Исторические этапы развития бухгалтерского дела в отдельных государствах.

Тема 1

СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Сущность и содержание бухгалтерского деда. Цели и задачи дисциплины.

1.2. Исторические этапы развития бухгалтер­ского дела.

1.3. Концепция бухгалтерского учета в рыноч­ной экономике России.

1.4. Цели и задачи реформирования бухгалтерс­кого учета в России.

1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

В современных условиях хозяйствование оператив­ность и качество бухгалтерской информация во многом зависят от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерских служб и специалистов в области бухгал­терского учета, составляющих основу содержания бух­галтерского дела.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения инфор­мации в денежном выражении об имуществе, обязатель­ствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйствен­ных операций.

Содержание бухгалтерского учета определяет сис­тема наблюдения хозяйственной жизни соответствую­щего экономического субъекта. Эта система реализуется путем использования количественных и стоимостных показателей на базе сплошной, непрерывной и докумен­тально фиксированной взаимосвязи совершаемых хозяй­ственных операций.

Бухгалтерское дело, являясь составной частью си­стемы бухгалтерского учета, обеспечивает возможность практического сбора и представления документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета.

Другими словами, бухгалтерское дело представля­ет собой профессиональную деятельность бухгалтеру во всех ее проявлениях - ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организа­ции, контроле, анализе данных; участии в профессио­нальных организациях и т.д.

Сущность бухгалтерского дела составляет деятель­ность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных опера­циях на предприятии в специально разработанных и оформленных бухгалтерских документах, а также орга­низация их движения, учета и хранения.

Элементами метода бухгалтерского дела являют­ся многочисленные виды документов (финансовые, расчетно-денежные, первичные учетные, отчетно-статисти­ческие, организационно-распорядительные) - продукты труда работников бухгалтерии, включающие в себя ос­новные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего существо­вания.

Эффективная и рациональная организация бухгал­терской деятельности на предприятии является необхо­димым условием функционирования всей системы бухгалтерского учета, от которой зависит возможность по­лучения и представления заинтересованным пользова­телям всей необходимой информации.

Бухгалтерский учет должен вестись всеми органи­зациями, находящимися на территории Российской Федерация (РФ), а также филиалами и представительствами иностранных организаций, если иное не предус­мотрено международными договорами РФ.

Основными задачами организации бухгалтерского учета являются:

* формирование достоверной, полной и своевремен­ной информации о совершаемых хозяйственных опера­циях по приобретению и использованию имущества эко­номическим субъектом, его обязательствам;

* предупреждение и нейтрализация производствен­ных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их возникновения;

* предоставление пользователям необходимой ин­формации, соответствующей требованиям действующе­го законодательства, о всех участках деятельности эко­номического субъекта;

* своевременное и полное предоставление качествен­ной отчетности внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых результатах деятель­ности экономического субъекта и его финансовом поло­жении, а также его положение на соответствующем рын­ке товаров, работ или услуг;

* предотвращение отрицательных результатов хо­зяйственной деятельности предприятий и организаций и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

При этом в сферу бухгалтерского дела включа­ются:

* прием, регистрация входящей и исходящей кор­респонденции и ее отправка по назначению;

* прием документов на рассмотрение и подписание администрацией;

* распределение рассмотренных администрацией до­кументов между структурными подразделениями и со­трудниками для исполнения и ознакомления сотрудни­ков с директивными актами;

* учет стадий прохождения исполнения документов с обеспечением их сохранности;

* сдача дел в архив и обеспечение их хранения.

Цель преподавания дисциплины «Бухгалтерское дело» состоит в подготовке бухгалтеров высокой квали­фикации, способных в условиях развития рыночных отношений, на основе знаний в области бухгалтерского дела организовать работу бухгалтерской службы на предприятии, оценить риски и выбрать оптимальный вари­ант выполнения хозяйственных операций.

Задачи изучения дисциплины вытекают из цели ее преподавания и связаны с формированием специалиста-бухгалтера. Основными задачами изучения курса «Бух­галтерское дело» являются:

* рассмотрение бухгалтерского дела как науки, ос­новного источника достоверной информации, необходи­мой для успешного управления предприятием и делового сотрудничества за его пределами;

* получение методологического представления о роли и значении бухгалтерского дела в условиях перехода к рынку;

* овладение теоретическими и практическими осно­вами организации учетного процесса на всех предприя­тиях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм и видов деятельности;

* ознакомление с порядком ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского уче­та, технологией обработки учетной информации, учёт­ными регистрами и формами бухгалтерского учета.

