Основные элементы конъюнктуры рынка

Конъюнктура рынка (КР) – соотношение между спросом и предложением товаров.

Спрос – платежеспособная потребность, т.е. обеспеченная денсредствами.

Виды спроса:

– микроспрос (спрос отдельной семьи, предприятия)

– макроспрос (спрос соцгруппы, отрасли)

– совокупный спрос (спрос всего общества в целом).

Объём спроса зависит от цены ( график цена (кол-во продукции), похож на y=1/x^3 /||\ )

С ростом цены объём потребляемой продукции падает по след.причинам:

а) одни покупатели отказываются от данного продукта;б) другие покупатели начинают приобретать его в меньших количествах.

Соотношение между изменением цены и объёма продаваемой продукции может осуществляться по-разному в зав-ти от специфики товара. В связи с этим выделяют такое понятие, как эластичнос090;ь. Е=| ΔК : ΔЦ | , Е – степень эластичности товара, ΔК – изменение кол-ва товара, ΔЦ – изменение цены товара. Виды товара с ТЗ эластичности спроса:

1) Товары с нормальной (единичной) эластичностью (Е=1);

2) Товары неэластичного спроса Е<1; (наиболее необходимые – хлеб, картофель, товары с уст.привычкой к потреблению – кофе)

3) Товары эластичного спроса Е>1 (наим. необх. – предметы роскоши)

Кроме цены на объём спроса влияют и другие факторы. Неценовыми факторами изменения спроса являются: изменение потребительских вкусов (мода, реклама и т.д.), изменение доходов (вызывает 2 эффекта: а) эффект дохода, когда с повышением доходов увеличивается кол-во преобразуемого товара б) эффект замещения – с ростом доходов начинают приобр-ся дорогие товары), сезонность потребления товара (лыжи, плащи), ожидание изменения цен.

Неценовые факторы вызывают следующие смещения в графике спроса (график а) Предложение – совокупность благ, которые находятся на рынке. Связь между ценой и объёмом предложения графически можно показать так (график б, оба – зав-ти цены от кол-ва продукта):

Неценовые факторы изменения предложения:

а) изменение цен на ресурсы (ср-ва производства). С увеличением цен на СП ув-ся издержки, возрастает цена на продукцию, снижается спрос на неё, ум-ся предложение.

б) рост производительности труда

в) изменение величины налогов, субсидий – всё это влияет на цену товара .

Равновесная цена. Взаимодействие между спросом и предложением.

Равновесная цена – устанавливается, когда объем спроса и предложения совпадают.

Основные элементы конъюнктуры рынка - student2.ru

Если цена выше равновесной, то будет избыток товара. Если цена ниже равновесн., то будет недостаток товара.

Взаимодействие между спросом и предложением, здесь возможны следующие случаи:

Спросувеличивается

Основные элементы конъюнктуры рынка - student2.ru

Увелич. спрос, повышается цена, увеличив.предложение, цена снижается

Спросуменьшается

Основные элементы конъюнктуры рынка - student2.ru

Уменьш. спрос, снижается цена, предложение сокращается, цена повышается

Предложениеувеличивается

Основные элементы конъюнктуры рынка - student2.ru

С увелич. предложения снижается цена. Возможны 2 случая:

- все остается в точке 2. Это если предложение увеличилось в результате роста про-сти труда

- возврат в точку 1. Это если прошло перепроизводство товара.

Предложениеуменьшается

Основные элементы конъюнктуры рынка - student2.ru

С уменьш. предложения цена повышается, далее возможны следующие случаи:

а) все остается в точке 2. Это происходит в результате:

- монопализации экономики

-повышение цен на ср-ва производства

-роста налогов

б) возврат в точку 1. Если предложение уменьшилось в результате стихийных бедствий.

Наши рекомендации