Система портфельного анализа
Этот анализ основан на использовании «портфельной теории», согласно которой уровень прибыльности портфеля фондовых инструментов рассматривается в одной связке с уровнем риска портфеля (система «прибыль – риск»). В соответствии с этой теорией можно за счет формирования «эффективного портфеля» (соответствующего подбора конкретных ценных бумаг) снизить уровень портфельного риска и соответственно повысить отношение уровня прибыльности к риску. Процесс анализа и подбора в портфель таких ценных бумаг и составляет основу использования этой системной теории.
15.Содержание,цель и задачи финансового планирования
Эффективное управление финансами организаций возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.
Основными целями этого процесса является установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.
Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовый план следует рассматривать как одну из реальных форм проявления распределительного характера финансов организаций. Финансовый план организации выступает в виде балансовых форм, сгруппированных в них статей доходов и расходов, планируемых к получению и финансированию в предстоящем периоде. Степень детализации плана зависит от принятой в организации формы документов. Форма финансового плана вместе с методологией составления и методикой разработки показателей не тождественна одной из форм финансовой отчетности — бухгалтерскому балансу.
Финансовые планы подразделяются на долгосрочные, текущие и оперативные.
Вдолгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков. Втекущем финансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяется влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде.Оперативныйфинансовый план включает в себя краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю.
Объектами финансового планирования являются движение финансовых ресурсов; финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов; стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.
Финансовое планирование как инструмент управления финансами организаций отличается разнообразием форм и показателей, отражающих многообразие форм собственности, различия в видах и способах ведения бизнеса.
Финансовое планирование в организации призвано решить следующиезадачи:
§ выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;
§ эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
§ увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;
§ обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.
Значение финансового планирования
Финансовое планирование представляет собой одну из составных функций управления. Оно тесно связано с планированием всей хозяйственной деятельности организации. В условиях рыночной экономики роль планирования не только не снижается, но и многократно возрастает. Убедительным аргументом, подтверждающим целесообразность планирования, является практика зарубежных коммерческих компаний, где бизнес-планы разрабатываются повсеместно и на постоянной основе.
Без бизнес-плана невозможно эффективно управлять не только крупным, но и сравнительно небольшим предприятием. Будущее любой организации без него неопределенно и непредсказуемо. Поэтому управленческому персоналу необходимо уметь составлять бизнес-план.
Бизнес-план — это документ, который дает описание основных аспектов будущего коммерческой организации, анализирует все риски, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения возможных проблем и отвечает в конечном счете на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят затраты.
Обычно бизнес-план включает следующие разделы:
§ обзорный раздел (резюме);
§ описание организации (предприятия);
§ описание продукции (товаров, работ, услуг);
§ анализ рынка;
§ производственный план;
§ план сбыта (маркетинговые мероприятия);
§ финансовый план;
§ анализ чувствительности проекта;
§ экологическая и нормативная информация;
§ приложения.
Таким образом, финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана, который может составляться как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления всей текущей и стратегической деятельностью организации. Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий увязку показателей развития организации с имеющимися для этого финансовыми ресурсами.
Финансовое планирование как составная часть бизнес-планирования направлена, с одной стороны, на предотвращение ошибочных действий в сфере финансов, с другой — на выявление резервов и мобилизацию неиспользованных возможностей. Наличие бизнес-плана является важным фактором при решении вопроса о предоставлении финансовой поддержки организации от внешних инвесторов.
Основными задачами финансового планирования в организации являются:
§ обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами деятельности предприятия;
§ определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
§ выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
§ установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и контрагентами;
§ соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
§ контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.
Значение финансового планирования для организации состоит в том, что оно:
§ воплощает выработанные стратегические пели в форму конкретных финансовых показателей;
§ обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
§ предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;
§ служит инструментом получения финансовой поддержки у внешних инвесторов.
Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия. Следует отметить, что никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Более того, финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочной перспективе.
16.Методы финансового планирования
Современная система управления финансами предприятия базируется на прогнозировании и планировании всех финансовых потоков, которые опосредствуют как производственную, так и хозяйственную деятельность, обеспечивают контроль за созданием и использованием материальных, трудовых, денежных ресурсов. В отечественной управленческой практике значение финансового прогнозирования и планирования неоправданно униженное. Значительное количество предприятий не использует этот метод повышения эффективности функционирования предприятия. Определенной степени такое отношение к финансовому планированию обусловлено высокой степенью неопределенности в рыночной среде. Изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни, трудно предсказать и спрогнозировать их последствия. Нет стабильной и четко оформленной нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности, не сформирована в полном объеме рыночная инфраструктура.