Предмет дисциплины «Бухгалтерское дело» пред­ставляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимоза­висимых по своему содержанию тем, отражающих пра­вовые, экономические и методологические вопросы орга­низации бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В современных условиях существенным изменени­ям подвергаются теоретические и методологические ос­новы теории бухгалтерского учета, а именно: содержа­ние и определение предмета бухгалтерского учета, его объекты, основные задачи, требования и принципы, а также содержание разделов и вопросов их толкования. Хорошее знание курса «Бухгалтерское дело» имеет пер­востепенное значение для формирования профессиональ­ной подготовки и деловых качеств экономистов, бухгал­теров, аудиторов, финансистов и банкиров. Эта дисцип­лина представляет собой фундаментальную теоретичес­кую часть бухгалтерского учета.

В результате изучения дисциплины «Бухгалтерское дело» студент должен знать:

* нормативную базу по вопросам регулирования и организации бухгалтерского дела на российских пред­приятиях;

* требования, предъявляемые к специалистам - бух­галтерам и аудиторам;

* цели и задачи функционирования профессиональ­ных организаций бухгалтеров и аудиторов;

* функции бухгалтерской службы предприятия;

* права и обязанности работников бухгалтерской службы;

* возможности совершенствования технических средств сбора, передачи и обработки бухгалтерской ин­формации, области их применения;

* порядок отражения хозяйственных операций в уче­те и отчетности.

Студент должен уметь:

* организовать работу бухгалтерской службы на предприятии;

* сформировать перечень должностных обязанностей работников бухгалтерской службы предприятия;

* оформлять первичные документы, учетные регист­ры и бухгалтерскую отчетность предприятия;

* осуществлять комплексный анализ и оценку хо­зяйственных операций, осуществляемых на предпри­ятии;

* выбирать оптимальный вариант решения хозяй­ственных ситуаций.

Изучение дисциплины «Бухгалтерское дело» помо­гает сформировать специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки. Для усвоения данной дисциплины необходимо предварительное изу­чение следующих курсов: «Теория бухгалтерского уче­та», «Экономическая теория».

1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

История современной бухгалтерской науки и, как следствие, профессия бухгалтера, насчитывает несколь­ко столетий. В развитии бухгалтерского дела можно выделить 5 основных этапов.

Для I этапа (с момента возникновения товарно-денежных отношений до конца XVII века) было харак­терно:

* появление различных способов регистрации фак­тов хозяйственной деятельности в учетных регистрах (журналах, ведомостях и др.) в виде систематических и хронологических записей;

* мануфактурное производство;

* сосуществование натурального обмена и товарно-денежных отношений.

В период правления Альфонса Мудрого в Кастилии (Испания) в 1263 г. был издан специальный закон об обязательном ежегодном составлении отчетности управ­ляющими государственных предприятий. В это же вре­мя складываются три основные системы хозяйственного учета: простая (униграфическая) - объектом учета выс­тупают наличие и движение ценностей; камеральная (сметная, бюджетная) - учитывается выполнение сметы расходов и доходов; двойная (диграфическая) - все фак­ты хозяйственной жизни непременно фиксируются дваж­ды в одинаковой сумме.

Все эти три системы сохранились до наших дней: простая система применяется малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему учета и отчетнос­ти, камеральная система существует во всех организа­циях, не ставящих целью получение прибыли, — это так называемые бюджетные организации; двойная система принята во всех коммерческих организациях. Их основ­ное отличие состоит в том, что для организаций первого типа получение денег признается доходом, а их выплаты - расходом.

Во второй половине XV века в трудах Бенедетто Котрульи (1468 г.) впервые говорится о бухгалтерском уче­те как о науке, Бенедикт Котрульи в своей работе под названием «О торговле и совершенном купце», в главе « О купеческой бухгалтерии» излагает суть ведения уче­та в трех книгах - Главном, журнале и мемориале с при­менением двойной записи на счетах.

В Венеции в 1494 г. была издана книга по мате­матике францисканского монахи Луки Пачоли «Совокупность всей арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», в которой одна из час­тей называлась «Трактат о счетах и записях». В этой работе изложен венецианский способ ведения двой­ной бухгалтерии торговых и кредитных операций средневековых купцов. Луке Пачоли принадлежит авторство следующих пяти главных положений бух­галтерского учета, не утративших своего значения и в настоящее время:

1. Он дал теоретическое истолкование двойной за­писи (без употребления терминов «дебет» и «кредит»), создал персоналистическую модель учета и заложил ос­новы для его юридического истолкования, что было под­тверждено в работах Э. Дегранжа и Дж. Чербони.

