Развитие способности к адекватной самооценке и постановке целей

Развитие способности к саморазвитию на основе компетентности в области самооценки своих индивидуальных ресурсов, постановки целей и разработки плана их реализации.

Цели учебной деятельности:

1. определение зоны индивидуального развития на основе идентификации своих ресурсов в профессиональном, социальном и экзистенциальном контексте;

2. освоение методики постановки и конкретизации целей в рамках выявленной зоны;

3. разработка индивидуального плана действий по реализации поставленных целей.

Практическое применение полученной компетентности:

1. планирование, отслеживание и оценка эффективности своих действий;

2. определение уровня развития личностных ресурсов (знаний; ключевых достижений; практических, мыслительных, креативных и коммуникативных навыков, способностей, личностных качеств, скрытых талантов);

3. совершенствование самооценки и личностного развития;

4. выработка стратегия постановки и реализации целей;

5. создание плана действий, на основе оценки реальной ситуации и требований.

Используемые материалы, стратегии и инструменты:

1. процесс планирования;

2. пословица 1;

3. список примеров качеств;

4. список примеров навыков;

5. список примеров достижений;

6. пример портфолио ресурсов;

7. портфолио личных ресурсов;

8. конкретизация навыков;

9. персональный лист ресурсов;

10. качества менеджера;

11. инструкция к опроснику;

12. опросник по саморазвитию;

13. итоговый обзор;

14. пословица 2;

15. цитата из "Алисы в стране чудес;

16. практика: "Мозговой штурм";

17. цели жизни и карьеры;

18. мнемоника SMARTER;

19. практика "Постановка цели";

20. SWAT анализ;

21. обобщение;

22. план действий.

Что происходит:

1. Введение: обсуждается преимущества проактивного подхода в жизни, и формулируются основные вопросы, создающие ориентировку для реализации этого подхода.

2. Определение зоны индивидуального развития: для ответа на первый вопрос "Где я сейчас нахожусь?", анализируются индивидуальные внутренние ресурсы, которые включают знания, основные достижения, навыки (практические, интеллектуальные, креативные и коммуникативные), личностные качества, а также скрытые таланты. Выявленные ресурсы систематизируются в форматах "Персонального портфолио" и "Персонального листа ресурсов". Далее следует анализ ресурсов, необходимых для будущей профессии. Создается список профессионально значимых качеств и формулируется определение специальности. В контексте полученных данных осуществляется работа с опросником, отражающим основные требования к профессиональной компетентности, пункты которого систематизируются в соответствии с критериями "профессиональной важности" и "личной компетентности" (организационной, коммуникативной, управленческой, профессиональной). На основе сравнения уровней разрыва идентифицируется зона и план индивидуального развития в профессии.

3. Выбор: для ответа на второй вопрос "Где я хочу быть?" вводится техника мозгового штурма для создания целого множества личных целей в профессиональном, социальном и экзистенциальном контекстах, из которого выбираются наиболее значимые.

4. Практика: выбранные цели конкретизируются для оптимизации индивидуальной стратегии их дальнейшего достижения в рамках практик, основанных на техниках SMARTER и SWAT анализа, которые осуществляются в формате ролевой игры.

5. Генерализация: для ответа на третий вопрос "Как мне туда попасть?" используется техника "Планирования действий", позволяющая оптимизировать выработку индивидуальной стратегии достижения целей в условиях повседневности. Выводы, полученные на пленарном заседании и план действий фиксируются в дневнике обучения.

Этап 1: Введение в проблему

В процессе специально инициируемого обмена опытом студенты выясняют, что большинство начальников любят, чтобы проблемы были решены. Поэтому одна из характеристик успешных людей заключается в том, чтобы быть проактивным, а не реактивным, т.е. заставлять события происходить, а не ждать, когда что-то случится. Для этого, прежде всего, надо знать, чего хочешь, и научится планировать реализацию своих желаний. Процесс планирования предполагает ответ на 3 ключевых вопроса (см. Рис. 2.5.1).

Развитие способности к адекватной самооценке и постановке целей - student2.ru

Рисунок 2.5.1 Процесс планирования

Процесс планирования

Для определения исходной точки студентам предлагается ответить на вопросы, где они сейчас находятся и как они сюда попали. Такое определение позиции необходимо потому, что мы не можем двигаться к цели, пока не узнаем, исходную и конечную точки, которые надо связать. Первый шаг в любом успешном действии – определение того места, где мы находимся и того опыта, который поместил нас в эту точку. Причем, анализ последнего уже произошел в рамках занятия, посвященного построению "Графика жизни". В дальнейшем каждое занятие курса будет постепенно раскрывать ответ на этот вопрос на этапе "Определение зоны индивидуального развития", где потребуется анализ уровня имеющихся индивидуальных ресурсов для разрешения возникающих проблем. Ответ на вопрос "Где я хочу быть?" тесно связан с ценностями и смысловой ориентировкой, о которых уже шла речь ранее. Здесь же, по сути, будет представлена стратегия трансформации ценностей и смыслов в конкретные цели, т. е. постановка цели. И, наконец, ответ на вопрос "Как мне туда попасть?" позволит выбрать из уже выработанных человечеством или создать самому стратегию достижения поставленных целей, т.е. выразить цель в терминах конкретных действий. Собственно ответ на эти 3 ключевых вопроса и будет ориентировать студентов на сложном пути реализации своих смыслов. И главным итогом преодоления этого пути станет не столько достижение конкретной цели, сколько саморазвитие, как результат затраченных усилий на обретение нового опыта, и, как следствие, развитие качеств личности. Для этого опыт прошлого и ориентация на будущее потребует действий в настоящем (См. Рис. 2.5.2).

Развитие способности к адекватной самооценке и постановке целей - student2.ru

Рисунок 2.5.2 Пословица 1

Наши рекомендации