Тема 1.8. Современные специфические формы кредитования: ипотека, лизинг, факторинг. Конкуренция банков и небанковских учреждений в кредитной сфере.
Основные вопросы темы:
1.8.1. Ипотека, лизинг, факторинг: участие банков и небанковских учреждений.
1.8.2. Субъекты современного финансового рынка: банковский и небанковский сектор.
1.8.3. Тесты
1.8.1. Ипотека (от греческого – залог, заклад) – залог недвижимого имущества, главным образом, земли и строений, с целью получения ипотечной ссуды. Закладываемое имущест-во приданной сделке не передается в руки кредитора, а остается у должника. Под ипотекой понимают также закладную и долг по ипотечному кредиту.
Для ипотеки характерны:
· возможность получения под залог одного и того же имущества добавочных ипотечных ссуд под вторую, третью и т.д. закладные;
· обязательная регистрация залога в земельных книгах. В случае неплатежеспособности должника удовлетворение требований кредитора производится из выручки от реализо-ванного имущества в порядке очередности регистрации залога.
Ипотечная ссуда – ссуда, выдаваемая под залог недвижимости. На подобных ссудах специализируются ипотечные банки, их ресурсами при этом являются собственные накопле-ния и ипотечные облигации. Могут участвовать также страховые компании, ссудо-сберега-тельные ассоциации, сельскохозяйственные и сберегательные банки.
В развитых странах давно сложился и четко работает ипотечный рынок. Инструмен-том сделок ипотечного рынка являются ипотечные облигации, выпускаемые торгово-промышленными корпорациями и приобретаемые различными кредитно-финансовыми институтами.
Ипотечные ссуды предоставляются под залог: земельного участка, предприятия в целом, жилого дома и квартиры, дачи, садового дома, гаража и т.п., иного имущества (недвижимого). В России возникли ипотечные банки, например, «Ипотечный акционерный банк», основанный несколькими крупными КБ. Целевая комплексная программа «Жилище» на 70-75 % финансируется за счет ипотечного кредита. Заемщиками являются как строительные организации, так и частные лица. Большое значение ипотека имеет для сельского хозяйства. Однако в России пока запрещена купля-продажа сельхозугодий, а значит, их нельзя использовать под заклад, который в случае неуплаты долга заемщиком должен быть продан для погашения займа. Это обрекает наши фермерские и другие хозяйства на безденежье. Для разрешения этого противоречия принят Указ Президента РФ, разрешающий некоторые финансовые операции с землей.
В России, в частности в Москве, стал активно развиваться рынок жилья, строи-тельство которого основано на ипотечном кредитовании. В столице в рамках ипотечной программы работают 10 коммерческих банков и 3 строительные организации. Все кредиты выдаются на срок до 10 лет под 10 % годовых. Схемы кредитования следующие.
· Первая – классическая. по которой банк предоставляет кредит на покупку квартиры. Максимальная сумма кредита – 120 000 долларов. Банк не может выдать кредит, если на возврат долга заемщику придется тратить больше 30-60 % ежемесячного дохода. Например, кредит в 5 000 долларов на 10 лет требует ежемесячного дохода в 198 долларов и платы за кредит 66 долларов в месяц. Если клиент не сможет расплатиться, его квартиру продадут, вернут платежи по кредиту, но без оплаченных процентов.
· Вторая схема – товарный кредит. Строительная компания сама берет кредит в банке, строит жилье и продает в рассрочку желающим. Пока жилец не рассчитался, квартира остается в залоге у строителей.
· Третья схема – ссудо-сберегательные кассы (ССК), именно они приобретают жилье и продают в рассрочку.
· Четвертая схема – квазиипотека, т.е. квартира сдается внаем с последующим выкупом. Выплачивается арендная плата плюс выплаты по основному долгу, плюс проценты, плюс коммунальные платежи.
Каждое предприятие в своей деятельности нуждается в помещении, оборудовании, транспорте. Часто аренда оказывается эффективнее приобретения в собственность.
Аренда – имущественный наем, т.е. срочное возмездное владение имущественным комплексом. Текущая аренда осуществляется на следующих условиях:
· цель аренды – удовлетворение временных потребностей арендатора;
· срок аренды определяется договором, после окончания срока аренды имущество возвращается арендодателю;
· имущество является собственностью арендодателя;
· риск потери и порчи арендованного имущества определяется условиями договора.