2. Персоналистическая модель учета привела к воз­можности самостоятельного рассмотрения таких абст­рактных бухгалтерских категорий, как дебет и кредит. Тем самым создавались условия для выделения бухгал­терского учета в самостоятельную науку.

3. Бухгалтерский учет рассматривался им как само­стоятельный метод, основанный на применении двой­ной записи а применяющийся для отражения хозяйственных процессов.

4. Он ввел двойную запись на счетах, которые рас­сматриваются как система (план) учета. По его, мнению, организация системы (плана) не могла быть постоян­ной, а должна зависеть от цели, преследуемой админи­страцией.

5. Впервые в бухгалтерский учет введено моделиро­вание, основанное на комбинаторике, что позволяет по­строить общую модель, в рамках которой любая учетная задача истолковывается как частный случай.

Идеи Луки Пачоли были развиты его последователями. В результате сформировалась такая наука, как бухгалтерский учет. Венцом данного периода стало ши­рокое использование метода двойной записи. Однако бухгалтерское дело еще не рассматривается как отдель­ная наука, а курс «счетоводство» включен отдельным раз­делом в математику.

В Германии, где 13 февраля 1498 г. император Свя­щенной Римской империи Максимилиан I подписал сле­дующий указ: «Повелеваем делопроизводителя вашей палаты» доверенного и прилежащего писца, который ве­дет книги, отныне называть бухгалтером, каковым дол­жен теперь быть Христоф Штехер». Так впервые появилось слово «бухгалтер».

II этап (конец XVII в. - конец XVIII в.) развития бухгалтерского дела приходится на время:

* революционных преобразований в области произ­водства - переход на машинный технологический базис;

* развития разнообразных форм хозяйственных сде­лок и увеличения объемов как торговых, так и финансо­вых операций.

Для этого периода характерны единообразные под­ходы к основам систематизации бухгалтерских запи­сей. Так, до середины XVIII в. доминировала «Разви­тая итальянская форма счетоводства». В дальнейшем Гельвигом была предложена «Мемориально-кассовая форма».

III этап (конец XVIII в. - конец XIX в.) отмечен развитием в промышленности и торговле неизвестных ранее форм предпринимательства. Появление финан­совых рынков ценных бумаг, многочисленные скандалы, связанные с финансовыми аферами, вынудили отдельные страны поставить под государственные конт­роль и регулирование системы бухгалтерского учета, учредить институт аудита. В этот период возникают различные теории счетоводства: юридическая - во Франции, экономическая – в Италии, камеральная - в Германии.

С началом промышленной революции стали появ­ляться профессиональные бухгалтера. Так, Закон о компаниях 1844 г. предусматривал обязательную аудиторс­кую проверку фирм - банкротов. Каждый член Общества бухгалтеров, образованного в 1854 году в Эдинбурге, в соответствии с королевской хартией получил право на титул «присяжного бухгалтера».

IV этап (конец XIX в. - начало XX в.) по существу стал периодом становления бухгалтерского дела как об­ласти научных знаний. Большинство авторов, среди них Франческо Вилла, Д. Масса, Е. Пизани, А.П. Рудановский и т. д., стремились сформулировать теоретические основы бухгалтерского учета.

В конце XIX в. в Эдинбурге было создано и активно работало «Общество бухгалтеров». А в 1880 г. с одобре­ния королевы Виктории создан Институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии. Считается, что с это­го момента профессия профессионального бухгалтера получила признание на государственном уровне.

В 1941 г. Американский институт присяжных бух­галтеров дал следующее определение бухгалтерского уче­та: «Учет есть искусство записи, классификация и обоб­щения счетов путем регистрации в денежных единицах сделок и событий, которые, по крайней мере в какой-то части, имеют финансовый характер, а также интерпре­тации полученных результатов». A в 1970 г. этим ин­ститутом было заявлено, что функция учета - «обеспе­чить количественную информацию, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах в целях использования этой информации для принятия управленческих решений».

