Налогообложение предприятия

Кредитование предприятий.

В процессе хозяйственной деятельности предприятие встречается с трудностями по обеспечению финансовыми ресурсами для приобретения производственных запасов, выдачи зарплаты рабочим, для нужд в процессе обращения.

В сфере капитальных вложений средства необходимые для строительства, приобретения объектов основных средств, формирование основного стада, закладки и выращивания многолетних насаждений – это потребность объясняется недостатком собственных средств финансирования.

Причины потребности в ОС: сезонность производства: недостаток собственных источников; неритмичные поступления денежных средств – это вызывает необходимость использовать заемные средства.

Кредиты выступают в следующих формах: денежный; товарный кредит – отгружают вместо денег товар с отсрочкой платежа.

Основными кредиторами являются: банки; финансовые группы; международные банковские учреждения; коммерческие финансовые группы.

Предприятия тоже могут быть кредиторами, как в денежной так и в товарной форме. Государство может быть кредитором.

Ссудозаемщиками являются: государство; предприятия и организации; лица.

По срочности кредиты бывают: срочные – на определенный срок; просроченные – когда срок возврата истек; пролонгированные – когда срок ссуды продлен. Для того, чтобы не допустить просроченную ссуду необходимо ее продлить. Для погашения первой нужно брать другую ссуду.

По срокам ссуды бывают: краткосрочные (до 1 года) – на производственные нужды; среднесрочные (1 – 3 года) – на производственные нужды и на капитальные инвестиции; долгосрочные (от 3 и более). Возврат ссуд производят в установленные сроки, согласно срочного обязательства, который оформляет ссудозаемщик или с помощью им же выписанного векселя. Они могут погашаться помесячно, поквартально или в конце срока возврата ссуды 1 раз. Проценты за пользование ссудой выплачиваются поквартально. Долгосрочные ссуды в большинстве случаев возвращаются начиная с 3 – 4 года после их получения.

Виды кредитов: банковский; коммерческий; государственный; лизинговый; ипотечное кредитование.

Кредиты по обеспеченности бывают: обеспеченные залогом (имуществом, имущественными правами и ценными бумагами); гарантированные- (банками, финансовыми группами, имуществом 3 го лица, а так же их финансами); другими видами обеспечений (поручительство, свидетельство строительной компании).

По степени риска кредиты бывают: Стандартные –которые подлежат среднему уровню риска; кредит с повышенным уровнем риска.

По методу получения кредитов: в соответствии с открытой кредитной линией; разовой выдаче – то есть одной суммой сразу.

По срокам погашения: полностью в одно время; в рассрочку; досрочно; после окончания обусловленного периода.

Кредиты выдаются банками в пределах свободного остатка денег в банке из собственных источников (то есть собственный капитал), привлеченный свободный остаток привлеченных средств (текущие и депозитные счета клиентов) путем выпуска ценных бумаг; привлечение заемных средств (банк банку может дать в кредит, включая и НБУ); свободный остаток бюджетных средств; свободный остаток средств страховых компаний, предприятие предприятию.

Банковский кредит предоставляется субъектом кредитования всех форм собственности во временное пользование на условиях предусмотренных в кредитном договоре.

Основными принципами проведения кредитной политики является необходимость обеспечения соединения интересов банка и его акционеров или вкладчиков и клиентов. Банки самостоятельно определяют порядок привлечения и использования средств, проведения кредитных операций, определяют уровень процентных ставок и комиссионных вознаграждений. С целью защиты интересов кредиторов и вкладчиков банка, кредитование ссудозаемщикам осуществляется в соответствии с законодательством.

Для оформления кредита – кредитор и ссудозаемщик оформляют кредитный договор в котором указываются условия заключения договора, включая процентную ставку и штрафные санкции, а так же адреса сторон. Договор должен быть скреплен печатями и подписями.

Порядок оформления банковского кредита: переговоры между кредитором и заемщиком; оформление необходимых документов (1. заявление, (копию устава предприятия, справку из банка о наличии неоплаченного капитала и движении средств на счете; 2. финансовая отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении средств на счете); 3. копии контрактов и договоров на поставку товара от поставщиков; 4. справка о наличии производственных мощностей, площадей и вкладов; 5. поручительство или ходатайство; 6. залог и страховое свидетельство – это оформление для основной сферы деятельности, а для сферы капитального вложения требуется еще …; 7. проектно-сметная документация; 8. титульные списки на строительство; 9. выделение земли на строительство; 10. заключение экспертов; изучение документов и принятие со стороны кредитора решения о выдаче кредита, заключения кредитного договора).