В условиях кризиса платежей, высоких процентных ставок на рынке кредитных ресурсов большинство предприятий не имеют значительных объемов финансовых ресурсов для осуществления серьезных инвестиционных проектов, требующих системы планирования их впровадження.
Вместе с тем, благодаря финансовому планированию предприятие имеет возможность прогнозировать и управлять платежеспособностью, контролировать ликвидность баланду, обосновывать и выбирать источники увеличения финансовых ресурсов и на этой базе укреплять свое конкурентное позицию.
С помощью финансового планирования предприятие имеет возможность эффективно выполнять следующие задачи:
воплотить разработанные стратегические задачи в форму конкретных финансовых показателей;
обеспечить воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;
выявить внутренние резервы увеличения доходов и способы их мобилизации;
согласовать показатели производственного плана с имеющимися финансовыми ресурсами, необходимыми для его исполнения;
обосновать наиболее выгодные направления и проекты инвестирования средств;
заботиться об интересах инвесторов и акционеров при распределении доходов;
обосновать финансовые взаимоотношения с бюджетом, банками и другими субъектами хозяйствования;
осуществлять контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью пидприемства.
По содержанию финансовое планирование охватывает управление денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностью, кредитными ресурсами, дивидендной политикой, инвестиционной деятельностью, эмиссионной деятельностью, регулированием структуры активов и структуры капиталу.
Финансовое планирование включает:
финансовое прогнозирование
текущее финансовое планирование;
бюджетирования;
оперативное финансовое планування.
Финансовое прогнозирование - это исследование и разработка возможных путей развития финансов предприятия, альтернатив реализации финансовых стратегий, которые обеспечивают стабильное финансовое положение предприятия в майбутньому.
Текущее финансовое планирование - * - это процесс определения будущих доходов предприятия, направлений расходования денежных средств и обоснование мероприятий по обеспечению платежеспособности, доходности и финансовой устойчивости. Таким образом, текущее планирование - это составная перспективного плана, его конкретизирует и воплощает в показники.
Бюджетирование - это процесс планирования деятельности предприятия, его структурных подразделений методом разработки системы взаимосвязанных бюджетов и установления всех видов финансовых затрат, источников их покрытия и ожидаемых результатов. Бюджетирование относится к текущего планирования, хотя бюджеты можно составлять и на более длительные промежутки времени, чем один рик.
Оперативное финансовое планирование можно рассматривать как процесс синхронизации времени денежных поступлений и расходов, определение последовательности осуществления всех расчетов и разработки мероприятий по предотвращению отклонений от графика поступлений и платежив.
Если финансовое прогнозирование определяет важнейшие пропорции и темпы расширенного воспроизводства, рассматривает возможные альтернативы разработки финансовой стратегии, которая обеспечивает стабильное финансовое положение предприятия в будущем, то текущее планирование осуществляется в более короткие сроки и отмечается конкретностью задач и путей их реализации. В общем виде процесс финансового планирования отражено на рис. 11.1.
Таким образом, финансовое планирование подчинено целям стратегии развития предприятия. На первом этапе предполагается детальный анализ и оценка как внутренних, так и внешних источников информации, которые могут повлиять на финансовые показатели деятельности пидприемства.
К внутренней информации, лежащей в основе разработки финансовых планов относят:
производственную программу предприятия;
расчеты потребности в производственно-материальных запасах, трудовых ресурсах и сметы соответствующих расходов;
план продажи продукции;
расчеты платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
план технического развития и объемы инвестиций;
план социального развития предприятия и ин.
Внешней информации относят:
информацию об изменениях в денежно-кредитной, налоговой, бюджетной политике;
прогноз конъюнктуры рынка;
состояние развития страхового и валютного рынков;
инвестиционный климат и ин.
Планирование как процесс разработки будущих сценариев развития предприятия базируется на использовании системы методов. К основным из них относятся следующие:
Балансовый метод, в основе которого лежит разработка согласованного плана доходов и расходов предприятия (баланс доходов и расходов).
Расчетно-аналитический метод предполагает расчет плановых показателей путем корректировки финансовых показателей базового периода на изменения, которые предусматриваются в плановом периоде, и определение влияния различных факторов (инфляции, объемов производства, изменения условий кредитования и др.). На эти показники.
Нормативный метод основан на использовании финансовых норм, нормативов для расчетов потребности в финансовых ресурсах и определение источников их формирования (ставки налогов, нормы амортизационных отчислений, тарифы и др.)..
Метод экономико-математического моделирования позволяет с определенной вероятностью определить динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на развитие финансовых процессов в будущем. Построение моделей базируется на использовании методов экстраполяции, регрессионного анализа, экспертных оцинок.
Коэффициентный метод, или метод процента от реализации - определение установление зависимости между объемами товарооборота и финансовыми показателями. Поскольку товарооборот влияет на объемы запасов сырья, материалов, объемы денежных средств, сумму кредитов и т.д., то определяется процентная зависимость между различными активами и пассивами и объемам товарооборота. Затем определяется сумма финансовых средств, которую нужно привлечь из внешних джерел.
Выбор того или иного метода планирования определяется многими факторами, например, продолжительностью планового периода, исходной информационной базой, целями и задачами плана, квалификацией финансовых менеджеров, наличием программных продуктов и технических средств управления.
17.
18.Понятие и классификация финансовых рисков
Финансовые риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются в основном на рынках финансовых рисков. Эти риски характеризуются большим многообразием, и в целях эффективного управления ими целесообразно классифицировать их по различным признакам.
По возможности страхования финансовые риски подразделяются на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые.
Риск страхуемый — это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Страховщик обязан возместить потери доходов в полном объеме или частично при наступлении следующих событий:
- остановка производства и сокращение объема производства в результате оговоренных событий;
- банкротство;
- непредвиденные расходы;
- неисполнение договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
- понесенные застрахованным лицом судебные расходы;
- иные события.
Задача предприятия - рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство.
Яндекс.Директ
Свадебная фотосессия на ПхукетеПрофессиональный фотограф в Тайланде. Яркие, живые фотографии! Жмите!ПортретыСвадьбы, Love StoryКоммерческие съемкиФотоэкскурсииphotomargo.ruАдрес и телефон
|
Следующий признак рисков - по уровню финансовых потерь: допустимый риск, критический риск, катастрофический риск.
Допустимый риск - это угроза полной или частичной потери прибыли от реализации того или иного финансового проекта. В данном случае потери возможны, но их размер меньше ожидаемой прибыли.
Критический риск связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление конкретной финансовой сделки.
Катастрофический риск характеризуется тем, что финансовые потери по нему определяются частичной или полной утратой имущественного состояния предприятия.
Этот риск приводит предприятие к банкротству.
По сфере возникновения финансовые риски следует разделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предприятию, т.е. это риск, не зависящий от деятельности предприятия. Предприятие не может оказывать влияние на внешние финансовые риски, оно может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
Внутренние риски - это риски, зависящие от деятельности конкретного предприятия, т.е. их источником является само предприятие. Данные риски могут быть обусловлены:
- неквалифицированным финансовым менеджментом на предприятии;
- неэффективной структурой активов предприятия;
- неправильной оценкой хозяйственных партнеров;
- чрезмерной приверженностью руководства предприятия к рисковым финансовым операциям;
- нестабильным финансовым положением предприятия и другими аналогичными факторами.
По возможности предвидения финансовые риски подразделяются на следующие группы: прогнозируемые и непрогнозируемые.
Прогнозируемые финансовые риски — это риски, наступление которых является следствием циклического развития экономики, смены стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемого развития конкуренции и т.п.
Следующий финансовый риск - это постоянный риск и временный риск.
Постоянный финансовый риск характерен для всего периода осуществления финансовой операции или финансовой деятельности и связан с действием постоянных факторов.
Временный финансовый риск носит временный характер, с данным видом риска предприятие сталкивается лишь на отдельных этапах осуществления финансовой операции. Эти риски состоят из двух групп: кратковременные и долговременные риски. Первые риски возникают от кредитного и инвестиционного рисков, а долговременные риски - от инфляционных рисков.
По возможным последствиям финансовые риски подразделяются на три группы:
- риск, в результате наступления которого предприятие недополучает определенный объем дохода;
- риск, в результате наступления которого предприятие несет
экономические потери;
- риск, в результате наступления которого предприятие может рассчитывать как на получение дополнительного дохода, так и на возникновение потерь.
По объекту возникновения риска также можно выделить три группы финансовых рисков, это:
- риски отдельной финансовой операции, которые характеризуют в комплексе все финансовые риски, с которыми может столкнуться предприятие при осуществлении какой-либо финансовой операции;
- риски различных видов финансовой деятельности, которые могут возникнуть в ходе осуществления какого-либо вида финансовой деятельности;
- риски финансовой деятельности предприятия в целом включают в себя комплекс различных финансовых рисков, которые могут возникнуть при осуществлении предприятием финансовой деятельности.
