Основные междунар. станд. бух. учета

Российской компании необходимо составление финансовой отчетности по международным стандартам, прежде всего тогда, когда речь идет о привлечении иностранных инвестиций, когда западный инвестор хочет получить информацию о финансовом положении компании, в которую собирается вложить деньги, в том виде, в каком он привык ее получать у себя на одине. К другим случаям, когда требуется «загнать» нашу отчетность в непривычные иностранные рамки, относятся: возможность установления долгосрочных торговых отношений с западными партнерами;

• предполагаемый выпуск ценных бумаг на международный рынок;

• создание совместных предприятий;

• предложения субконтрактов для международных институтов.

В практике западного бухгалтерского учета вьделяют несколько основных моделей.

1. Британо-американо-голландская модель. Учет хозяйственной деятельности по этой модели ориентируется на (Нформационные запросы инвесторов и кредиторов. Три ведущие страны (Великобритания, США и Нидерланды), юлользующие данную модель, имеют хорошо развитой рынок ценных бумаг, причем зачастую корпорации отделяют ладельцев акционерного капитала от оперативного управления. В США политику хозяйственного учета (GAAP- Global Alliance эг Project Performance Standards (GAPPS) (Всемирное объединение по стандартам управления проектами)) разрабатывает |рофессиональная организация независимых бухгалтеров — Совет по разработке учетных стандартов FASB. В Великобритании ^пользуются Стандарты финансовой отчетности FRS и Нормы стандартной учетной практики SSAP.

2. Континентальная модель. Учет по этой модели практикуется в странах Европы (Франция, ФРГ, Швейцария, Австрия, >ельгия, Италия, Дания и др.) и Японии. Бизнес в этих странах тесно связан с банками, и правительство требует обязательно убликовать отчеты. Вся учетная процедура консервативна и регламентируется законодательно. Вопросы налогообложения шляются приоритетными.

3. Южноамериканская модель. Используется в Аргентине, Боливии, Бразилии, Чили, Уругвае. Ориентируется на потребности правительства и отличается от других моделей ежегодными корректировками на темпы инфляции, наличием пециальных методик, учитывающих нестабильность денежной единицы и нарушение принципа первоначальной оценки ¦сновных средств.

4. Исламская модель. Входит в практику новой организации экономического сотрудничества исламских государств. Поскольку в Коране запрещено ростовщичество, отчетная документация не может показывать механизм финансовой .нереализационной прибыли. При этом ресурсы и долги компаний учитываются по рыночным ценам.

5. Интернациональная модель. Обычно, если речь заходит о международных стандартах отчетности, на память риходит термин GAAP. Между тем общепризнанные принципы учета (именно так расшифровывается эта аббревиатура), ародившиеся в начале 30-х гг. в США и получившие распространение в Канаде, Англии, Италии, Мексике и некоторых других транах, постепенно вытесняются международными стандартами финансовой отчетности GAS - IASC был основан в 1973 году оглашением профессиональных бухгалтерских организаций из Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, олландии и Соединенных Штатов Америки. С 1983 года членами IASC стали все профессиональные бухгалтерские -рганизации члены Международной Федерации Бухгалтеров (IFAC)., работа над которыми началась еще в 60-е гг. под эгидой Центра ООН по транснациональным корпорациям. Именно стандарты МСФО или МСФО)., разрабатываемые Комитетом по геждународным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), были выбраны в России как основа для создания новых оссийских стандартов.

В действительности ни одна промышпенно развитая страна в мире не использует МСФО полностью в качестве гациональных стандартов, Например, в 1996 г. в результате сравнительного анализа международных стандартов и US GAAP ыявлЕно по меньшей мере 255 различий между этими системами (от интерпретации некоторых принципов до принципиальных тличий в подходе к анализу). Поэтому международные стандарты следует рассматривать как некий компромисс межцу едущими системами учета в мире.

Основополагающие принципы МСФО:

Принцип начислений (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств. Таким образом, операции будут учитываться в том отчетном периоде, в котором они возникли. Данный принцип дает возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и iyflyiunx поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное ienc-лучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва ia сомнительные долги за счет уменьшения финансовых результатов отчетного периода.

Принцип непрерывности деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность . ближайшем будущем. А поскольку у предприятия нет намерения сокращать масштабы деятельности, его активы будут сражаться по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов.

МСФО устанавливают лишь общие принципы формирования показателей финансовой отчетности (характер, оценка, (зорма представления, приоритет содержания над формой, надежность, существенность и пр.). Однако все случаи, озникающие в бизнес-практике, не могут быть освещены в стандартах Именно этим и обуславливается применение бухгалтepcKoro суждения при составлении отчетности. Его формирование требует высокой квалификации бухгалтера, юдразумевающей знание не только собственно правил бухгалтерского учета, но и ряда смежных дисциплин. Так, например, для юнимания того, как более объективно отразить в отчетности операции по приобретению опционов, бухгалтер должен четко

30.

Финансовое положвние предприятия характеризуют такие элементы, как активы, обязательства и капитал, а результап хозяйственной деятельности —доходы и расходы.

Финансовые отчеты общего назначения включают:

-балансовый отчет (balance sheet) — МСФО не предусматривает стандартной формы баланса и определяет лишь кр обязательных статей баланса;

-отчет о прибыли и убытках (income statement) — отражает доход компании и затраты, сделанные для его получения течение отчетного периода;

-отчет о движении денежных средств (dash-flow statement) — показывает приток и отток наличных среден обусловленных всеми видами деятельности компании в течение отчетного периода;

-отчет о состоянии акционерного капитала (statement of owner's equity) •— показывает инвестиции в компанию, сделаннь ее владельцами (акционерами), и полученные ими выплаты на вложенный капитал (дивиденды) в течение отчетного периода; S отчет о совокупной (окончательной) прибыли (comprehensive income) — в настоящее время эта форма отчетности / конца не отработана. В дальнейшем она может заменить собой отчет о нераспределенной прибыли, который не входит обязательный минимальный перечень отчетности, поскольку его показатели содержатся также и в отчете о состоянии капитала

Международные стандарты и российский учет

Приведение российского бухгалтерского учета в соответствие с требованиями МСФО настолько же сложно и многогранн насколько важно и прогрессивно. Если учесть, что в Европе эту проблему начали решать более 30 лет назад и там не все ей решено, можно себе представить, сколь тернист этот путь в России. В марте 1998 г. правительство РФ приняло решение реформировании бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Были созданы Инстит профессиональных бухгалтеров и Международный центр реформы системы 6yxi алтерского учета (МЦРСБУ) — некоммерческ; негосударственная организация, действующая в рамках программы перехода с российской системы бухгалтерского учета i МСФО (http://www.icar.nj). Они оказывают профессиональное содействие российским организациям, участвующим в процеа разработки новых правил учета на базе международных стандартов финансовой отчетности.

До недавнего времени наиболее крупным препятствием для ведения учета в полном соответствии с МСФО являл) несовершенный, устаревший План счетов. С 1 января 2002 г. все организации обязаны перейти на новый План счете утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 г. №94н. Принципиально новым для Плана счетов является введение в е структуру группы счетов, предназначенных для управленческого учета. Их предполагается вести наравне с финансовь учетом в рамках единой системы. Таким образом, российский бухучет медленно, но верно сближается с мировой систем< учета.

Основные различия между МСФО Vi российской системой учета связаны с разницей в конечных целях использован! финансовой информации. На Западе финансовая отчетность используется инвесторами, а также другими предприятиями финансовыми институтами для принятия управленческих решений. В налоговые органы предоставляются только декларации i налогам, поскольку именно в них приводятся вся информация и все расчеты, связанные с исчислением налогов. У нас > отношение инвесторов и финансовых институтов к отчетности достаточно формально. Акционеры ее, конечно, смотр? .утверждают на годовом собрании, но для принятия управленческих решений практически не используют (т.е. отчетность i используется по своему прямому назначению!). Для принятия же решений, как правипо, специально подготавливает! дополнительная информация (по сути, управленческая). В чем же причина такого разделения? Проблема заключается в том, ч в сознании многих директоров и бухгалтеров закрепилось, будто российская финансовая отчетность составляет! исключительно по требованию МНС РФ и, таким образом, преимущественно учитывает интересы последней. Впрочем, с 2002 налогоплательщикам предписано вести и налоговый учет, правда, пока что только по налогу на прибыль.

Один из принципов, являющийся обязательным в МСФО, но не всегда применяемый в российской системе учета, — эг приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операц! или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представпяется на основании их юредической или отраженной учете формы. В соответствии с российской системой учета операции, как правило, учитываются строго в соответствии с i юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда в российской системе учета форг. превалирует над содержанием, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что i дает оснований для их списания, несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют i указанной балансовой стоимости.

Как отмечалось выше, в международных стандартах учета затраты отражаются в периоде ожидаемого получен* дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет pocoiucw предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приведет к различиям в моменте уче этих операций.

Что касается Плана счетов в МСФО, то все счета яаляются либо активными, либо пассивными (т.е. нет анапога российским активно-пассивным счетам, как, например, счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»). Одни российскому счету может соответствовать несколько счетов МСФО, и, наоборот, в плане счетов МСФО сначала ид балансовые сч^та (в порядке возрастания ликвидности), затем счета прибылей и убытков.

В отличие от российских стандартов учета стандарты IAS/GAAP не предписывают обязательного плана счетов Каждая компания разрабатывает свой собственный план счетов, наиболее подходящий для масштабов и особенностей ( деятельности. Бухгалтерский учет, сложившийся в нашей стране, более сложен, строг и конкретизирован, что дела' информацию "на выходе" аналитичнее. На Западе широко используются смешанные проводки, когда одновременно дебетуют" и шедитуются несколько счетов. В российской бухгалтерии каждой записи по дебет/ соответствует одна запись по кредиту. сч

Учет операций на р/сч.

Расчетные счета открываются пред-м яв-ся юр. лицами, имеющими сам-й баланс и отч-ть на основ-и договора с кредитным учрежд-м.

