восприятия. Это и есть скрытый во всём потенциал.

Всё остальное в мире является, между прочим, таким же. Является ли визит к стоматологу для удаления зубного корня сам по себе плохим? Если да, то он должен быть плохим для всех. Но подумайте, насколько это ужасно для нас, настолько же это может быть благоприятно для других людей. Для бессовестного стоматолога это прекрасная возможность оплатить своему ребёнку семестр обучения в колледже. Для секретаря в регистратуре это будет дополнительной занятостью, которая позволит ей продолжить работу. Для продавца зубоврачебного оборудования — хорошим шансом продать ещё одну коробку шприцов. Даже такая болезненная процедура, как эта, не имеет своей собственной природы быть хорошей или плохой. Сама по себе, без её восприятия другими людьми, она нейтральна, или чиста, или пуста. Она обладает «пустотой». Согласно тибетским книгам глубокой мудрости, это и есть скрытый или абсолютный потенциал.

С людьми вокруг нас всё обстоит точно так же. Вспомните о тех ваших сотрудниках, которые раздражают вас больше всего. Кажется, что раздражать — это их природное качество, и оно приходит от них. Кажется, что раздражающие флюиды текут от них к вам. Однако давайте об этом поразмышляем. Кто-нибудь (возможно, другой сотрудник, или член их семьи, или жена, или ребёнок) обязательно находит их любящими и любимыми. И когда они смотрят на того же самого человека или слушают его, возможно, что даже одновременно с вами, то видят в нём что-то хорошее.

Очевидно, что никаких раздражающих флюидов не исходит от этих людей к вам. Это очень простое доказательство того, что качество «вызывать раздражение» не находится в них. Если бы это качество было в них, то его бы видели все. Они как белый экран, они нейтральны. И разные люди видят в них разные вещи. Это очень простое и неоспоримое доказательство «пустоты» или скрытого потенциала. И это верно абсолютно для всего в мире.

Сейчас мы можем вернуться к началу главы и разобраться в словах Будды о книге: «Ты можешь называть книгу книгой, и ты можешь думать о книге как о книге, потому что она никогда и не могла быть книгой». В терминах приобретения недвижимости, это будет звучать так: «Вы можете сказать, что приобрести здание — это хорошо, вы можете думать, что приобрести здание — это хорошо, поскольку приобретение здания никогда не может быть хорошим (или плохим) само по себе, по своей собственной природе без связи с тем, как смотрим на это мы».

Как же это всё относится к бизнесу? Как скрытый потенциал может стать ключом к успеху, как в личной жизни, так и в нашем бизнесе? Для этого мы должны узнать, как работают принципы использования скрытого потенциала.

Глава 5

Принципы использования скрытого потенциала

В предыдущей главе мы говорили о скрытом во всём потенциале, о том, что в Буддизме обычно называют "пустотой". Мы ясно увидели, что ничего из того, что происходит с нами, не является хорошим или плохим по своей собственной природе. Потому, что если бы это было так, то все бы воспринимали всё одинаковым образом. Например, наш раздражающий коллега раздражал бы всех одинаково, если бы "раздражательность" находилась в нём и от него перетекала бы к нам.

В действительности, всегда есть кто-нибудь, кто находит этого человека милым и приятным.

Из этого факта следуют два важных вывода:

1. У человека нет никаких внутренних качеств, которые бы делали его милым или раздражающим. По своей собственной природе он "чистый" или "нейтральный", или "пустой".

2. Причина, по которой лично мы воспринимаем его раздражающим, должна приходить откуда-то ещё.

Откуда же она приходит? Ответ на этот вопрос находится в определённых принципах, которые лежат в основе высвобождения скрытого во всём потенциала. Эти принципы позволят нам использовать скрытый потенциал для достижения успеха и в нашем бизнесе, и в нашей личной жизни. Вот, что Будда говорит в "Алмазной мудрости" о создании совершенного бизнеса и совершенной жизни, то есть о создании совершенного мира или другими словами рая.

