Уменьшение влияния ценового фактора
На ранних стадиях враждебности разница цен может достигать ни много ни мало 10-15%. Однако впоследствии разрыв сокращается приблизительно до 5% и далее особой роли не играет. «Золотые» компании, такие как FedEx, Roadway (малотоннажные автомобильные перевозки) и IBM, складывают свои «ценовые зонтики», давая малым конкурентам возможность расти и устанавливать свои цены. По существу, они придерживаются стратегии равенства цен, тем самым устраняя цену из списка покупательских критериев совершения покупки. В награду за такие «жертвы» они получают лояльность потребителей. «Серебряные» компании увеличивают свою долю рынка вначале при помощи низких цен, затем постепенно уменьшают объемы скидок и концентрируются на максимально эффективном обслуживании ключевых покупателей.
Эффективная структура издержек
Преуспевающие на враждебных рынках компании обладают эффективными структурами издержек. «Золотые» конкуренты, например компании Gallo (столовые вина) я John Deere (сельскохозяйственное оборудование), добиваются высокой производительности не только благодаря эффекту масштаба, но и за счет инвестиций в автоматизацию производства и информационные системы, что позволяет снизить затраты. «Серебряные» конкуренты ориентируются на высшие секторы рынка, где доходы по определению выше, и к тому же концентрируются на ключевых покупателях. Ориентация на покупателя начинается со стадии исследований и разработок. Концентрация маркетинговых усилий на существующих покупателях и минимум рекламы для привлечения новых обеспечивают экономию маркетингового бюджета.
Подведем итоги. Лучшие из оперирующих на враждебных рынках компаний фокусируют внимание на крупных покупателях, дифференцируются на базе надежности, охватывают широкий диапазон цен, уменьшают влияние ценового фактора на решения потребителей и обладают эффективными структурами издержек. Тем не менее подходы к конкурентной борьбе у «золотых» и «серебряных» компаний существенно
Глава 15. Стратегии действий на враждебных рынках
различаются. «Золотые» занимают лучшие места на прилавках магазинов и в сознании потребителей, используют выгоды эффекта масштаба и обеспечивают эффективное функционирование своих партнеров по каналам распределения. «Серебряные» меньше по размеру, предлагают сервис, превосходящий отраслевые стандарты, конкурируют преимущественно в секторах дорогих товаров, заботятся о марже прибыли партнеров по сбыту и концентрируются на низких издержках единицы продукции ключевых покупателей.
Главные идеи
• Одна из стратегий поведения в находящейся на стадии спада или стагнирующей отрасли состоит в создании условий для роста путем оживления отрасли с помощью открытия новых рынков, технологий и способов применения товара, за счет стимулирования спроса со стороны государства, а также за счет разработки растущих субрынков.
• Компания может придерживаться стратегии прибыльного выживания посредством усиления позиции лидера и побуждения конкурентов к выходу с рынка, возможно, путем приобретения их активов.
• Стратегия «доения», или «уборки урожая» (создание потока денежных средств за счет уменьшения инвестиций и операционных расходов) применима в отношении СБЕ, не являющихся основными для компании в финансовом или синергетическом смысле. «Молочная» стратегия неприменима в случаях, когда снижение объема продаж носит несистематический характер.
• Решение о выходе с рынка — иногда наилучшее из всех, несмотря на свою психологическую и профессиональную болезненность — связано с преодолением таких барьеров, как обязательства перед покупателями и специализированные активы. Предупреждающая политика дивестиции лучше, чем ожидание момента, когда ситуация осложнится до такой степени, что необходимость подобного решения станет очевидной.
• Принятию решения об объеме инвестиций в «упадочный» рынок должен предшествовать анализ перспектив рынка, интенсивности конкуренции, сильных сторон компании, взаимосвязей с другими видами бизнеса фирмы и барьеров внедрения.
• Рыночная враждебность, вызванная избыточным числом конкурентов на рынке и снижением спроса, обычно проходит через
Часть IV. Стратегии роста
шесть стадий развития: давление на маржу прибыли, изменение структуры рынка, изобилие товаров, самозащита путем сокращения издержек, консолидация и избавление. • На враждебных рынках лучшие результаты приносят стратегии, представленные «золотыми» фирмами (занимающими первое и второе места на рынке, пользующимися эффектом масштаба и значительным присутствием) и «серебряными» конкурентами (фирмами, занимающими третье и последующие места, концентрирующимися на меньших сегментах, обычно на высшем секторе рынка).
Темы для обсуждения
1. Приведите примеры торговых марок, которые добились роста на стагнирующих рынках и рынках в стадии упадка. Какие пути реви-тализации они использовали?
2. Назовите компании, которые выжили на «упадочных» рынках с выгодой для себя. Почему компания Kunz смогла добиться столь высокой прибыли? Почему другие компании покинули рынок?
3. Назовите торговые марки, которые использовали стратегию «доения». С какими рисками они могут столкнуться?
4. Проанализируйте стратегию дивестиций. С какими сложностями связана ликвидация компании? За время пребывания в своей должности Джек Уэлч осуществил ликвидацию сотен компаний. Что послужило мотивом для некоторых их этих дивестиций?
5. Резюмируйте теорию враждебных рынков. Каковы ее основные предположения? Дайте оценку этой теории. Как вы можете ее проверить?
Примечания
1. Gregory L. White and Shirley Leung, «Middle Market Shrinks As Americans Migrate Toward the High End», Wall Street Journal, March 29, 2002, p. 1.
2. Материал о стратегиях для «упадочных» рынков базируется на посвященном данной теме интереснейшем исследовании, с отчетами о котором вы можете познакомиться в работах: Michael Е. Porter, Competitive Strategy, New York: The Free Press, 1980, chapter 8; Kathryn Rudie Harrigan, Strategies for Declining Businesses, Lexington, Mass.: Lexington Books, 1980; and Kathryn Rudie Harrigan and Michael E. Porter, «End-Game Strategies for Declining Industries», Harvard Business Review, July- August 1983, pp. 111-120.
Глава 15. Стратегии действий на враждебных рынках
3. Lee Dranikoff, Tim Koller, and Anton Schneider, «Divestiture: Strategy's Missing Link», Harvard Business Review, May 2002, pp. 75-83.
4. Donald V. Potter, «Success Under Fire: Policies to Prosper in Hostile Times», California Management Review, Winter 1991, pp. 24-38, and «Strategies That Win in Hostile Markets», California Management Review, Fall 1994.
Практикум (для части IV)