Маркетинговые службы по продукту
Понятие организации маркетинга на предприятии
Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами - это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Основные проблемы организационной структуры отдела маркетинга:
· отсутствие координатора и контролера деятельности группы маркетинга внутри отдела
· отсутствие специализации менеджеров по продажам, консультантов и маркетологов
· отсутствие специализации по составляющим бизнес-портфеля
· отсутствие специализации по составляющим маркетинга-микс
Цели службы маркетинга:
1. обеспечение стабильного объема продаж
2. удовлетворение потребностей рынка консалтинговых услуг
3. анализ требований потребителей для поддержания конкурентоспособности услуг компании
4. формирование потребностей в услугах компании
Выбор организационной структуры подразделения предприятия зависит от многих факторов. Наиболее важны следующие факторы: тип организации (предприятия), в котором создается подразделение; вид стратегии, которой придерживается предприятие; уровень существующего проектируемого разделения труда в подразделении (службе); тип департаментизации основных функций и работ; наличие и развитость технологических и функциональных связей со смежными подразделениями предприятия; наличие связей с внешней средой; существующие нормы управляемости и контролируемости; уровень, занимаемый в иерархии управления; степень централизации и децентрализации в принятии решений; необходимый уровень дифференциации и интеграции данного подразделения в процессе взаимодействия его со смежными отделами (группами) предприятия.
В практике работы предприятия структура маркетинговых служб разнообразна. Однако, прослеживая системы линейных и функциональных связей, можно выделить следующие основные типы линейно-функциональных структур:
- по видам (функциям) маркетинговой деятельности;
- по продукту (товарно-отраслевой);
- по регионам;
- по группам потребителей.
Виды маркетинговых служб
Маркетинговые службы по функциям
В организации функциональных маркетинговых подразделений каждый отдел или сектор разрабатывает и осуществляет одну или ряд определенных функций маркетинговой деятельности (рис. 1).
Рисунок 1 - Линейно-функциональная структура управления маркетинговой деятельностью предприятия по функциям маркетинга
Маркетинговые службы по продукту
Организация маркетинговых служб по продукту получила большое распространение в практике зарубежных предприятий и является основой формирования организации по товарно-отраслевому признаку — видам выпускаемых товаров и предоставляемых услуг (рис. 2).
Рисунок 2 - Линейно-функциональная структура управления маркетинговой деятельностью предприятия по продукту (товарно-отраслевая)