Четыре причины, по которым некоторые люди не могут стать сильными инвесторами
Деньги текут к тому, кто воспринимает жизнь легко.
Богатый папа
Прежде чем приступить к изучению формулы, используемой мной для эффективного инвестирования, я думаю, необходимо обсудить четыре причины, по которым некоторые люди не могут стать настоящими инвесторами. Все эти причины взаимосвязаны.
Причина № 1. Могущество слова «невозможно»
Как-то после уроков я зашел к богатому папе и выпалил:
– Сегодня учитель биологии сказал нам, что по всем законам природы шмель не может летать.
– Ну, тогда остается только надеяться, что ваш учитель не сможет растолковать этого самому шмелю.
«В данных обстоятельствах это невозможно»
Как-то я колесил по улицам Кейптауна, одного из самых удивительных городов мира, расположенного в ЮАР. Мне предстояло вести переговоры с одним крупным банком. Возвращаясь из офиса в одной машине с представителем банка и проезжая по берегу гавани, мы разговорились о моих книгах. Он сказал:
– Ваши книги очень полезны. Мне по душе ваши мысли об инвестировании в недвижимость ради получения пассивного дохода. Это великолепная идея, но она годится только для вашей страны – здесь такого не провернешь. У нас процентная ставка по кредитам слишком высока, поэтому делать деньги указанным вами способом невозможно. Положительного денежного потока от пассивного дохода здесь не получишь.
В это время автомобиль петлял среди множества самых блестяще спроектированных образцов недвижимости, которые мне когда-либо довелось видеть. Это были офисные и жилые здания поистине мирового класса по уровню архитектурных решений, обилию технических наворотов и рациональному использованию земельных участков. Немного помолчав, чтобы собраться с мыслями, я глубоко вздохнул и как можно вежливее ответил своему собеседнику:
– Наверняка для вас сделать деньги на недвижимости здесь, в Кейптауне, невозможно, но нашлись люди, которые об этом не знают.
Вот одна из причин, почему летает шмель: он не знает, что не может летать. И именно поэтому столько инвесторов не находят достойных для себя проектов, на которых можно было бы сделать много денег. Они постоянно говорят себе: «В данных обстоятельствах это невозможно», или «Я не могу сделать это здесь», или «Я не могу себе этого позволить», или «Цены слишком высоки». Люди всегда находят подобные отговорки, чтобы оправдать свою несостоятельность.
Цена слова «невозможно»
Генри Форд как-то сказал: «Если вы думаете, что у вас все получится, значит, так оно и будет. Если вам кажется, что у вас ничего не выйдет, – так и случится. И в том, и в другом случае вы оказываетесь правы».
Пока мы ехали по улицам Кейптауна, мой собеседник продолжал развивать свою мысль о том, что мои идеи здесь неприменимы. «Вы не можете себе представить, насколько поднялись цены на недвижимость за последние три года. Как может кто-нибудь позволить себе приобрести в собственное владение дом, не говоря уже о том, чтобы инвестировать в недвижимость для получения дохода? Вот почему я сказал, что ваши идеи по поводу инвестирования невозможно реализовать в этом городе».
Вместо того чтобы возражать, я под монотонное нытье своего собеседника стал внимательно разглядывать из окна автомобиля здания, мимо которых мы проезжали, и вскоре мне стало ясно, что Кейптаун – город мирового уровня и что некоторые люди постоянно делают здесь большие деньги. Конечно же, в Кейптауне, как и во всей Южно-Африканской Республике, есть свои проблемы, отпугивающие множество нерешительных инвесторов, но в то же время нельзя было не заметить, что на этот город буквально пролился дождь инвестиционных долларов. И многие люди на этом деле основательно разбогатели. Но что касается моего собеседника, то он явно был сосредоточен не на богатстве, а на бедности, и поэтому замкнулся в своем внутреннем маленьком, ограниченном мирке пораженца. В тот день мы провели вместе часов пять. За это время я много раз слышал слова «нельзя», «невозможно»… Он слишком часто повторял эти слова.
Говорить со всей прямотой
Когда я закончил морскую академию, богатый папа стал говорить со мной более открыто и прямолинейно. Он хотел, чтобы я быстрее учился делу, и потому в разговорах со мной не подбирал слов, как прежде. И теперь, в Кейптауне, когда мой собеседник рассказывал о том, как здесь трудно сделать деньги на недвижимости, я мысленно вернулся в те далекие дни, когда богатый папа говорил мне: «Бедняки и лодыри употребляют в своей речи слово «невозможно» гораздо чаще, чем те, кто преуспевает. Они произносят это слово потому, что так жить намного проще».
Время от времени бросая взгляд на собеседника, который по-прежнему произносил свой монолог, я постепенно начал понимать: этот человек не мог разбогатеть совсем не потому, что был недостаточно умен или не разбирался в своем деле. Просто он был лентяем, и ему гораздо проще было говорить «здесь это не сработает», причем даже тогда, когда было очевидно, что у других все прекрасно получалось.