Арендная плата состоит из амортизационных отчислений от стоимости арендован-ного имущества и арендного процента. В арендную плату могут входить средства, переда-ваемые для ремонта использовавшихся объектов.
Аренда имущества или аренда предприятия есть аренда капитала и аренда рынка сбыта. Арендный процент по своей экономической природе аналогичен проценту за пользование кредитом, только кредит здесь не денежный, а натуральный (имущество).
В зарубежной практике в зависимости от срока действия аренда подразделяется на:
· краткосрочную (рентинг);
· среднесрочную (хайринг);
· долгосрочную (лизинг).
Рентинг – краткосрочная аренда машин и оборудования без права их последующего приобретения арендатором.
Хайринг – форма аренды, аналогичная рентингу, со сроком аренды 3 – 10 лет.
Лизинг (по определению Европейской ассоциации по лизингу – Евролизинга) – «это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для исполь-зования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности».
С экономической точки зрения лизинг есть товарный кредит в основные фонды. Право собственности на товар остается за лизингодателем до полной оплаты его стоимости лизингополучателем. Лизинг дает всем участникам сделки значительные преимущества.
Для лизингополучателя: отпадает необходимость единовременной полной оплаты имущества; платежи по лизингу начисляются только после поставки, тогда как при обычном кредите предприятие оплатило бы 15 % стоимости оборудования; лизинговое имущество на балансе получателя не числится, не портит его финансовые показатели и т.п.
Для лизинговой фирмы преимущества заключаются в том, что: за качество отвечает не она, а поставщик; она имеет гарантийный залог за платежи в рассрочку; она имеет имущество, которое может вернуть себе в случае невыполнения условий договора лизинга.
Лизинг имеет множество форм и оттенков:
· оперативный лизинг – арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покры-ваются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Особенности оперативного лизинга: арендодатель обеспечивает обслуживание, ремонт и наладку оборудования; расходы арендодателя на указанные виды сервиса включаются в платежи по лизинговому соглашению; предприниматель-арендатор может в качестве услуги получать информацию о своих производственных затратах; лизинговый договор заключается на срок, значительно меньший срока физического износа оборудования. Т.е. предусмотренные по лизинговому соглашению платежи не покрывают полной стоимости оборудования; лизингодатель, включая в соглашение пункт досрочного прекращения аренды и возврата оборудования, может застраховать себя от непредвидимого старения техники.
· финансовый лизинг – соглашения, предусматривающие в течение периода своего действия выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большей его части, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя. Популярность финансового лизинга состоит в быстроте и гибкости подготовки соглашения. В этом соглашении участвуют банк или финансовая компания. Кроме быстроты оформления, положительной чертой является адаптация сроков арендных платежей к срокам окупаемости инвестиций. В отличие от банковских кредитов финансовый лизинг дает возможность полного финансирования всех расходов, включая накладные.
Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с креди-тованием оборотного капитала. Факторинговая компания покупает счета-фактуры (т.е. на-кладные) клиентов на условиях оплаты до 90 % отфактурированных поставок и оплаты оставшейся части за вычетом процентов за кредит в оговоренные сроки вне зависимости от поступления платежей от должников; факторинг используется в основном мелкими и средними предприятиями.
В технике осуществления факторинга можно выделить несколько основных простейших операций:
· услуги по ведению дебиторских счетов и инкассо;
· финансирование требований клиентов;
· кредитные гарантии.
При этом факторинг-фирма тщательно изучает финансовые показатели своих клиен-тов, никогда не скупает безнадежные долги.
Разновидности факторинга:
· конвенционный (банки или факторинг-фирмы берут на себя не только кредитование до возврата долга и получение долга, но и бухгалтерское, сбытовое, рекламное, страховое и кредитное обслуживание клиентов);
· конфиденциальный (ограничивается только кредитованием клиента в счет будущей оплаты долга должником);
· факторинг «тихий», неявный (банк кредитует клиента по предъявлению копий счетов-фактур; клиент же сам дожидается оплаты от своего должника, после чего рассчитывается с банком. Только в случае срыва платежей клиент уступает банку требования на оплату, который и принимает меры к взысканию денег);
· факторинг экспортный (авансирование клиентов-экспортеров со стороны банков под будущую выручку от экспорта при одновременном предоставлении клиенту гарантии от валютного и кредитного рисков).
Как следует относиться к факторингу? Самому всегда следует избегать просроченных платежей, не стоит ждать напоминаний банков и факторинг-фирм. Это портит репутацию. Всегда приветствуется немедленная оплата счетов («сконто») – в течение 5 – 10 дней, при этом даже можно рассчитывать на скидку – обычно в размере 3 % от суммы платежа.