V этап (начало 20 столетия и до наших дней), по мнению российских экономистов В. Д. Новодворского и А. Н. Хорина, целесообразно разделить на два этапа:

* до середины XX в. характеризуется разработкой базовых принципов объективной оценки имущественно-правового положения самостоятельного хозяйствующе­го субъекта, целевой направленностью в построении си­стемы бухгалтерского учета, расширением государствен­ной регламентации национальной системы бухгалтерс­кого учета и отчетности

* до нашего времени характеризуется разработкой принципов оценки имущественно-правового положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыноч­ной среды и в связи с принятием эффективных хозяйственных решений по извлечению будущих экономичес­ких выгод; разработкой и внедрением Международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.

Несмотря на существование общих тенденций в раз­витии мировой экономики, нельзя не отметить особую роль отдельных государств в становлении бухгалтерско­го дела. Наглядно это можно проследить на примерах Франции, США и Великобритании (таблица 1).

Таблица 1

Исторические этапы развития бухгалтерского дела в отдельных государствах.

этапы Франция США Великобритания
I Колониальная система, натуральный обмен сырьем, появляются таможенные тарифы. Протекционизм. Монархия. Таможенные тарифы контролировались министром финансов. Бухгалтерский учет велся простой записью, но отчетность составлялась в виде «декларации о доходах». Развивается патентное дело, лицензирование деятельности. Появляются кооперации и товарищества. Зарождается кредитно-денежная система через ростовщиков и банкиров. Образование США (1776). Происходит рывок в развитии промышленности (текстильные фабрики; строительство железных дорог, предприятий тяжелой промышленности). Страна аграрная, городская цеховая промышленность развита слабо. Флот намного уступал голландскому. В XVI в. начался стремительный подъем экономики, развивается суконная мануфактура, английская шерсть вывозится на континент на продажу.
II Буагильбер создает теорию уничтожения серебра и золота. Появляются бумажные деньги. В товарно-денежных отношениях возникла потребность в одном всеобщем эквиваленте обмена. Развиваются сельское хозяйство, мануфактурное производство. Оценка доходов и обращения между производителями и потребителями переходят на единую денежную единицу. Появляется теория утопического социализма, представители которой выступают против частной собственности, а также теория добавочного капитала. Развивается система налогообложения. Реймонд создает теорию протекционизма (защита национальных мелких товаропроизводителей и банков, поскольку те не могут воспользоваться крупными займами и противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу). Бухгалтерская отчетность не носит публичного характера; бухгалтерский учет ведется, как в Англии, с помощью двойной записи. Победа капитализма (1861-1862). Экономика широко шагнула вперед и превозшла английскую. Появляются мелкие банки, регулируется объединение банков в корпорации. США выходят на мировой рынок. Совершенствуется учет, бухгалтерский опыт Великобритании. Томас Мен публикует свое исследование «Богатство Англии во внешней торговле». Хозяйственный учет основывался на принципе «общего котла», когда затраты учитывались все вместе. Его недостаток: итог не показывал источников формирования затрат по отдельным статьям и элементам. В бухгалтерском учете использовались: 1) «запись сводимых» и «двойная запись»; 2) «фиксация».
III Пьер Лафарг создает теорию кооперативного социализма. Возникает теория денежно-кредитных отношений, защищающая принципы монетарного регулирования. Зарождается ростовщический капитализм. Происходит становление крупной промышленности, появляются акционерные общества. Обрабатываются система вексельных отношений и формы кредиторской задолженности. принимается закон о банкротстве. учреждается Контрольно-ревизионная палата. В 1882 г. создан институт бухгалтеров, в 1886 – Ассоциация обществ бухгалтеров. Уокер и Джордж формулируют закон убывания ценности национальной земельной ренты. Расширяется участие в международной торговле. Дж. Магнер Фелс и Э. Такер в 1887 г. издают «Производственные счета: принципы и практика их ведения», в которой предлагается: 1) регистрация с помощью двойной записи; 2) выделять фиксированные затраты. Появляются: «стандарт-костинг» (Дж. Теплер Нортон, 1889); «счет по отделам» (А. Г. Черч, 1901). Согласно теории учета затрат в накладных расходах были выделены общеорганизационные затраты. Введен учет рабочего времени.
IV В 40-50 г. ХХ в. страна отстала по основным экономическим показателям от мировых лидеров. К 60-м годам развивается законодательство по предпринимательству. Государство издает Закон «О льготном налогообложении предприятий». В 70-е годы возникают новые концепции и школы по теории предпринимательства. В 80-е годы страна переходит на европейские стандарты PCG. Период развития монополий и империализма. В 1913 г. принята попытка унификации хозяйственных документов. В 1917 г. появляются присяжные бухгалтеры. Они создают комитет по стандартизации бухгалтерского учета. 1930 г. – сздан комитет по сотрудничеству с фондовой биржей в области бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская система развивается независимо от государства. Подход к бухгалтерскому учету сугубо экономический. Формирование национальной системы учета происходит под влиянием таких факторов, как: экономияческая ситуация в стране; национальные особенности и традиции бизнеса; законодательная среда; экономические, политические и иные связи с другими государствами.
V Основные элементы бухгалтерского дела на предприятиях регулируются государством. Во Франции располагается штаб-квартира ассоциации аудиторов (при ООН) Формулируются GAAP (принципы учета и регулирования частной практики США), единая форма стандартизации. Дж. Харрисон создает систему «директ-кост» и доказывает, что необходимость в распределении накладных расходов отпадает. Сущность его подхода заключается в том, что издержки делятся на условно-постояннве и условно-переменные; оценка имущества осущечтвляется по цене реализации.

