Кредитование и обслуживание малого бизнеса

В 2010 году ВТБ 24 запустил новую модель обслуживания клиентов малого бизнеса. Модель была внедрена в соответствии с новой стратегией развития Банка, предполагающей сегментно-ориентированный подход в обслуживании клиентов.

Отличительные особенности новой модели обслуживания - адресность коммуникаций, закрепление клиентских портфелей за менеджерами и единое окно обслуживания клиентов по всему спектру вопросов.

Для реализации поставленных целей ВТБ 24 была сформирована обученная команда клиентских менеджеров, осуществляющих полноценное сопровождение клиентов малого бизнеса. Функции поддержки и сопровождения были максимально автоматизированы и централизованы. Также в рамках модели в Банке были разработаны индивидуальные продуктовые и сервисные предложения для клиентов малого бизнеса.

В целях ускорения и упрощения кредитной процедуры Банк провел оптимизацию бизнес-процессов, разработал специальные технологии оценки заемщиков. В 2010 году Банк активно использовал механизмы государственной поддержки малого бизнеса при выделении кредитов субъектам малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2011 года ВТБ 24 заключил 40 соглашений с региональными фондами поддержки малого бизнеса. Важным событием в 2010 году стало подписание договора с Российским банком развития о предоставлении кредита на финансирование предприятий малого бизнеса в размере 5 млрд. рублей. Общий объем финансирования малого бизнеса в рамках данного проекта составит 10 млрд. рублей. В 2011 году Банк продолжит тенденцию по увеличению доли коротких кредитов за счет целенаправленного привлечения на кредитование торговых предприятий, финансируемых на цели пополнения оборотных средств. Также будет сокращаться доля долгосрочных инвестиционных кредитов. В 2011 году ВТБ 24 планирует существенно увеличить портфель кредитов малому бизнесу, что является одной из стратегических задач.

В рамках развития сотрудничества с органами государственной поддержки малого бизнеса и финансовыми организациями планируется заключить соглашения с 10 регионами Российской Федерации.

1.9 Перспективы развития Банка "ВТБ 24"

В ноябре 2009 г. Наблюдательным советом ВТБ 24 (ЗАО) была утверждена "Стратегия развития розничного бизнеса ВТБ 24 (ЗАО) на 2010 - 2012 г.г.".

Стратегические цели банка разделены на 3 основных блока - количественные цели, качественные цели и инфраструктурные цели.

Среди основных целей можно выделить:

· Рост клиентской базы и доли рынка;

· Повышение производительности фронт-линии;

· Развитие сети отделений;

· Создание масштабной сети устройств самообслуживания;

· Внедрение новой технологической платформы.

Ключевыми задачами, определявшими кредитную активность банка в 2010 году, являлись увеличение продаж высокодоходных розничных кредитов, и рост пассивной базы, в первую очередь, депозитов физических лиц.

В 2011 году банк ориентируется на следующие ключевые направления:

· Удержание и повышение показателей эффективности, достигнутых в 2010 году;

· Дальнейшее наращивание объемов бизнеса для увеличения рыночной доли и закрепления присутствия в приоритетных регионах;

Банк также продолжает мероприятия по модернизации продуктовых предложений, а также инфраструктуры поддержки бизнес-процессов:

· Дальнейшая реализация мероприятий по переходу н клиентоориентированную модель деятельности и предложения продуктов в разрезе клиентских сегментов.

· Развитие сети устройств самообслуживания и дистанционных каналов обслуживания;

· Дальнейшая модернизация ИТ-инфраструктуры.

Глава 2.Оценка финансового состояния банка "ВТБ 24"

Оценка финансового состояния банка заключается в расчете величины его собственных средств (капитал), в определении достаточности этих средств, а также в определении ликвидности коммерческого банка.

Банк "ВТБ 24" является ликвидным, так как суммы его наличных средств и других ликвидных активов(44 752 891 тыс. руб.) достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств (40 415 284 тыс. руб.).

