Двойная запись, сущность и назначение

Факты хозяйственной жизни отражаются на счетах бухгалтер­ского учета способом двойной записи. Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственной природой фактов хозяйственной жизни.

Двойная запись– это способ отражения операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.

Значение двойной записи:

1) придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами;

2) способствует контролю движения активов организации и источников их формирования;

3) позволяет проконтролировать экономическое содержание операций и их правомерность, а также отражение в балансе;

4) обеспечивает выявление ошибок в счетных записях.

С применением двойной записи связаны такие понятия, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.

Корреспонденцией счетов – это взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении фактов хозяйственной жизни, счета при этом называются – корреспондирующими.

Например, поступление материалов на склад организации может быть от поставщиков, подотчетных лиц, из собственного производства и т.п. Данные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета следующей корреспонденцией счетов:

а) от поставщиков:

Дебет счета «Материалы» Кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

б) от подотчетных лиц:

Дебет счета «Материалы» Кредит счета «Расчеты с подотчетными лицами»;

в) из собственного производства:

Дебет счета «Материалы» Кредит счета «Основное производство».

В данных операциях счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с подотчетными лицами», «Основное производство» являются корреспондирующими со счетом «Материалы».

Бывают случаи, когда счета не могут корреспондировать друг с другом в силу экономической неоднородности, например, счета «Касса» и «Материалы».

Бухгалтерская проводка – это запись, указывающая наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы регистрируемого факта хозяйственной жизни. Бухгалтерские проводки составляются только на основании первичных учетных документов, в которых зафиксировано содержание операции.

Например, на основании приходного кассового ордера в кассу организации возвращена подотчетным лицом неиспользованная подотчетная сумма 500 руб.

Дебет счета «Касса» Кредит счета «Расчеты с подотчетными лицами» на сумму 500 руб.

Для составления бухгалтерских проводок необходимо знать План счетов бухгалтерского учета, понять экономическое значение операции для организации, а также какие счета бухгалтерского учета являются активными, а какие – пассивными (таблица 1).

Таблица 1 – Порядок составления бухгалтерских проводок

№ п/п Порядок составления Практический пример – в организацию поступили материалы от поставщика по товарной накладной № 1576 от 24.11.2015 г. на сумму 500 000 руб.
Определяется экономический смысл операции, выясняется двойственная природа факта хозяйственной жизни С одной стороны у организации увеличились активы (материалы на складе), с другой стороны увеличилась кредиторская задолженность перед поставщиком за материалы
Выбираются по Плану счетов необходимые счета для учета обозначенных по операции объектов бухгалтерского наблюдения Для учета наличия и движения материалов на складе организации применяется счет 10 «Материалы», для учета расчетов с поставщиками – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Определяется, какие счета активные, а какие пассивные Счет 10 «Материалы» – активный, по дебету отражается приход материалов (+), по кредиту – расход материалов (-). Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в части кредиторской задолженности) – пассивный, по дебету показывается погашение задолженности перед поставщиками (-), по кредиту – начисление задолженности (+)
Формируется запись Дебет счета 10 Кредит счета 60 – 500 000 руб.

При использовании схем счетов бухгалтерского учета бухгалтерская проводка будет выглядеть следующим образом.

Д Счет 10 «Материалы» К   Д Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К
Сн – …       Сн – …
         
ДО – 500 000 руб. КО – ….   ДО – … КО – 500 000 руб.
                 

В зависимости от числа счетов, участвующих в корреспонденции, различают простые и сложные бухгалтерские проводки.

В простых проводках участвуют только два бухгалтерских счета.

В сложных проводках участвуют более двух счетов. При этом один счет дебетуется (или кредитуется), а другие, корреспондирующие с ним, – кредитуются (или дебетуются) на частные суммы, дающие в итоге общую сумму операции.

Например, перечислены с расчетного счета денежные средства в погашение задолженности перед поставщиками на сумму 320 000 руб., по краткосрочному кредиту – 550 000 руб., по налогам в бюджеты – 130 000 руб.

По данным операциям можно составить сложную бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 60 – 320 000 руб.

Дебет счета 66 – 550 000 руб.

Дебет счета 68 – 130 000 руб.

Кредит счета 51 – 1000 000 руб.

По данным операциям можно составить с и простые бухгалтерские проводки:

Дебет счета 60 Кредит счета 51 – 320 000 руб.;

Дебет счета 66 Кредит счета 51 – 550 000 руб.;

Дебет счета 68 Кредит счета 51 – 130 000 руб.

Наши рекомендации