Основные элементы конъюнктуры рынка
Конъюнктура рынка (КР) – соотношение между спросом и предложением товаров.
Спрос – платежеспособная потребность, т.е. обеспеченная денсредствами.
Виды спроса:
– микроспрос (спрос отдельной семьи, предприятия)
– макроспрос (спрос соцгруппы, отрасли)
– совокупный спрос (спрос всего общества в целом).
Объём спроса зависит от цены ( график цена (кол-во продукции), похож на y=1/x^3 /||\ )
С ростом цены объём потребляемой продукции падает по след.причинам:
а) одни покупатели отказываются от данного продукта;б) другие покупатели начинают приобретать его в меньших количествах.
Соотношение между изменением цены и объёма продаваемой продукции может осуществляться по-разному в зав-ти от специфики товара. В связи с этим выделяют такое понятие, как эластичнос090;ь. Е=| ΔК : ΔЦ | , Е – степень эластичности товара, ΔК – изменение кол-ва товара, ΔЦ – изменение цены товара. Виды товара с ТЗ эластичности спроса:
1) Товары с нормальной (единичной) эластичностью (Е=1);
2) Товары неэластичного спроса Е<1; (наиболее необходимые – хлеб, картофель, товары с уст.привычкой к потреблению – кофе)
3) Товары эластичного спроса Е>1 (наим. необх. – предметы роскоши)
Кроме цены на объём спроса влияют и другие факторы. Неценовыми факторами изменения спроса являются: изменение потребительских вкусов (мода, реклама и т.д.), изменение доходов (вызывает 2 эффекта: а) эффект дохода, когда с повышением доходов увеличивается кол-во преобразуемого товара б) эффект замещения – с ростом доходов начинают приобр-ся дорогие товары), сезонность потребления товара (лыжи, плащи), ожидание изменения цен.
Неценовые факторы вызывают следующие смещения в графике спроса (график а) Предложение – совокупность благ, которые находятся на рынке. Связь между ценой и объёмом предложения графически можно показать так (график б, оба – зав-ти цены от кол-ва продукта):
Неценовые факторы изменения предложения:
а) изменение цен на ресурсы (ср-ва производства). С увеличением цен на СП ув-ся издержки, возрастает цена на продукцию, снижается спрос на неё, ум-ся предложение.
б) рост производительности труда
в) изменение величины налогов, субсидий – всё это влияет на цену товара .
Равновесная цена. Взаимодействие между спросом и предложением.
Равновесная цена – устанавливается, когда объем спроса и предложения совпадают.
Если цена выше равновесной, то будет избыток товара. Если цена ниже равновесн., то будет недостаток товара.
Взаимодействие между спросом и предложением, здесь возможны следующие случаи:
Спросувеличивается
Увелич. спрос, повышается цена, увеличив.предложение, цена снижается
Спросуменьшается
Уменьш. спрос, снижается цена, предложение сокращается, цена повышается
Предложениеувеличивается
С увелич. предложения снижается цена. Возможны 2 случая:
- все остается в точке 2. Это если предложение увеличилось в результате роста про-сти труда
- возврат в точку 1. Это если прошло перепроизводство товара.
Предложениеуменьшается
С уменьш. предложения цена повышается, далее возможны следующие случаи:
а) все остается в точке 2. Это происходит в результате:
- монопализации экономики
-повышение цен на ср-ва производства
-роста налогов
б) возврат в точку 1. Если предложение уменьшилось в результате стихийных бедствий.