Внутренняя и внешняя среда предприятий

Структура национальной экономики

Существует три уровня:

- макро уровень

- микро уровень

- мезо уровень

Нац. Эконом. – это хозяйственная система страны отвечающая преимуществам суверенности, целостности, национальной ориентации.

Черты нац. Эконом.:

- суверенитет нации;

- территориальная целостность;

- единство экономического пространства;

- общность хозяйства, характер института;

- наличие единого платежного средства;

- развитость внутреннего рынка и стабильность внутренних отношений;

- независимое распоряжение национальным богатством

Цель – рост благосостояния нации.

Экономика любой страны состоит из материального и нематериального производства.

Основными элементами национальной экономики являются: сферы, комплексы, отросли.

Сфера – это объединение предприятий по выпускаемой продукции (банковская сфера, сфера торговли).

Сектор – крупная структурная единица нац. Эконом. Сущ. Государственный сектор и частный сектор.

Комплекс – это совокупность предприятий или отраслей которые обеспечивают нац. Эконом. Какой-нибудь продукцией, либо услугой (топливо энергетический комплекс).

Отрасль – это совокупность предприятий объединённых по определенному признаку в группу (электро-энергетика, топливная промышленность, химическая отрасль, машиностроение, лесная и т.д).

Понятие и черты предпринимательской деятельности предприятия

Главная и основная единица экономики – это предприятие.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым имуществом коллектива, оказывает услуги.

Предприятие использует рациональные факторы производства.

Предпринимательство – это деятельность осуществляемая часными лицами, может осущ. С образованием и без него.

Объекты предпринимательства – граждане РБ и граждане других гос.

Важнейшие черты предпринимательства:

- независимость хозяйственных субъектов;

- экономическая заинтересованность;

Хозяйственный риск и ответственность;

Юридическое лицо – это организация которая имеет в собственном хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество, несет ответственность по своим обязательствам и может от своего имени приобретать имущественные права.

Признаки юридического лица:

· Организационное единство

· Имущественная обособленность

· Имущественная ответственность

· Выступление в гражданственном обороте

Правовая форма – это комплекс правовых и хозяйственных норм определяющих характер, условия и способы форм отношений между собственниками предприятия.

Организационная форма – порядок первоначального создания имущества предприятия

Функции предприятия:

· Производство и реализация продукции соответствующей рыночному спросу

· Рациональное использование ресурсов

· Получение дохода и прибыли как источника экономического развития

· Наращивание производственных мощьностей

· Создание рабочих мест

· Формирование на производстве оптимального социального микро климата

Классификация предприятий

Классификационный Признак Виды предприятий
Отраслевая принадлежность Торговля связь транспорт
Формы собственности Частные и государственные(республиканские и коммунальные)
Организационно-правовые формы Товарищества(полные и …), предприятия-общества(оао, зао,…), производственные кооперативы, унитарные предприятия
Цель деятельности Коммерческие и некоммерческие
Вид экономической деятельности Мат.производства и сфера услуг
Степень концентрации или размер предприятия Малые(промышленность—до 100 чел, строительство—до 50, с\х— до 50, розница—да 30, непроизводст.--30),
По участию иностранного капитала Иностранные, совместные, национальные

Внутренняя и внешняя среда предприятий

Среда предприятий состоит из микро и макросреды.

Микросреда (внутренняя среда) – силы, имеющие непосредственное отношение к предприятию (трудовые ресурсы, экономические и технологические факторы). Она управляема и регулируема.

Цель анализа микросреды – выявить слабые и сильные стороны.

Элементы среды: производственная обеспеченность сырьем и материалами, персонал, организация и управление, маркетинг для рынка, объемы сбыта, каналы распределения финансов, культура и имидж предприятия.

Макросреда (внешняя среда) – представляется силами более широкого плана, оказывает влияние на микросреду.

Факторы – демографический, экономический, природный, технический (инновационное развитие), политический и культурный (образование, религия, нравственность, менталитет).

Внешняя среда функционирует независимо от производства и оказывает на него существенное влияние.


Наши рекомендации