Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет

имени Т.Ф. Горбачева»

Кафедра финансов и кредита

Т. Ф. Мамзина

Банковское дело

Рекомендовано в качестве методических указаний

По выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения

направления подготовки бакалавров 080100 (38.03.01) «Экономика»

профиль 02 «Финансы и кредит»

УП 2013

Кемерово 2015

Рецензенты:

Кудреватых Н.В., доцент кафедры «Финансы и кредит», к.э.н.,

Шевелева О.Б., доцент кафедры «Финансы и кредит», к.э.н., доцент.

Мамзина Татьяна Федоровна. Банковское дело: методические указания по выполнению курсовой работы [Электронный ресурс] : для студентов всех форм обучения по направлению 080100 (38.03.01) «Экономика», профиль 02 «Финансы и кредит» / Т. Ф. Мамзина – Электрон. дан. – Кемерово : КузГТУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; зв. ; цв. ; 12 см. – Систем. требования : Pentium IV ; ОЗУ 8 Мб ; Windows ХР; (CD-ROM-дисковод) ; мышь. – Загл. с экрана.

Методические указания по выполнению курсовой работы включают цели и задачи, компетенции, формируемые у обучающегося, содержание курсовой работы студентов, список учебно-методических материалов.

 КузГТУ

 Мамзина Т. Ф.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цели освоения дисциплины

Цель преподавания курса «Банковское дело» – изучение студентами основных принципов и форм организации современной банковской системы, формирование представления о деятельности банка как финансового посредника с учетом изменений и новых тенденций в денежно-кредитной политике, которые объективно обусловлены ходом развития рыночной экономики.

В процессе изучения дисциплины будущие специалисты получают знания, обеспечивающие системное представление о деятельности кредитной организации на рынке банковских услуг.

Изучение предмета включает получение студентами представления о методологических, теоретических, методических и организационных основах функционирования коммерческого банка.

Процесс изучения дисциплины включает решение следующих задач:

- получение системного представления о деятельности коммерческого банка, основных направлений его функционирования в современный период, содержании банковской деятельности, роли банков в экономике;

- освоение студентами порядка совершения банковских операций в аспекте взаимоотношений коммерческих банков с обслуживаемыми ими клиентами;

- получение навыков использования законодательных и нормативных документов для оперативного и эффективного управления средствами клиентов;

- приобретение практических навыков анализа деятельности коммерческого банка и осуществления отдельных банковских операций.

Центральное место в курсе занимает изучение роли банков в российской экономике, изменений в их операциях и организационной структуре в рыночных условиях.

Полученные студентом знания должны служить базой при адаптации будущих специалистов в области финансов и кредита в конкретных условиях их работы.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Банковское дело» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 (38.03.01) «Экономика». Изучение дисциплины обеспечит усвоение знаний, умений, навыков и компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплин по профилю подготовки «Финансы и кредит». В частности она опирается на знания студентов, полученные при изучении дисциплин: «Компетенции финансового работника», «Деньги, кредит, банки».

Наименование дисциплины Раздел (тема) дисциплины
Компетенции финансового работника Тема 2. Профессиональный язык и инструментарий финансового работника Тема 5. Информационно-аналитическое обеспечение профессиональной деятельности финансового работника
Деньги, кредит, банки Тема 8. Возникновение и развитие банков, правовые основы банковской деятельности Тема 10. Коммерческие банки: роль и место в кредитной системе Тема 11. Операции и услуги коммерческих банков Тема 12. Финансовые риски в деятельности коммерческих банков Тема 13. Основы банковского менеджмента и маркетинга

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Банковское дело»

Освоение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

ОК-5 – уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

Знать:

- основные положения законодательства в области денеж­ного обращения, кредитных отношений, организации современной денежно-кредитной и банковской систем;

- теоретические основы денежного обращения, кредита, построения денежно-кредитной системы в рыночной экономи­ке;

- роль и место банковской системы на макро, мезо и микроуровнях.

Уметь:

- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу денежно-кредитных отношений;

- использовать источники экономической и управленческой информации.

ОК-11 – осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Уметь:

- объяснять основные принципы и цели функционирования денежно-кредитных институтов.

Владеть:

- системным представлением о структуре и тенденциях развития денежно-кредитных институтов.

ПК-1 – быть способным собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

Знать:

- теоретические основы денежного обращения, кредита, построения денежно-кредитной системы в рыночной экономи­ке.

Уметь:

- применять различные методологические подходы к анализу показателей деятельности отдельных денежно-кредитных институтов, а также интерпретировать данные о состоянии и перспективах развития банковской системы в целом.

ПК-2 – быть способным на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.

Знать:

- основные положения законодательства в области денеж­ного обращения, кредитных отношений, организации современной денежно-кредитной и банковской систем.

Уметь

- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу денежно-кредитных отношений;

- использовать источники экономической и управленческой информации.

ПК-4 – быть способным осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.

Знать:

- основные положения законодательства в области денеж­ного обращения, кредитных отношений, организации современной денежно-кредитной и банковской систем;

- теоретические основы денежного обращения, кредита, построения денежно-кредитной системы в рыночной экономи­ке.

Уметь:

- применять различные методологические подходы к анализу показателей деятельности отдельных денежно-кредитных институтов, а также интерпретировать данные о состоянии и перспективах развития банковской системы в целом;

- использовать источники экономической и управленческой информации.

ПК-5 – быть способным выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.

Знать:

- методологические подходы к анализу основных экономических показателей деятельности коммерческих банков.

Уметь:

- применять различные методологические подходы к анализу показателей деятельности отдельных денежно-кредитных институтов, а также интерпретировать данные о состоянии и перспективах развития банковской системы в целом.

ПК-7 – быть способным анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.

Знать:

- методологические подходы к анализу основных экономических показателей деятельности коммерческих банков.

Уметь:

- применять различные методологические подходы к анализу показателей деятельности отдельных денежно-кредитных институтов, а также интерпретировать данные о состоянии и перспективах развития банковской системы в целом.

ПК-8 – быть способным анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

Знать:

- теоретические основы денежного обращения, кредита, построения денежно-кредитной системы в рыночной экономи­ке;

- роль и место банковской системы на макро, мезо и микроуровнях.

Уметь:

- применять различные методологические подходы к анализу показателей деятельности отдельных денежно-кредитных институтов, а также интерпретировать данные о состоянии и перспективах развития банковской системы в целом.

Таблица – Матрица соотнесения тем учебной дисциплины и формируемых в них компетенций

Темы дисциплины Количество часов Компетенции
ОК-5 ОК-11 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8 Общее кол. компет.
1. Организационная и управленческая структура коммерческого банка + + - - - - - -
2. Операционно-кассовое обслуживание юридических лиц. Открытие, ведение и закрытие счетов в рублях и иностранной валюте + + - - - - - -
3. Операционно-кассовое обслуживание юридических лиц. Кассовые операции, порядок организации налично-денежного обращения + + - + - - - -
4. Операционно-кассовое обслуживание юридических лиц. Организация безналичных расчетов + + + + - + + -
5. Организация кредитования юридических лиц + + + + + + + -
6. Организация кредитования физических лиц + + + + - + - -
7. Деятельность банка по привлечению средств. Общая характеристика привлеченных средств + + - - - + - -
8. Деятельность банка по привлечению средств. Депозитные операции коммерческого банка + + - - - + - -
9. Деятельность банка по привлечению средств. Выпуск коммерческим банком собственных ценных бумаг + + - - - + - -
10. Операции банка с ценными бумагами. Банк как профессиональный участник рынка ценных бумаг + + + - - + - -
11. Инвестиции коммерческого банка в ценные бумаги + + + + + + + +
12. Операции коммерческих банков в иностранной валюте + + - - + - - +
Итого ОК-5 ОК-11 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-7 ПК-8

КУРСОВАЯ РАБОТА

Общие положения

В соответствии с учебными планами специальности студенты очной и заочной форм обучения при изучении дисциплины «Банковское дело» выполняют курсовую работу на тему «Экономический анализ деятельности коммерческого банка».

