Рассмотрение и утверждение бюджетов
Изучаемые вопросы
Этапы рассмотрения и утверждения проекта бюджета.
Теоретические положения
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думе проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа.
Государственная Дума, следуя традиционному подходу для всех демократических государств, рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной год в трех чтениях.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает конкретизированный порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о федеральном бюджете на очередной год в каждом из чтений.
В случае принятия закона о федеральном бюджете на очередной год Государственной Думой закон передается Совету Федерации.
Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете в течение 14 дней. В случае его одобрения – закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он направляется в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит его на повторное рассмотрение Государственной Думой, которая рассматривает закон в одном чтении. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.
Если закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непринятия Думой проекта закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года.
Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем вопросам работы с бюджетом органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации – Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий Федерального Собрания, которые выносят сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государственной Думы. Одновременно ЦБР представляет Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения существенных разногласий по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию.
Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в нескольких чтениях:
• В первом чтении проект Федерального закона о Федеральном бюджете рассматривается в течение 30 дней. Депутаты обсуждают концепцию бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ, а также основные характеристики федерального бюджета. В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете Государственная Дума может либо передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Совета Федерации и Правительства РФ, либо поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
• Во втором чтении проект Федерального закона о Федеральном бюджете рассматривается в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета. Именно в этом чтении Дума направляет в субъекты РФ сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами РФ, а также о размере федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его между субъектами. Если проект бюджета отклонен во втором чтении, он также передается в согласительную комиссию.
• В третьем чтении проект Федерального закона о Федеральном бюджете рассматривается в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении проекта о бюджете в третьем чтении утверждаются расходы бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям средств.
Принятый Думой закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации в течение 5 дней после его принятия. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней на предмет его одобрения. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он направляется в согласительную комиссию, которая вносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы.