Параметры стратегических зон хозяйствования предприятия

Продукция СЗХ Объем продаж, тыс.р. Себе- стоимость, тыс.р. Прибыль, тыс.р. Рента-бель-ность, % Пргнозируемое измене- ние рента-бельности,Δ % Перспективная рентабель ность, % Темп роста рынка, % Относитель ная доля на рынке, %
5=3-4 6=5/4*100 8=6+7
B СЗХ - 1 244,2 -10,2 Х Х -9,18 7,8
СЗХ - 2 325,6 -13,6 Х Х -9,18 102,8 29,4
СЗХ - 3 162,8 -6,8 Х Х -9,18 2,2
СЗХ - 4 81,4 -3,4 Х Х -9,18 0,98
Итого -34 -4,18 -5 -9,18 Х Х
D СЗХ - 5 70,2 59,2 Х Х 30,58 226,7 23,4
СЗХ - 6 70,2 59,2 Х Х 30,58 152,5 8,8
СЗХ - 7 105,3 88,8 16,5 Х Х 30,58 201,25 26,3
СЗХ - 8 105,3 88,8 16,5 Х Х 30,58 231,7 35,1
Итого 18,58 30,58 Х Х
E СЗХ - 9 277,5 34,5 Х Х 19,43 31,2
СЗХ - 10 277,5 34,5 Х Х 19,43 172,2 34,7
Итого 12,43 19,43 Х Х
F СЗХ - 11 140,6 15,4 Х Х 9,95 5,2
СЗХ - 12 281,2 30,8 Х Х 9,95 12,48
СЗХ - 13 140,6 15,4 Х Х 9,95 1,3
СЗХ - 14 140,6 15,4 Х Х 9,95 19,5
Итого 10,95 -1 9,95 Х Х

Продолжение таблицы 5

G СЗХ - 15 58,5 77,7 -19,2 Х Х -19,71 97,4 3,08
СЗХ - 16 136,5 181,3 -44,8 Х Х -19,71 98,9 1,52
Итого -64 - 24,71 -19,71 Х Х
H СЗХ - 17 214,6 19,4 Х Х 7,04 85,7 22,3
СЗХ - 18 643,8 58,2 Х Х 7,04 82,7 31,2
СЗХ - 19 214,6 19,4 Х Х 7,04 95,4 26,9
Итого 9,04 -2 7,04 Х Х
  Всего - - - - -

Темп роста рынка рассчитывается по формуле:

Параметры стратегических зон хозяйствования предприятия - student2.ru ,

где Е персп - емкость рынка перспективная;

Е баз – емкость рынка в базовом периоде.

Относительная доля предприятия на рынке рассчитывается по формуле:

Параметры стратегических зон хозяйствования предприятия - student2.ru ,

где Q СЗХ - объем продаж в СЗХ.

Средняя величина относительной доли на рынке рассчитывается по формуле : Параметры стратегических зон хозяйствования предприятия - student2.ru , где N – количество конкурентов на рынке.

Параметры стратегических зон хозяйствования предприятия - student2.ru

Совокупность СЗХ образует хозяйственный портфель предприятия, управлением которого занята корпоративная стратегия. Данная стратегия предназначена для распределения стратегических ресурсов предприятия между видами деятельности.

Матрица БКГ

Параметры стратегических зон хозяйствования предприятия - student2.ru

Виды деятельности группируются и приводятся в таблице 6.

Таблица 6

Стратегическая группировка видов деятельности

Группировка Объем продаж Прибыль
Сумма, тыс.р. Уд. Вес, % Сумма, тыс.р. Уд. Вес, %
Коровы (СЗХ – 2,17,18,19) 83,4 41,7
Звезды (СЗХ – 5,7,8,9,10) 904,8 23,2 56,5
Знак вопроса (СЗХ – 3,4,14) 5,2 2,6
Собаки (СЗХ – 1,6,11,12,13,15,16) 1123,2 28,8 -1,6 -0,8
Итого

Позиционирование СЗХ на матрице БКГ позволяет принять в отношении них следующие основные решения по распределению ресурсов:

Наиболее привлекательными и перспективными видами деятельности, в смысле вложения средств являются “звезды”: СЗХ – 5,7,8,9,10. Их следует оберегать и укреплять, вкладывая инвестиции. В данном виде деятельности предприятие имеет наилучшие конкурентные позиции.

Для финансирования перспективных областей бизнеса необходимо использовать “дойные коровы”: СЗХ – 2,17,18,19. Вкладывать финансовые ресурсы в развитие данных видов деятельности нецелесообразно.

Относительно возможности укрепления конкурентной позиции и наращивания рентабельности деятельности при известных капиталовложениях подлежат изучению СЗХ – 3,4,14 (знаки вопроса).

Непривлекательными с плохими позициями являются “собаки”: СЗХ – 1,6,11,12,13,15,16. От них следует избавляться, если нет веских причин, чтобы их сохранить.

Наши рекомендации