Не платить – глупо. Однако в российской практике закрепилась традиция неплатежей партнерам, работникам, государственным органам, не всегда оправданная обстоя-тельствами.
1.8.2. В предыдущих темах мы подробно рассмотрели особенности функционирования банковской системы, ее структуру, операции коммерческих банков. Следует остановиться на небанковском секторе финансового рынка.
В последние годы на национальных рынках ссудных капиталов развитых стран важную роль стали выполнять специализированные кредитно-финансовые институты – страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и др. Росту их влияния способствовали три основных причины: рост доходов населения, развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не предоставляются банками.
Особенностью накопления капитала страховых компаний является поступление страховых премий от юридических и физических лиц, размер которых рассчитывается на основе страховых тарифов, а также дохода от инвестиций.
Результатом финансовой деятельности страховых компаний являются прибыль и резервы страховых взносов как разница между страховой премией и выплатой страхового возмещения плюс расходы по ведению операций.
Пассивные и активные операции страховых компаний также имеют свою специфику. Пассивные операции компаний формируются в основном за счет страховых премий, которые уплачивают юридические и физические лица, доля остальных статей незначительна, сюда обычно входят акционерный капитал, резервный капитал, накапливаемый за счет прибыли и т.д.
Активные операции складываются из инвестиций в государственные облигации, в ценные бумаги корпораций, ипотеку и недвижимость, а также займы под полисы.
Пенсионные фонды – новое явление на рынке ссудных капиталов. Организа-ционная структура пенсионного фонда не предусматривает акционерной, кооперативной или паевой формы собственности. Как правило, пенсионные фонды создаются в частных корпорациях, которые юридически и фактически являются их владельцами.
Основой пассивных операций пенсионных фондов являются ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих. Доля взносов существенно колеблется по различным корпорациям странам. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами и вкладывают их в правительственные и частные ценные бумаги. В развитых странах почти 80 % активов пенсионных фондов составляют ценные бумаги частных корпораций.
Наряду с частными пенсионными фондами. создаваемыми частными корпорациями, существуют и государственные пенсионные фонды. Они, как правило, создаются на уровне центрального правительства и местных органов власти. Основой пассивных операций таких фондов являются средства бюджетов различных правительственных уровней и взносы населения. Активные операции сконцентрированы в основном во вложениях в государственные ценные бумаги и в незначительной степени – в ценные бумаги корпораций.
Инвестиционные компании путем выпуска собственных акций привлекают денеж-ные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Основой пассивных операций инвестиционных компаний являются вырученные денежные средства от реализации собственных ценных бумаг, акционерный капитал, резервный фонд, недвижимость компании.
Активные операции инвестиционных компаний заключаются во вложении средств в ценные бумаги корпораций.
Поскольку развитие инвестиционных компаний зависит от состояния рынка ценных бумаг, частые колебания курсов акций отражаются на финансовом состоянии инвестици-онных компаний. Падение курсов акций и особенно биржевые крахи замедляют развитие последних, а в ряде случаев ведут к банкротству. Это наблюдалось и в США в середине 70-х и в начале 80-х годов.
Ссудо-сберегательные ассоциации представляют собой кредитные товарищества, созданные для финансирования жилищного строительства. Их ресурсы складываются в основном из взносов пайщиков, представляющих широкие слои населения.
Основой деятельности ссудо-сберегательных ассоциаций является предоставление ипотечных кредитов под жилищное строительство. Активные операции в основном состоят из ипотечных ссуд и кредитов, которые составляют 90 %, а также вложений в государственные ценные бумаги.
Финансовые компании – особый тип кредитно-финансовых учреждений, которые действуют в сфере потребительского кредита, их организационными формами могут быть кооперативная и акционерная.
Финансовые компании по финансированию продаж в рассрочку занимаются продажей в кредит товаров длительного пользования, предоставлением ссуд мелким предпринимателям. Финансовые компании личного финансирования, как правило, выдают ссуды потребителям, а иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компании. Компании обоих видов предоставляют ссуды от года до трех лет.
Первоначально финансовые компании получили развитие в США, особенно в период после Второй мировой войны. В 60-е годы этот опыт переняли страны Западной Европы и Япония. Следует отметить, что развитие финансовых компаний возможно лишь при широкой насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, а также активной конкуренцией между ними.