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ, закрепление практических навыков экономического анализа деятельности коммерческих банков.

Задачи курсовой работы:

– оценить финансовое состояние коммерческого банка, сгруппировать полученные при исследовании данные в разрезе показателей: достаточность капитала, платежеспособность, ликвидность, доходность, надежность, устойчивость;

– проанализировать эффективность кредитной, депозитной политики коммерческого банка;

– дать оценку уровню банковского менеджмента анализируемого банка;

– сформулировать предложения по первоочередным мероприятиям, которые необходимо провести с целью улучшения деятельности банка в течение следующего года.

В процессе выполнения курсовой работы используются методы сравнения, группировки, детализации, обобщения, расчета коэффициентов, характеризующих деятельность банка, графические методы.

Курсовая работа выполняется на основе изучения действующего законодательства, нормативных документов, учебной и специальной литературы в соответствии с выбранным вариантом. В процессе выполнения курсовой работы используются методы сравнения, группировки, детализации, обобщения, расчета коэффициентов, характеризующих деятельность банка, графические методы.

Курсовая работа должна содержать:

- теоретический раздел, включающий содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы;

- расчетную часть.

В теоретической части необходимо рассмотреть понятие и основные принципы анализа деятельности кредитной организации, опираясь на банковское законодательство, приводя различные методики.

В расчетной части необходимо провести финансово-экономические расчеты, сделать выводы, внести предложения по совершенствованию деятельности коммерческого банка и повышению ее эффективности.

Список использованной литературы должен содержать все источники, использованные в ходе написания курсовой работы, в том числе нормативные документы, учебную и периодическую литературу, интернет-источники.

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», введенного в действие 01.07.2002 года.

Объем курсовой работы не должен превышать 40 листов машинописного текста, включая титульный лист.

Курсовая работа должна быть сдана на проверку на кафедру «Финансы и кредит» в установленные учебным планом сроки.

Расчетная часть курсовой работы выполняется на основе финансовой отчетности российского коммерческого банка за один год, а именно Формы №101 «Баланс коммерческого банка (оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета)», Формы №102 «Отчет о прибылях и убытках», Формы №134 «Расчет собственных средств (капитала)» и Формы №135 «Информация об обязательных нормативах».

Для выполнения курсовой работы студенты должны воспользоваться пакетом документов коммерческого банка, который был выбран ими в качестве места прохождения производственной практики, или сведениями Центрального банка РФ, представленными на сайте www.cbr.ru, в разделе информации по кредитным организациям, или сведениями коммерческих банков, публикуемых ими на своих официальных сайтах.

Типовой пакет документации, для получения студентами навыков группировки статей отчетности в аналитические таблицы в рамках групповых практических занятий, представлен в Приложении 1 настоящих методических указаний.

Использование типового варианта выполнения расчетной части курсовой работы запрещено.

Содержание теоретической части курсовой работы

В теоретической части курсовой работы студент раскрывает сущность понятия «анализ деятельности коммерческого банка». Кроме того, опираясь на банковское законодательство, приводя различные методики, студент должен рассмотреть анализ отдельного направления деятельности кредитной организации. Например, привести основные методики оценки качества активов банка, анализа кредитных операций (кредитного портфеля), депозитных или депозитарных операций и др. Такое направление студент выбирает самостоятельно.

При этом в расчетной части курсовой работы обязательным является применение, на ряду с предложенной в данных методических указаниях методикой анализа деятельности коммерческого банка (см. содержание расчетной части), рассмотренного студентом в теоретической части направления анализа. То есть расчет представленных в первой части курсовой работы показателей и их характеристика.

Наши рекомендации