Часть ii. стратегический анализ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ

РЫНОЧНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

седьмое издание

часть ii. стратегический анализ - student2.ru

Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара - Новосибирск

Киев • Харьков ■ Минск

ББК 65.290-21 УДК 658.1

А12

Аакер Д.

А12Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с: ил. — (Серия «Теория менеджмента»).

ISBN978-5-469-01301-3 5-469-01301-4

«Стратегическое рыночное управление» — одна из самых значительных ра­бот признанного классика менеджмента Дэвида Аакера. Новое, 7-е издание сохра­нило лучшие традиции этой прославленной книги: его отличают простота изло­жения и охват всех существенных аспектов создания, оценки и реализации биз­нес-стратегий. Наряду с этим в книге отражены новейшие тенденции в области стратегического менеджмента, добавлены свежие примеры и кейсы, показаны способы применения стратегических разработок на практике. Прочитав эту книгу, вы сможете правильно понимать и контролировать динамичную окружающую об­становку, предлагать дальновидные и творческие подходы, адекватные условиям и изменениям, с которыми сталкивается фирма, создавать стратегии, основанные на устойчивых конкурентных преимуществах.

Издание будет полезно менеджерам, разрабатывающим стратегии развития предприятия, слушателям программ МВА и других учебных курсов по стратеги­ческому маркетингу, стратегическому менеджменту и стратегическому рыночно­му планированию.

ББК 65.290-21

УДК 658.1

Права на издание получены по соглашению с John Wiley & Sons Ltd.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© John Wiley & Sons — England
ISBN 0-471-48426-1 (англ.) © Перевод на русский язык ООО «Питер Пресс», 2007

ISBN 978-5-469-01301-3 © Издание на русском языке, оформление

ООО «Питер Пресс», 2007

Оглавление

Предисловие............................................................................................................. 10

Пять опор.............................................................................................................. 10

Седьмое издание.............................................................................................. И

Цели книги............................................................................................................ 12

Обзор.................................................................................................................... 14

Кому предназначена эта книга............................................................................ 14

Информация для преподавателей.............................................................. 15

Благодарности................................................................................................. 15

ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ И ОБЗОР

Глава 1. Стратегия бизнеса: концепция и тенденции.......................................... 18

Что такое стратегия бизнеса?...................................................................... 20

Стратегические направления...................................................................... 26

Стратегическое рыночное управление: исторический анализ.......... 27

Стратегическое рыночное управление: характеристики и тенденции 32

Необходимость стратегического рыночного управления.................. 36

Главные идеи........................................................................................................ 37

Темы для обсуждения..................................................................................... 38

Примечания.......................................................................................................... 39

Глава 2. Стратегическое рьшочное управление: обзор темы............................... 40

Внешний анализ.............................................................................................. 41

Внутренний анализ......................................................................................... 49

Видение бизнеса................................................................................................... 53

Идентификация и выбор стратегии............................................................ 56

Выбор стратегических вариантов.............................................................. 61

Процесс................................................................................................................. 63

Главные идеи........................................................................................................ 63

Темы для обсуждения.................................................................................... 64

Примечания....................................................................................................... 64

ЧАСТЬ II. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Глава 3. Внешний анализ и анализ покупателей.................................................. 66

Внешний анализ.............................................................................................. 66

Предмет анализа покупателей.................................................................... 72

Сегментирование............................................................................................. 73

Мотивы покупателей..................................................................................... 79

Неудовлетворенные потребности....................................................................... 86

6 Оглавление

Главные идеи....................................................................................................... 90

Темы для обсуждения.................................................................................... 91

Примечания...................................................................................................... 91

Глава 4. Анализ конкурентов.................................................................................. 93

Определение конкурентов с позиции покупателей............................... 95

Определение конкурентов как стратегических групп.......................... 98

Потенциальные конкуренты...................................................................... 102

Анализ конкурентов: изучение соперников........................................... 103

Сильные и слабые стороны конкурента............................................................ 108

Сбор информации о конкурентах...................................................................... 117

Главные идеи...................................................................................................... 119

Темы для обсуждения.................................................................................. 119

Примечания.................................................................................................... 120

Глава 5. Анализ рынков и субрынков................................................................. 121

Направления анализа рынка..................................................................... 122

Фактический и потенциальный объемы рынка.................................... 127

Темпы роста рынка и субрынка......................................................................... 128

Анализ прибыльности рынка и субрынка.............................................. 132

Структура издержек..................................................................................... 135

Системы распределения.................................................................................... 137

Рыночные тенденции................................................................................... 138

Ключевые факторы успеха как основа конкуренции........................................ 139

Риски на быстрорастущих рынках.................................................................... 140

Главные идеи..................................................................................................... 145

Темы для обсуждения.................................................................................. 146

Примечания..................................................................................................... 147

Глава 6. Анализ среды и стратегическая неопределенность.............................. 148

Составляющие анализа среды.......................................................................... 150

Проблема стратегических неопределенностей.................................... 160

Анализ влияния: оценка воздействий стратегических

неопределенностей....................................................................................... 161

Сценарный анализ........................................................................................ 164

Главные идеи.................................................................................................. 168

Темы для обсуждения................................................................................... 168

Примечания..................................................................................................... 169

Глава 7. Внутренний анализ.................................................................................. 170

Финансовое состояние: объем продаж и прибыльность................... 171

Оценка деятельности: не прибылью единой......................................... 176

Детерминанты стратегических опционов.............................................. 182

От анализа к стратегии................................................................................ 185

Оглавление 7

Портфельный анализ бизнеса.................................................................... 187

Главные идеи...................................................................................................... 191

Темы для обсуждения.................................................................................. 192

Примечания........................................................................................................ 192

Приложение. Прогнозирование денежных потоков: источники

и потребители финансовых средств......................................................... 193

Практикум (для части II).................................................................................. 197

Новая динамичная отрасль: производство энергетических батончиков........... 197

Темы для обсуждения................................................................................... 200

Соперничество с гигантом отрасли: конкуренция с Wal-Mart......... 202

Темы для обсуждения................................................................................... 206

Наши рекомендации