Основными критериями оценки кредитоспособности ссудозамщика является: обеспеченность собственными средствами не менее 50 процентов всех его расходов; репутация ссудозаемщика – квалификация, способности руководителя, придерживание деловой этики, договорной и платежной дисциплины; оценка продукции, которая выпускается, наличие заказчика, конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках; экономическая конъюнктура – перспективы развития ссудозаемщика.

Коммерческий кредит – это товарная форма кредита, которая определяет отношения по вопросам перераспределения материальных средств и характеризуют кредитные соглашения между двумя субъектами хозяйственной деятельности. Объектом коммерческого кредита могут быть реализованные товары, выполненные работы, предоставленные услуги, отсрочка платежа. При этом покупатель или плательщик выписывающий вексель или долговое обязательство, на основании которого он обязуется вернуть долг в установленное время и в установленном размере. Между ними заключается договор «кредитные соглашения», которые явл. юридическим документом и явл. основанием для оформления кредита, т.е. плательщик берет на себя обязанность уплачивать % за пользование товарным кредитом. В случае оформления коммерческого кредита с помощью векселя др. документы получения предоставление кредита не подаются.

Погашение коммерческого кредита осуществляется путем 6

1. уплаты должником по векселю;

2. передача векселя в соответствии с существующим законодательством другому юридическому лицу;

3. переоформление коммерческого кредита на банковский (факторинг).

Лизинговый кредит – это отношение между юридическими лицами, которые возникают в случае аренды имущества и сопровождаются составлением лизингового соглашения. Лизинг является формой имущественного кредита. Объектом лизинга является движимое и недвижимое имущество (машины, оборудование, транспортные средства, ЭВМ, здания и сооружения).

Субъекты лизинга – лизингодатель (хозяин имущества), пользователь.

Лизинг может быть :

Ø финансовый, когда имущество передается лизингополучателю на длительное пользование с последующим выкупом. В течении срока лизинговой аренды арендодатель уплачивает арендную плату которая должна возмещаться, амортизацию и проценты за пользование имуществом;

Ø производственный лизинг – имущество в виде лизингового кредита передается на недлительное время (сезон) с последующей передачей другому предприятию.

Ипотечный кредит – это особый вид экономических отношений по поводу предоставления кредитов под залог недвижимого имущества, кредиторами с ипотеки могут быть ипотечные банки или специальные ипотечный компании, а так же коммерческие банки.

Объект ипотечного кредита – квартиры, производственные здания, сооружения, магазины, жилье дома, земельные участки, который являются собственностью судозаёмщика, и не являются объектом залога по другим соглашениям.

Государственный кредит – когда государство выступает как судозаемщик, а предприятие, юридические лица и физически .лица являются кредитором, путем выпуска государством и продажей облигаций и других ценных бумаг.

Когда государство выступает кредитором, а физические и юридические лица судозаемциками, это бывает в том случае когда государство выдает в кредит денежные средства в пределах свободного остатка бюджетных средств.

Налогообложение предприятия.

Налоги являются важной частью финансовых отношений в обществе и как форма финансовых отношений возникают одновременно с появлением государства. С развитием товарно-денежных отношений налогообложение осуществляется в основном в денежной форме. Налоги – это обязательные платежи, которые устанавливает государство для юридических и физических лиц с целью формирования централизованных финансовых ресурсов, которые обеспечивают финансирование государственных расходов.

Общее назначение налогов определяется в тех функциях, которые они выполняют. Наиболее распространенными являются : фискальная и регулирующая.

Фискальная функция налогов заключается в мобилизации средств в распоряжении государства и формировании централизованных финансовых ресурсов для выполнения государственных функций. Она реализуется через распределение части валового национального продукта.

Фискальная функция является очень важной для характеристики налогов, ее общего назначения. Для осуществления этой функции важное значение имеет постоянность и стабильность поступления средств.