И сказал тогда Победитель:

О Субути, представь себе, что один из тех, кто идёт дорогой сострадания произнёс бы следующие слова: "Я работаю над созданием совершенного мира". Сказанное им не будет правдой.

Великий мастер Чоней Лама объясняет эти загадочные строки следующим образом:

Будда хочет подчеркнуть, что для того, чтобы достичь наивысшего состояния, о котором шла речь раньше, вначале мы должны создать совершенный мир, в котором можно достичь этого наивысшего состояния. Поэтому Победитель и говорит Субути:

Представь себе, что один из тех, кто идёт дорогой сострадания произнёс бы или подумал следующие слова: "Я работаю над созданием совершенного мира". И представь, что в то же самое время он верит, что совершенный мир может быть совершенным по своей собственной природе, и что создание этих миров тоже происходит само по себе. В таком случае, сказанное им не будет правдой.

Будда объясняет самого себя в следующих строках " Алмазной мудрости".

Почему это так? Потому что Один из тех, кто так ушёл утверждает, что эти совершенные миры, эти "совершенные миры", над созданием которых мы работаем, никогда не могут существовать. Именно поэтому мы их и называем "совершенными мирами".

В этом месте вы можете думать не о "совершенном мире", а о "совершенном бизнесе". Тогда это будет звучать так: "Утверждение, что совершенный бизнес совершенен сам по себе ошибочно". Ни книга, ни покупка здания, ни "достающий" вас сотрудник - никто и ничто из них не существуют сами по себе. Ничто не является ни плохим, ни хорошим по своей собственной природе. Если бы это было так, то все бы всё воспринимали одинаково.

Но этого не происходит и это подтверждает то, что вещи "чисты", "нейтральны" или, как говорят буддисты "пусты". Вместе с тем, одни вещи мы воспринимаем как хорошие, а другие, как плохие.

И если это не приходит из них, то откуда это приходит? Если мы разгадаем эту загадку, то возможно сможем заставить всё происходить так, как нам бы этого хотелось.

Если мы совсем немного поразмышляем над этим, то поймём, что наше восприятие всего, приходит из нас самих. Будет наш коллега нас раздражать или вдохновлять - дело только нашего восприятия, и доказательством тому служит, что другие наши сотрудники к нему относятся по-другому, иногда прямо противоположно.

Как же это приходит из нас самих? И как мы можем использовать этот феномен с пользой для себя?

Думаю, что вначале важнее всего поговорить о том, как вещи не приходят из нас самих. Легко сказать, что то, как мы воспринимаем других людей приходит из нашего собственного сознания, из нашего ощущения.

Но если нам что-то причиняет боль, то очевидно, что мы не можем это контролировать только своим желанием. Нет ни одного бизнесмена в мире, который бы хотел потерпеть неудачу или обанкротиться и увидеть боль своих разочарованных работников, поставщиков, не получивших по счетам, огорчённых жену и детей.

Может быть, что в какой-то степени и верно, что наше восприятие банкротства приходит из нашего сознания, но это не означает, что банкротство исчезнет, если мы только пожелаем, чтобы оно исчезло. Что-то заставляет нас видеть вещи тем или иным образом, вынуждает нас их так видеть, пренебрегая нами и нашими желаниями в данный момент.

Отсюда мы должны перейти к буддийской идее отпечатков в сознании, которое и является истинным значением слова карма. Но поскольку у этого слова есть так много неверных толкований, что мы остановимся на термине "ментальные отпечатки"*.

Представьте, что ваш ум — это видеокамера. Ваши глаза, уши и всё остальное — это линзы, через которые вы смотрите наружу. Почти все кнопки и рукоятки, которые определяют качество записи, соединены с нашим намерением, то есть с нашим истинным желанием. Как же осуществляется запись? Как же создаются в нашем сознании отпечатки успеха или провала в бизнесе?

Наши рекомендации