В России получают развитие паевые инвестиционные фонды – ПИФы. Они объединяют средства мелких инвесторов и работают на рынке ценных бумаг, являются своеобразным управляющим этих средств. Мелкий инвестор не может участвовать в торгах фондовой биржи – один лот там стоит 30 тыс. долларов. ПИФ имеет доступ к информации, располагает технологией ее обработки и квалифицированно работает на рынке ценных бумаг. Весь доход, за вычетом оговоренной суммы, распределяется среди пайщиков. В США такие фонды аккумулируют до 40 % средств финансового рынка. В России их доля небольшая – 13 ПИФов имеют активы в 31,5 млн. долларов. Прибыли у них – 65 % и даже 150 % годовых.
В недавнем прошлом коммерческие банки занимали особое положение в экономике всех развитых стран. Государственные органы всегда поддерживали банки, чтобы гарантировать стабильность банковской системы. При этом финансовое законодательство ограничивало сферу деятельности коммерческих банков, предохраняло их от появления конкурентов. Например, была ограничена или запрещена территориальная экспансия банков (открытие филиалов, создание холдингов), регулировались процентные ставки по активным и пассивным операциям, запрещалось введение в практику новых финансовых инструментов и видов обслуживания, открытие «гибридных» счетов.
Однако последняя четверть века, т.е. наше время, явилась периодом глубоких изменений, многочисленных новшеств в организации и методах управления банками, формах обслуживания клиентов. Эксперты назвали это явление «финансовой революцией». Многие причины привели к отмене запретов и ослаблению административного контроля над деятельностью банковских учреждений; к их числу относятся:
· резкое усиление конкуренции со стороны небанковских финансовых посредников;
· падение прибыльности банков по сравнению с их соперниками;
· инфляция, сделавшая нетерпимой дальнейшую фиксацию цены банковских услуг;
· бурный рост финансовых инноваций в виде новых долговых инструментов и услуг;
· развитие международной торговли, глобализация финансовых рынков.
В России процесс дерегулирования (т.е. ослабления регулирования со стороны госу-дарства) проходил в форме резкого перехода от централизованной «монобанковской» системы к двухуровневой банковской системе, со множеством самостоятельных коммер-ческих банков, четко разграниченных по функциям с Центральным банком. Сложившаяся в нашей стране ситуация уникальна: идет небывалый в мировой истории процесс ускоренного строительства банковской системы и других кредитных организаций. Они за считанные годы проходят путь, который западные банки преодолевали в течение столетий. Российские банки сегодня имеют возможность использовать накопленный опыт, адаптировать его к своим условиям и на этой основе создавать собственные приемы и методы работы.
На Западе дерегулирование и либерализация банковского законодательства привели к накалу борьбы между финансовыми посредниками. Они применяют как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. К ценовым относятся те, которые ведут к значительному снижению банковских издержек и удешевлению массовых операций (чекового обращения, использования пластиковых карточек, обработку счетов, актуарные, тарифные расчеты и т.п.). К этому ведет массовое распространение информационных технологий на базе ЭВМ, компьютеров и т.п.
К неценовым методам относятся те, которые основаны на новой организационной структуре банков и небанковских институтов, предложении новых видов услуг, слиянии, проникновении на новые рынки и т.п. Так, «оптовые» банки, обслуживающие крупных, состоятельных клиентов, становятся «розничными», привлекая население и мелкие фирмы с их сбережениями, предоставляя потребительские и ипотечные ссуды.
Соперничают банки и другие институты, также выполняющие банковские операции: денежные расчеты, краткосрочное кредитование, операции с пластиковыми карточками, ведение текущих счетов, прием средств во вклады и т.п.
В мировой практике всемирно известные корпорации IBM, General Electric, Ford Motor Company и другие проникают в сферу банковских услуг, создают финансовые конгломераты, осваивают кредитные и расчетные операции. Их называют «небанковские банки».
Идет также бурный процесс расширения сферы деятельности крупных банков за пределы национальных границ через создание филиалов и рост подобных же филиалов иностранных банков у себя в стране. Это процесс глобализации, позволяющий банкам увеличить объем привлекаемых ресурсов для инвестирования. В результате подобного взаимопроникновения финансовые услуги и продукты стали однотипными во всем мире, усилилась конкуренция и снизились прибыли банков. Это толкает банки и небанковские структуры особо пристально заниматься маркетингом, рекламой, определением стратегии.
1.8. Тесты по теме «Современные специфические формы кредитования: