Нормативное регулирование аудиторской деятельности в рф

К основным документам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся:

1. Указ Президента РФ от 22.02.1993 г. «Об аудиторской деятельности в РФ».

2. Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности в РФ». Утверждены Указом Президента РФ от 09.09.2001.

3. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Постановление правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532).

4. О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2005 № 228.

5. Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ включает три уровня правового регулирования.

Первый уровень - Закон об аудите (аудиторской деятельности). Закон относится к основным законодательным актам. До принятия закона аудиторская деятельность в РФ регулировалась Временными правилами, которые определяли основы осуществления аудиторской деятельности как независимого вневедомственного контроля.

Закон дает определение аудита, его цель, задачи, определяет сферу, объекты, перечень сопутствующих аудиту услуг, права и обязанности аудиторов, аудиторских фирм и их взаимодействие с аудируемыми лицами, правила оформления результатов аудиторской проверки.

Закон определяет процедуру аттестации на право работать специалистом - аудитором и процедуру лицензирования - на право осуществления аудиторской деятельности.

Второй уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов состоит в установлении норм аудита, которые будут однозначно интерпретироваться всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражем.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации.

Стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения, а также критерии оценки качества результатов аудиторской проверки.

Разработка правил (стандартов) в РФ началась в 1993 г. и ведется на основе международных стандартов аудита, разработанных международным комитетом по аудиторской деятельности. Аудиторские стандарты включают 4 группы :

1. Общие стандарты аудита;

2. Стандарты проведения аудиторской проверки;

3. Стандарты отчетности;

4. Специфические стандарты (используются в отдельных областях аудиторской деятельности).

Третий уровень - это документы, которые носят вспомогательный характер, их цель - помощь в технической реализации требований общепринятых стандартов, в разработке прогрессивных приемов и способов аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой организации самостоятельно и представляют собой внутрифирменные стандарты.

Закон «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»

Закон определяет основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Закон определяет аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно Закону, цель аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц.

Закон определяет круг сопутствующих аудиту услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Закон очерчивает требования к аудиторам и аудиторским организациям. В нем рассмотрены права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц.

Закон освещает сферы и объекты обязательного аудита.

В Законе впервые освещаются вопросы сохранения аудиторской тайны.

Закон устанавливает подчиненности и взаимосвязи стандартов аудиторской деятельности. В законе выделены по степени подчиненности три уровня стандартов: федеральные, стандарты аудиторских объединений, внутрифирменные стандарты.

Важное значение в Законе придается независимости аудиторских организаций и аудиторов. В частности, перечислен круг лиц, которые не могут осуществлять аудит.

Особое внимание Закон акцентирует на необходимости страхования риска ответственности при проведении обязательного аудита.

Кроме того, в Законе рассматриваются вопросы аттестации аудиторов и лицензии, лицензирования аудиторских организаций, а также порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора, вопросы функционирования профессиональных аудиторских организаций, порядок их аккредитации, права аккредитованных профессиональных аудиторских организаций

Закон устанавливает ответственность за нарушение законодательства РФ:

-за осуществление аудиторской деятельности без наличия соответствующей лицензии,

за уклонение от обязательного аудита или препятствование его проведению.

Наши рекомендации