Банк присваивает № р/сч. на котором отраж-ся операции:

1. По зачислению ДС на р/сч.:

- за реализован. продукцию

- от дебиторов,

- от реализации ин.валюты и мат. запсов и т.д.

2. По списанию ДС с р/сч:

- в погашение задолж-ти бюджету;

- органам соц. страхования;

- поставщикам;, погашение кредитов;

- выдача наличных в кассу и т.д.

Каждая орг-я вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных ДС и осществ-я всех видов расчетных кредитных и кассовых операций.

для открытия сч. орг-я должна представить в учрежд-я банка след. док-ты:

1. Заявление на открытие сч. установ-го образца.

2. нотариально-заверенные копии устава орг-ции, учред-го договора и регистрац-го свид-ва.

3. Свид-во налогового органа о рег-ии орг-ции в кач-ве налогоплательщика.

4. Карточку с образцами подписей руководителя, зам.рук. и глав.бух. с оттиском печати орг-ции по установ-й форме , заверенную нотариально.

Платежи по безналичным расчетам банк производит только с согласия владельца р/сч.

В бесспорном порядке со сч. орг-и списываются платежи не внеменные в срок в бюджеты всех уровней, внебюдж-е фонды, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным листам и приравненным к ним документам, при погашении просроченных ссуд.

С р/сч. банк оплачивает обяз-ва, расходы и поручения орг-ции, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает сред-вав на оплату труда и текущие хаз-е нужды.

Нарушение установ-го срока представления в налоговый орган или орган гос-го внебюджетного фонда информации об открытии счета или закрытие в банке или иной кредитной огр-ции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в раз-ре от 10 до 20 МРОТ.

Движение ДС на р/сч. оформляется следующими док-ми:

1. При безналичных расчетах:

- платежное поручение

- платежное требование-поручени

- чек расчетный

- инкассовое поручение

- акредетив.

2. При наличных расчетах: - объявление на взнос наличных;- чек денежный.

Платежное поручение - это распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перевести опред-ю денеж. сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежное поручение сост-ся на бланке ф. 0401060 утвержд. Указниями ЦБ РФ от 03.03.03 № 1256-У.

Срок предоставления 10 дней (день выписки в расчет не принимаетсЯ) подпис-ся рукковод, гл. бух и скреп-ся печатью.

Платежное требование - это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средст) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной суммы через банк.

Они примен-ся при расчетах за поставл-е товары, выполн-е работы, оказ. , а также в иных случаях, предусм-х основным договором.услуги.

3. При расчетах чеками владелец чека (чекодатель) дает пись. поручение обслуж-му его банку с перечислением, опредл-й суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя)

При выдаче банком чеков, на их сумму открывается судный счет с которого произ-ся оплата чеков. Чеком удобно пользоваться в случаях оплаты работ, услуг, когда изначально продавец неизвестен.

Инкассовое поручение - это расчетный документ на основании которого произ-ся списание ДС со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Они применяются в случаях, предусм-х законодат-м: например для взыскания по испол-м документам.

Аккредитив - это условное денежное обяз-во, принмаемое банком по поручению плательщика, проивести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов соотв-х условиям аккредитива или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Аккредитив открывается для расчетов только с одним покупателем.

Наличный расчет

Денежный чек представляется банку для снятия с р/сч. предприятия указ-й в чеке суммы наличных денег необходимых на выплату з/п, пособий, ком-х расх-в, хоз-х нужд.

Одновременно с заполнением чека, запол-ся корешек чека, который ост-ся у предприятияв чек. книжке и яв-ся оправд-м док-м.

Чек действ-н в течение 10 дней с момента его выписки.

Подписывают его лица, которым предоставлено право первой и второй подписи по счету и скреп-ся печатью.Какие-либо исправл-я в чеке не допуск-ся. На обротной стороне обяз-но указ-ся на какие нужды берем деньги.

Объявление на взнос наличными предоставляется плательщиком при внесении наличных денег на р/сч.

Его заполняют в 1-м экз. обяз-но указывая источник вносимых денег (выручка, депонирован. з/п) В подтверж-е получ-я денег банк выдает квит-ю

Квитанция служит оправд-м документом и основанием для составления в бухгалтерии расходно-кассового ордера и списания ДС в кассе.

Ежедневно банк выдает орг-и выписки с его р/сч.с прилож-м оправд-х док-в.

В выписке указ-ся нач. и конеч. ост-к ДС и суммы операций отраж-х на р/сч.

На пред-тии выписка читается наоборот, так, как для банка наши ДС яв-ся источником (т.е. отраж-ся в пассиве).

Синт. учет ведется на сч 51 (А) Сальдо Дт показывает ост. неиспольз-х ДС на сч.

На основании обработанной выписке хоз-е операции отраж-ся в жур-орд. № 2(расх. операции) и в ведомости № 2 (приходные операции). В конце месяца отсчит-ся с-до конечное. Для этого сальдо нач.отраж. в ведомости + обороты по ведомости - обороты по ж/о №2, получ. сумма записывается в ведомости № 2.

Наши рекомендации