1.3. КОНЦЕПЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Концепция бухгалтерского учета в рыночной эко­номике России - документ, определяющий основы постро­ения системы бухгалтерского учета в условиях новой эко­номической среды, складывающейся в стране. Основыва­ется на последних достижениях науки и практики, ориен­тируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает между­народно признанным принципам учета и отчетности. Концепция призвана:

* обеспечивать заинтересованных специалистов ин­формацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

* быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бух­галтерскому учету;

* способствовать принятию решений по вопросам» еще не урегулированным нормативными документами;

* помогать потребителям бухгалтерской информа­ции в понимании данных, содержащихся в бухгалтер­ской отчетности.

Концепция не заменяет нормативные документы по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Кон­цепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то испол­нению подлежит положение законодательного или нормативного акта.

Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета для предприятий всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых норм. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иностранные юридические лица, осуществляющие де­ятельность на территории РФ, могут вести учет лишь для целей налогообложения. Для субъектов малого пред­принимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, не противоречащие цели бухгалтерского учета.

Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей. Применительно к внешним пользователям цель бухгал­терского учета - формирование информации о финансо­вом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной ши­рокому кругу заинтересованных пользователей при при­нятии решений. Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информа­ции, необходимой руководству организации для приня­тия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности. Информацию для внутренних пользователей, характери­зующую финансовое положение организации, финансо­вые результаты ее деятельности и изменения в финансо­вом положении, целесообразно использовать при форми­ровании информации и для внешних пользователей.

Для достижения указанных целей бухгалтерского учета предполагается, что он будет осуществляться в со­ответствии с допущениями имущественной обособлен­ности, непрерывности деятельности организации, пос­ледовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной де­ятельности.

При формировании бухгалтерской информации на­логовая система рассматривается как один из пользова­телей этой информации. Для этого пользователя долж­ны быть подготовлены данные о деятельности организа­ции, на основе которых и из которых возможно сформи­ровать показатели, необходимые для осуществления на­логообложения.

Формирование информации, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, обеспечи­вает руководство организации. Оно отвечает за эту ин­формацию и представление ее заинтересованным пользо­вателям.

Для удовлетворения общих потребностей заинтере­сованных пользователей в бухгалтерском учете форми­руется информация о финансовом положении организа­ции, финансовых результатах ее деятельности и изме­нениях в ее финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется ее активами, структурой обязательств и капитала органи­зации, а также способностью адаптироваться к измене­ниям в среде функционирования. Информация о финан­совом положения организации формируется, главным образом, в виде бухгалтерского баланса.

Информация о финансовых результатах деятельно­сти организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ре­сурсов. Данная информация формируется в основном в отчете о прибылях и убытках.

Информация об изменениях в финансовом положе­нии организации дает возможность оценить ее инвести­ционную, финансовую и текущую (операционную) дея­тельность в отчетном периоде. Данная информация обеспечивается, главным образом, отчетом о движении де­нежных средств.

Содержание, порядок формирования и способы пред­ставления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, т.е. быть умест­ной, надежной и сравнимой.

Информация уместна, если ее наличие или отсут­ствие оказывает или способно оказывать влияние на ре­шения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или из­меняя ранее сделанные оценки. На уместность информа­ции влияют ее содержание и существенность. Существен­ной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Информация надежна, если она не содержит суще­ственных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной де­ятельности, а сами факты должны отражаться в бухгал­терском учете исходя не только из их правовой формы, но и их экономического содержания и условий хозяй­ствования.