С повышением роли государства растет значение регулирующей функции. Эта функция реализуется через влияния налогов на разные стороны деятельности субъектов хозяйствования. Использование налогов в этой функции является достаточно сложным процессом и зависит от правильного решения таких вопросов :

Ø Значение объекта налогообложения.Согласно с действующим законодательством налогооблогается валовой доход, прибыль, стоимость имущества, сумма зароботной платы, стоимость товарной продукции, объем реализации .

Ø Определение источников оплаты налогов. Такими источниками могут быть : прибыль (при взыскании налогов на землю, на транспортные средства, на недвижимое имущество); себестоимость ( отчисления на социальные мероприятия в целевые государственные фонды, оплата месных налогов и сборов); часть выручки от реализации продукции (оплата акцизного сбора).

Ø Установление размера ставок налога и методики их расчета. Ставки налога являются очень сложной проблемой налогообложения. Они существенно влияют на проявление регулирующей функции налогов. Налоговые ставки могут быть универсальными и регулирующими. Они могут устанавливаться в денежном выражении на единицу налогообложения, а также в процентах к объекту налогообложения. Процентные ставки налога могут быть : пропорциональными (независимо от размера объекта налогообложения), прогресивными (увеличиваются вместе с увеличением объекта налогообложения), регресивными (снижаются вместе с увеличение объекта налогообложения).

Ø Установления времени оплаты налогов. Для разных налогов они разные и зависят от объекта налогообложения, размер налогов и источника оплаты.

Ø Предоставление налоговых льгот. Льготы существенно влияют на функции налогов и могут предоставляться отдельным плательщикам налогов, а также определяется для отдельных объектов налогообложения.

Ø Пременение штрафных санкций за нарушение налогового законодательства субъекта хозяйствования. Штрафные санкции применяются при таких нарушениях : не предоставление или несвоевременное предоставление необходимых документов, форм отчетности по налоговой администрации, не оплата в установленное время налогов и других обязательных платежей государства; оприходование объектов под налогообложение .

В процессе реализации регулирующей функции налогов определяется ее влияние на такие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия : себестоимость продукции, прибыль от реализации, балансовая прибыль, объем реализации, выручка от реализации, чистая прибыль, объем полученных кредитов.

Система налогообложения – это совокупность налогов и сборо, в бюджеты разных уровней, а также в государственные целевые фонды, которые взыскиваются в порядке, установленном соответствующим законом государства.

Становление системы налогообложения в Украине началось с принятием 25 июня 1991 г. Закона «Об системе налогообложения» в нем определены такие важные принципы ее построения :

Ø Стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности;

Ø Стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производстваного выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции;

Ø Обязанность;

Ø Равнозначимости и пропоруиональность;

Ø Равность,

Ø недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации;

Ø социальная справедливость;

Ø стабильность;

Ø экономическая обоснованность;

Ø равномерность оплаты;

Ø компетентность;

Ø единый подход;

Ø доступность.

В системе налогообложения можно выделить две подсистемы : налогообложение юридических лиц и налогообложение физических лиц.

Предприятия –субъекты хозяйствования должны оплачивать общегосударственные, а также местные налоги и сборы.

Общегосударственные налоги и сборы включают :

1. прямые налоги ( налог на прибыль, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств);

2. непрямые налоги (налог на НДС, акцизный сбор);

3. сборы (на обязательное пенсионное страхование, на социальное страхование)

4. отчисление на финансирование автомобильных дорог.

Местные налоги и сборы включают :

1. два налога (коммунальный налог и налог с рекламы);

2. разные сборы (за право пользование местной символикой, за парковку автотранспорта, за проезд территорией заграничных областей транспортом, который направляется за границу, рыночный сбор).

Анализ системы налогообложения в Украине, ее становление и развитие дает возможность сделать вывод об серьезных недостатках, которые ей присущи. Во-первых, это нестабильность налоговой системы, частые изменения в законодательных актах по поводу отдельных налогов негативно влияют на развитие предпринимательской деятельности. во-вторых, основным является фискальное направление налоговой системы, недостача регулирующей функции основных налогов. В–третих, система в целом чересчур громоздкая, расчеты отдельных налогов неоправданно усложнены.

Наши рекомендации