Отчетность коммерческого банка

Отчетность коммерческого банка — это единая система данных о его имущественном и финансовом положении, а также о результатах деятельности, которая составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленной форме. К отчетности банка предъявляются требования достоверности, ясности, полноты и своевременности составления, наличия разъяснений и пояснительной информации. Задачами составления отчетности являются:

· контроль за деятельностью коммерческого банка;

· проведение анализа банковской деятельности на основе полученной информации;

· использование этой информации для оперативного управления рисками и выявления внутренних резервов финансовой устойчивости.

Банковскую отчетность можно классифицировать исходя из различных критериев. Так, с точки зрения информационной наполняемости отчетность подразделяется на непосредственно бухгалтерскую, финансовую, консолидированную и статистическую. По адресатам (пользователями) отчетность составляется для руководства банка, его клиентов, налоговой инспекции, территориального управления Банка России и др. По срокам составления выделяют отчетность ежедневную, ежемесячную, ежеквартальную, годовую.

В состав отчетности кредитной организации входит баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет об использовании прибыли, справка о составе фондов, расшифровка балансовых статей для расчета экономических нормативов и другая информация. Конкретные формы отчетности, порядок их заполнения, периодичность и сроки представления, а также основные требования определяются Банком России.

При составлении отчетности банка используются принципы открытости, системности и консолидации. Открытость предполагает достоверное и подробное отражение операций и их влияния на финансовое положение банка. Информация должна быть надежной, уместной и сравнимой, а также не содержать двусмысленностей в изложении позиций банка. Каждый банк представляет собой единую информационно-финансовую систему, и поэтому отчетность, составляемая по структурным подразделения (филиалам), включается в единую отчетность в целом по банку.

Исходя из принципа консолидации банками составляется консолидированная отчетность. Такая отчетность составляется для банковской (консолидированной) группы. Целью ее составления является установление характера влияния на финансовое состояние кредитной организации ее вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими лицами, возможностей управлять их деятельностью, а также для определения совокупной величины рисков и совокупных средств банковской (консолидированной) группы. Консолидированная отчетность включает основные и вспомогательные формы. К основным формам относятся отчет о составе участников, баланс на консолидированной основе, отчет о прибылях и убытках, отчет об открытой валютной позиции, расчет обязательных нормативов. В качестве вспомогательных форм составляются оценка вложения в уставный капитал участника группы и журнал учета взаиморасчетов. Отчетность каждого из участников банковской (консолидированной) группы включается в состав консолидированного балансового отчета и отчета о прибылях и убытках с использованием одного из трех методов: полной консолидации; пропорциональной консолидации; метода эквивалентной стоимости.

Выбор метода консолидации производится головной кредитной организацией исходя из доли контроля группы в капитале каждого участника.

Подробная информация о консолидированной отчетности и методологические подходы к ее составлению изложены в Положении Банка России от 30.07.2002 г. № 191-П «О консолидированной отчетности» (с изм. и доп.) и Положении Банка России от 5.01.2004 г. № 246-П «О порядке составления головной кредитной организацией консолидированной отчетности».

В целях унификации национальных систем бухгалтерского учета и обеспечения всех заинтересованных пользователей информацией, необходимой для принятия экономических решений, предусматривается переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Процесс перехода на принципы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами предполагает внесение необходимых изменений в действующее законодательство, которое обеспечит условия для реализации принципов данных стандартов, в частности приоритета экономического содержания операций над их юридической формой.

Банком России были подготовлены Методические рекомендации «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» от 10.02.2006 г. № 19-Т. В соответствии с этими рекомендациями финансовая отчетность считается составленной на основе МСФО, если она отвечает всем требованиям каждого применимого стандарта и каждой применимой интерпретации Постоянного комитета по интерпретациям и Комитета по интерпретациям международной финансовой отчетности.

Для составления отчетности в соответствии с МСФО используется метод трансформации, то есть перегруппировки статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках путем корректировок и применения профессионального суждения. Финансовая отчетность в соответствии с МСФО включает баланс на отчетную дату; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменении собственного капитала за отчетный период; отчет о движении денежных средств; примечания, включая краткое описание существенных принципов учетной политики по составлению финансовой отчетности, и прочую пояснительную информацию.

Примерные формы, входящие в состав данной отчетности, могут быть изменены кредитной организацией для обеспечения наилучшего отражения в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, структуры и специфики операций, а также их объема, без нарушения при этом требований МСФО. Например, могут вводиться или исключаться отдельные статьи отчетности исходя из принципа существенности.

Кредитным организациям рекомендуется ежеквартально составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Глава 14

БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ

Наши рекомендации