Информация (кроме информации об объектах специ­ального назначения) должна быть нейтральной, т.е. не быть односторонней. Информация не является нейтраль­ной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

При формировании информации в бухгалтерском учете нужно придерживаться определенной осмотритель­ности в суждениях и оценках в условиях неопределенно­сти таким образом, чтобы активы и доходы не были за­вышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намерен­ное завышение обязательств или расходов.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопо­ставимости затрат на сбор и обработку).

Информация об организации должна быть сравни­мой за равные периоды времени для определения тенден­ций в изменении финансового положения и финансовых результатов организации. Заинтересованные пользова­тели должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнивать их финансовое положение, финансовые результаты и изменения в финансовом положении. Для обеспечения сравнимости информации заинтересованные пользова­тели должны быть проинформированы об учетной поли­тике организации, изменениях в ней и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые ре­зультаты организации.

При формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание все факторы, ограничивающие уместность и надежность информации. Одним из таких факторов является своевременность ин­формации.

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтер­ском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.

Элементами информации о финансовом положении организации, отраженной в бухгалтерском балансе, яв­ляются активы, обязательства и капитал.

Активы - это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершив­шихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны привести ей экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способство­вать притоку денежных средств в организацию. Счита­ется, что актив принесет в будущем экономические вы­годы организации, когда он может быть:

· использован обособленно или в сочетании с другими активами в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

· обменен на другой актив;

· использован для погашения обязательств;

· распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются критериями отнесения ее к активам.

Обязательство - это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является след­ствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты, по которой должны привести к от­току активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обыча­ев делового оборота.

Погашение обязательств предполагает обычно отток соответствующих активов в виде выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Оно может происходить также в форме замены обяза­тельств одного вида другим, преобразования обяза­тельств в капитал, снятия требований со стороны кре­дитора.

Капитал - это вложения собственника и прибыль, накопленная за время деятельности организации. При определении финансового положения организации ве­личина капитала определяется как разница между ак­тивами и обязательствами.

Элементами формируемой в бухгалтерском учете ин­формации о финансовых результатах деятельности организации, отражаемой в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.

Доход - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников. К доходам относят выручку от реализации продукции, работ, услуг, проценты и ди­виденды к получению, роялти, арендную плату, а так­же прочие доходы.

Расход — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обяза­тельств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственниками. К расходам относят затраты на произ­водство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, про­дажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

При определении финансового результата деятель­ности организации за отчетный период прибыль или убыток определяется как разница между доходами и расходами.

Для того чтобы быть признанными, т.е. включенны­ми в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убыт­ках, активы, обязательства, доходы и расходы (объекты учета) должны отвечать соответствующему определению и следующим критериям:

* на дату составления бухгалтерской отчетности существует обоснованная вероятность того, что организа­ция получит или потеряет какие-либо экономические выгоды, обусловленные объектом;

• объект может быть измерен с достаточной степе­нью надежности. При несоблюдении данного условия объект не включается в формы бухгалтерской отчетности, а должен быть отражен и объяснен в пояснениях к отчетности.

Принятие решения о включении объекта в формы бухгалтерской отчетности должно отвечать требованию существенности:

• актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и его стоимость может быть измерена с достаточно высокой степенью надежности;

• обязательство признается в бухгалтерском балан­се, когда в результате исполнения соответствующего тре­бования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способных приносить организации экономические выгоды, и величина этого требования может быть измерена с достаточно высокой степенью надежности;

• доходы признаются в отчете о прибылях и убыт­ках, когда возникшее увеличение в будущих экономи­ческих выгодах, связанных с соответствующим активом, или уменьшение в обязательствах может быть измерено с достаточно высокой степенью надежности;

* расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее уменьшение в будущих экономи­ческих выгодах, обусловленное уменьшением актива, или увеличение обязательства может быть измерено с достаточно высокой степенью надежности. Расходы при­знаются с учетом прямой связи между произведенными затратами и поступлениями (соответствие доходов и рас­ходов). Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется опосредованно, расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путём их обоснованного распределения между периодами;

• затраты признаются как расход отчетного перио­да, когда очевидно, что они не принесут экономических выгод или когда будущие экономические выгоды не от­вечают критерию признания актива в бухгалтерском ба­лансе;

• расходами отчетного периода в отчете о прибылях я убытках признаются все затраты, удовлетворяющие критерию признания расходов независимо от того, как они трактуются для целей расчета налогооблагаемой базы. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

Оценка активов, обязательств, доходов и расходов производится, как правило, по фактической (первона­чальной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денеж­ных средств, уплаченной или начисленной при приобре­тении или производстве объекта.