По возможности дальнейшей классификации выделяют простые и сложные финансовые риски.
Сложные финансовые риски — это риски, которые включают в себя комплекс различных его подвидов. Сюда относится инвестиционный риск.
Еще существуют риски по видам.
Инфляционный риск - вид финансовых рисков, заключающийся в возможности обесценивания реальной стоимости капитала, а также ожидаемых доходов и прибыли предприятия от осуществления финансовых сделок или операций в связи с ростом инфляции. Данный вид риска носит постоянный характер и сопровождает все финансовые операции предприятия в условиях инфляционной экономики.
Под налоговым риском следует понимать вероятность потерь, которые может понести предприятие в результате конъюнктурного изменения налогового законодательства или в результате ошибок, допущенных предприятием при исчислении налоговых платежей.
Кредитный риск — вероятность того, что партнеры-участники контракта окажутся не в состоянии выполнить договорные обязательства, как в целом, так и по отдельным позициям.
Имеются торговый кредитный риск и банковский кредитный риск. Для поставщика товаров данный риск заключается в способности клиента оплатить их в соответствии с договорными обязательствами.
Уровень кредитного риска повышается с увеличением суммы кредита и срока, на который он берется. Он может быть вызван следующими причинами:
- спадом отрасли; спросом на продукцию, производимую предприятием;
- невыполнением договорных отношений партнерами предприятия;
- трансформацией активов предприятия;
- форс-мажорными обстоятельствами.
Депозитный риск - вероятность возникновения потерь в результате невозврата депозитных вкладов предприятия в банках. Данный риск возникает редко и, как правило, в связи с неправильной оценкой и неудачным выбором банка для осуществления депозитных операций предприятия. Следует отметить, что этот риск имеет всеобщий характер. Он присущ условиям рыночной экономики.
Валютный риск - риск получения убытков в результате неблагоприятных краткосрочных или долгосрочных колебаний курсов на международных финансовых рынках. Валютные риски делятся на следующие риски:
- трансляционный риск;
- операционный риск или риск сделок;
- экономический риск, который в свою очередь делится на прямой риск и косвенный риск.
Трансляционный валютный риск возникает при консолидации счетов иностранных дочерних компаний с финансовыми отчетами головных компаний.
Операционный валютный риск возникает в ходе такой деловой операции, специфика которой обусловливает проведение платежа или получение средств в иностранной валюте не в момент заключения сделки, а спустя какое-то время.
Экономический валютный риск — это вероятность сокращения выручки или возможность получения прибыли в связи с изменением валютных курсов. Этот риск носит долговременный характер и связан с тем, что предприятие производит расходы, в одной валюте, а получает доходы в другой. В результате любые изменения валютных курсов могут отразиться на финансовом положении предприятия.
Инвестиционный риск - вероятность возникновения финансовых потерь в процессе осуществления инвестиционной деятельности предприятия.
Имеются два вида этого риска: риск финансового инвестирования и риск реального инвестирования. Этот вид классифицируется по уровню оценки, причинам возникновения, виду потерь.
Следующий вид финансовых рисков - процентный риск. Данный вид риска возникает из-за непредвиденных изменений процентной ставки на финансовом рынке. Этот риск приводит к изменению затрат на выплату процентов или доходов на инвестиции и, следовательно, к изменению ставки доходности на собственный капитал и на инвестиционный капитал по сравнению с ожидаемыми ставками доходности.
Причиной возникновения процентного риска является изменение конъюнктуры финансового рынка под воздействием внешней предпринимательской среды, роста или снижения предложения свободных денежных ресурсов, государственного регулирования экономики и других факторов.
В первую очередь с процентным риском сталкиваются банки и инвестиционные компании, однако данный финансовый риск соответствует предприятиям, которые используют для бинансирования своей деятельности банковские кредиты, а также вкладывают временно свободные денежные средства в активы, приносящие доходы в виде процентов.
Значительный объем займов и капиталовложений предприятия осуществляют на условиях плавающей процентной ставки. В этом случае подлежащие уплате или получению проценты в течение действия договора периодически пересматриваются и приводятся в соответствие с текущей рыночной ставкой.
Бизнес-риск - один из видов финансовых рисков, характерных в первую очередь для акционерных обществ. Заключается в невозможности для акционерного общества поддержать уровень дохода на акцию на неснижающемся уровне. Бизнес-риск возникает, как правило, в тех случаях, когда хозяйственная деятельность предприятия оказывается под воздействием определенных причин менее успешной, по сравнению с тем, что было запланировано.