К показателям оценки рыночной устойчивости можно отнести следующие показатели:

· Коэффициент автономии (), равный доле источников собственных средств () в общем итоге баланса (В)

Нормальное значение этого коэффициента означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами, что важно не только для самого предприятия, но и для его кредиторов. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия и о снижении риска финансовых затруднений в будущие периоды. Такая тенденция, с точки зрения кредиторов, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств.

· Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (), равный отношению величины обязательств предприятия к величине его собственных средств.

Где - долгосрочные кредиты и займы

- краткосрочные кредиты и займы

· Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств определяемый делением оборотных активов на иммобилизованные активы.

Где - материальные оборотные средства

- нематериальные оборотные средства

F- внеоборотные активы

· Коэффициент маневренности, равный отношению собственных оборотных средств предприятия ( к общей величине источников собственных средств:

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение коэффициента маневренности положительно характеризует финансовое состояние.

· Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования, равный отношению величины собственных оборотных средств к стоимости запасов и затрат предприятия.

· Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, равный отношению величины долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов и займов:

· Коэффициент краткосрочной задолженности выражающей долю краткосрочных обязательств предприятия в общей сумме обязательств:

Где - краткосрочные пассивы

· Коэффициент автономии формирования источников запасов и затрат показывающий долю собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов и затрат:

· Коэффициент кредиторской задолженности и прочих пассивов выражающей долю кредиторской задолженности и прочих пассивов в общей сумме финансовых обязательств предприятия:

К показателям оценки ликвидности активов баланса как основы платежёспособности относятся:

· Коэффициент абсолютной ликвидности (), равный отношению величины наиболее ликвидных активов (Al) к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов:

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

Нормальное ограничение для данного вида имеет вид:

· Критический коэффициент ликвидности или промежуточный коэффициент покрытия (), который можно получить из коэффициента абсолютной ликвидности путем добавления в числителе дебиторской задолженности и прочих активов .

Коэффициент ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного произведения расчетов с дебиторами. Нормальное значение:

· Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия ():

Коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии е только современных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств.

Основной целью проведения финансового состояния предприятия является обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным.

Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводится на основе показателей:

· Коэффициента текущей ликвидности

· Коэффициента обеспечения собственными средствами

· Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2

· Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

ВТБ 24 в 2010 году добился существенного роста как по объему активов и привлеченных средств населения, так и по объему полученной чистой прибыли, который является рекордным за время работы Банка. Данные результаты обеспечили максимальное приближение к стратегическим целям 2012-2013 гг. по показателям возврата на капитал и активы.

Данные о финансовом положении Банка за текущий и предшествующий отчетные периоды сформированы в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета и свидетельствуют о развитии бизнеса и росте объема операций.

Балансовая прибыль Банка до налогообложения за 2010 год составила 22,0 млрд. руб., чистая прибыль - 16,8 млрд. руб. Чистая прибыль Банка по МСФО в 2010 году в размере 17,2 млрд. рублей также существенно превысила аналогичный показатель 2009 года, показав рост в 3,5 раза.

За 2010 год активы банка увеличились в 1,27 раза до 900,6 млрд. рублей. На 1 января 2010 года этот показатель составлял 708,5 млрд.руб.

За 2010 год объем собственных средств (капитала) Банка вырос в 1,07 раз до 104,1 млрд. рублей. На аналогичную дату предыдущего года этот показатель составлял 97,4 млрд. рублей.

Чистая ссудная задолженность за 2010 год выросла в 1,31 раза и составила на 1 января 2011года 738,8 млрд. рублей (564,8 млрд. рублей на аналогичную дату прошедшего года).

Объем портфеля розничных продуктов увеличился на 15% - с 433,9 млрд. рублей до 497,9 млрд. рублей.

Потребительские кредиты возросли с 154,4 млрд. рублей до 203,1 млрд. рублей, автокредиты - с 45,0 млрд. рублей до 51,7.

Кредиты малому бизнесу за год снизились с 71,2 млрд. руб. до 63,7 млрд. руб. Средства на счетах клиентов по сравнению с 1 января 2010 года выросли в 1,42 раза и на 1 января 2011 года составляли 710,9 млрд.рублей (501,9 млрд. рублей на 1 января 2010 года).

Объем срочных вкладов населения в Банке по итогам 2010 года вырос более чем в 1,4 раза и на 1января превысил 523,5 млрд. рублей. Подобная динамика наблюдается и в отношении остатков на текущих счетах и счетах вкладов до востребования.

На конец 2010 года уставный капитал банка составил 50,7 млрд. рублей(на начало 2010 года - 50,6 млрд. рублей.) Прибыль после налогообложения за 2010 год составила 16,8 млрд. рублей.

За 2010 год совокупный объем обязательств Банка вырос в 1,3 раза и по состоянию на 1 января 2011 года составил 812,2 млрд. руб. Средства на счетах клиентов по сравнению с 1 января 2010 года выросли в 1,4 раза и на 1 января 2011 года составили 710,9 млрд. руб. (501,9 млрд. руб. на 1 января 2009 года). Объем срочных вкладов населения в Банке по итогам 2010 года вырос в 1,4 раза и на 1 января 2011 года превысил 523,5 млрд. руб.

В течение 2010 года Банк активно развивал карточный бизнес. Объем эмиссии пластиковых карт ВТБ 24 по итогам 2010 года увеличился на 45% и на 1 января 2011 года составил 11,3 млн. штук.

В 2010 году ВТБ 24 эмитировал более 3,5 млн. карт. Общее количество пластиковых карт Банка в обращении достигло 7,2 млн. штук. Количество розничных карт в обращении увеличилось на 39% и на 1 января 2011 года составило 3,6 млн. штук.

Планы на 2011 год:

· Повысить эффективность взыскания проблемной задолженности в рамках судебной работы и исполнительного производства;

· Сократить издержки Банка на взыскание проблемных долгов;

· Продолжить доказавшую свою эффективность практику рыночной продажи проблемных долгов, взыскание которых собственными силами Банка признано нецелесообразным.

Заключение

После проделанного финансового анализа банка "ВТБ 24" можно сделать вывод, что банк является одним из самых ведущих банков в РФ. С каждым годом он активно развивается, число клиентов растет значительными темпами.

Посещая практику в отделе обслуживания, я сам в этом убедился: клиенты заходили в банк почти без перерыва. Круглосуточно работающие банкоматы позволяют осуществлять часть услуг в любое время.

Оценка финансового состояния отчетливо показывает, что с каждым годом банк развивается большими темпами. Растет не только чистая прибыль банка, а также число выданных кредитов (за исключением кредитов малому бизнесу). В банке активно реализуется стратегия на предстоящие годы, которая должна повысить качество услуг банка, а также вывести его на первые места среди крупных российских банков по всем показателям.

Список используемой литературы

1. Банки и банковское дело/ под ред. И.Т. Балабанова. - СПб.: Питер, 2007. - 304с.

2. Банковская система России - основные тенденции 2006 года и перспективы развития // Деньги и кредит. 2009. №3.С.9-22.

3. Буевич С.Ю. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учеб. пособие и практикум / С.Ю.Буевич. - М.: Экономистъ, 2006. - 240с.

4. Глущенко В.В. Организация деятельности коммерческого банка: учеб. пособие. - Железнодорожный: НПЦ "Крылья", 2007. - 207 с.

5. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. - М.: Юнити, 2003

6. Копытин В. Ю. О платежных системах и моделировании расчетных систем // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке . 2009. №3.

7. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и статистика, 2005.

8. Максютов А.А. Банковский менеджмент: Учебно-практическое пособие / А.А. Максютов - М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2007. - 444с.

9. Овчинникова О.П. Формирование системы критериев оценки деятельности кредитной организации и составление рейтинга филиалов / О.П. Овчинникова, В.Ю. Чеснокова // Финансы и кредит. - 2008. №33.

10. Орлов С.Н. Экономика и банковская система региона. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2008. - 302с.

11. Сокол П. Новое в страховании банковских вкладов граждан // Право и экономика. - 2004. - №7.

12. Устав банка "ВТБ 24"

13. Финансы. Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007 г., 504 стр.

14. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам) / Г.Н. Щербакова. - М.: Вершина, 2006. - 464с.

15. www.vtb24.ru

Наши рекомендации