Для обеспечения полезности информации в соответ­ствующих случаях оценка объектов может произво­диться:

* но текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, которая дол­жна быть уплачена на дату составления отчетности в слу­чае необходимости замены какого-либо объекта;

* по текущей рыночной стоимости (стоимости peaлизации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.

При отсутствии иной базы измерения для оценки отдельных объектов может быть использована дискон­тированная стоимость.

1.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ

До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информа­ции, формируемой в бухгалтерском учете, являлось го­сударство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.

Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой сре­ды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности обусло­вили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.

В настоящее время реформирование бухгалтерско­го учета в России осуществляется на основе Програм­мы реформирования бухгалтерского учета в соответ­ствии с международными стандартами финансовой от­четности, утвержденной Постановлением Правитель­ства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета - придведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:

• формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность инфор­мации для внешних пользователей;

• обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;

* гармонизация стандартов на международном уровне;

* оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:

* законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства РФ);

* формирование нормативной базы (стандартов);

* методическое обеспечение (инструкции, методичес­кие указания, комментарии);

* кадровое обеспечение (формирование бухгалтер­ской профессии, подготовка и повышение квалифика­ции специалистов бухгалтерского учета);

* международное сотрудничество.

Для выполнения задач по каждому направлению на­мечено осуществить следующие меры:

I) подготовить необходимые изменения и дополне­ния в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Граж­данский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и иные федеральные нормативные акты;

2) разработать и утвердить около 20 новых положе­ний (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмот­реть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;

3) разработать:

* методические указания (инструкции и рекоменда­ции) по бухгалтерскому учету в разрезе положении, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;

* типовые методические рекомендации по организа­ции бухгалтерского учета на малых предприятиях с уче­том требований международных стандартов;

пересмотреть:

* регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, уп­равляющих компаний и инвестиционных фондов;

* первичную учетную документацию с учетом требо­ваний рыночной экономики и международных стандар­тов;

4) для улучшения кадрового обеспечения перерабо­тать программы обучения специалистов разных уровней:

* Бухгалтер-счетовод готовится на первом уровне профессиональной подготовки начального профессио­нального образования через систему различных крат­косрочных курсов.

* Бухгалтер-техник - специалист в области бухгал­терского учета среднего уровня. Подготовка осуществля­ется в техникумах и колледжах.

* Бухгалтер-экономист выпускается в государственных и коммерческих экономических вузах по специаль­ности 06.05.00 «Бухгалтерский учет и аудит».

* Профессиональный бухгалтер - это специалист по бухгалтерскому учету высшей категории.

Кроме того, должны постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, разрабатываться учебно-методическая литература, осуществляться аттестация профессиональных бух­галтеров, разрабатываться нормы профессиональной этики;

5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгал­терским стандартам финансовой отчетности, взаимо­действие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерс­кого учета.

В работе по всем направлениям реформирования бух­галтерского учета будет принимать активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.

Ряд положений Программы в области совершенствования методологического обеспечения системы бухгалтерского учета, обеспечения достоверного и полного рас­крытия бухгалтерской отчетности и развития бухгал­терской профессии, подготовки и повышения квалифи­кации специалистов бухгалтерского учета конкретизи­рованы Письмом Правительства РФ от 13 апреля 2001 г. № КА-П13-06573 «Меры по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета». Данным Письмом, например, предусмотрена разработка шести новых и переработка ряда уже имеющихся поло­жений по бухгалтерскому учету.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность бухгалтерского дела?

2. Каково содержание бухгалтерского дела?

3. Какие основные этапы развития бухгалтерско­го дела можно выделить? Охарактеризуйте каждый из них.

4. В чем заключается Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России?

5. Какова цель бухгалтерского учета?

6. Назовите элементы формируемой в бухгалтер­ском учете информации.

7. Каковы цели и задачи реформирования бухгалтерского учета?

8. Назовите основные этапы реформировамил бух­галтерского учета.

9. Какие уровни подготовки учетных кадров вы знаете? Охарактеризуйте их.

Наши рекомендации