Вступление трудового договора в силу. 4 страница
Основополагающей категорией налогового права является понятие налога. Налог следует рассматривать «...как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу — меру дозволенных действий»[67].
К определению понятия «налог» можно подходить с различных точек зрения: экономической, социальной и т. д. В юридическом смысле определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым отграничить возможности органов власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты.
С этой позиции Налоговый кодекс дает следующее определение налога в ст. 8: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[68]. Приведенное определение базируется на двух признаках данного вида платежа: обязательность и индивидуальная безвозмездность, с учетом формы изъятия — отчуждение принадлежащих лицам денежных средств, и указанием цели - финансовое обеспечение деятельности государства или муниципальных образований.
13.2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В сферу налогового регулирования включаются отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением налогового обязательства. Источником уплаты любого налога выступает доход лица, который является, как правило, результатом его экономической деятельности.
Налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случаев являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные.
Основы деятельности по извлечению дохода (прибыли) регулируются гражданским, а не налоговым правом. В ст. 2 ГК РФ определено, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Соответствующей деятельностью могут заниматься организации и отдельные граждане. Для тех и других является обязательным закрепленный ГК РФ формальный признак: они должны быть в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве лиц. осуществляющих предпринимательскую деятельность. Порядок регистрации определяется законом о регистрации юридических лиц.
Налогообложение является последствием предпринимательской деятельности. Задачей налогового права является не регулирование форм и методов хозяйствования (этим занимается гражданское право), а правильный учет итогов этой деятельности, в результате которого государство для финансирования расходов в масштабах общества обязывает предпринимателя «делиться» с ним частью добытого в виде налоговых платежей.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Виды налогов и сборов, которые входят в систему налогов Российской Федерации, устанавливаются гл. 2 НК РФ. Обязанность уплатить конкретный налоговый платеж связана с возникновением установленных налоговым законом обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога или сбора. Например, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности влечет уплату лицензионного сбора, осуществление организациями либо индивидуальными предпринимателями операций по реализации товаров (работ, услуг) является основанием для уплаты налога на добавленную стоимость, и т. д.
Из общего круга налогоплательщиков выделяют отдельные категории по различным основаниям. Категории налогоплательщиков имеют отличительные особенности в режиме налогообложения. Критерии выделения налогоплательщиков не произвольны, — должны быть обязательно учтены принципы равного налогового бремени и всеобщности налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала. Указанные факторы не могут лежать в основе выделения категорий налогоплательщиков. Критериями могут служить лишь экономические основания, учитывающие имущественное состояние налогоплательщиков, перспективы его развития, особенности ведения бизнеса и так далее. ,
В отношении налогоплательщиков — физических лиц наиболее значимым является деление на лиц, имеющих статус предпринимателя, и лиц, не имеющих такового. Законодательство устанавливает различный порядок регистрации этих налогоплательщиков, ведение ими учета результатов своей деятельности, расчета налоговых обязательств, составления и представления отчетности. Так, физические лица — индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет в течение 10 дней с момента государственной регистрации (требование, предъявляемое также ко всем юридическим лицам), в соответствии со ст. 229 НК индивидуальные предприниматели обязаны всегда подавать налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, тогда как физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, подают декларацию только в определенных законом случаях и т. д.
Следует отметить, что НК РФ расширил понятие «индивидуальный предприниматель» по сравнению с ГК РФ. К индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном порядке, приравниваются частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Также сделана оговорка, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении своих налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Таким образом, уклонение от исполнения возложенных на гражданина законом обязанностей ни при каких обстоятельствах не должно рассматриваться как основание для его освобождения от налогообложения.
В группе налогоплательщиков организаций необходимо выделить категории российских и иностранных организаций. Законодательство, учитывая интернациональный характер бизнеса иностранных организаций, ограниченные возможности налогового контроля их деятельности, устанавливает особый порядок подсчета их прибыли и доходов, специфические методы перечисления налогов в бюджет и т. д.
На выбор форм и методов налогообложения оказывает влияние также вид деятельности налогоплательщиков. Законодательство выделяет сферы предпринимательской деятельности, в которых затруднен контроль за объемом получаемых доходов. Это, как правило, деятельность по оказанию бытовых услуг, розничная торговля, парикмахерские услуги. С юридических лиц и предпринимателей, осуществляющие указанные виды деятельности, не взимается большинство федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Они заменяются единым налогом на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для ' определенных видов деятельности» со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ.
Виды деятельности налогоплательщика определяют и виды уплачиваемых этим лицом налогов. Так, предприятия игорного бизнеса уплачивают налог на игорный бизнес; предприятия сырьевых отраслей уплачивают специфичные для них природоресурсные платежи, экспортеры и импортеры уплачивают таможенные пошлины и сборы, и т. д.
В определенных НК случаях могут устанавливаться специальные налоговые режимы, которые отличаются от общего режима налогообложения предпринимательской деятельности, предусмотренного налоговым законом. Специальный налоговый режим (ст. 18 НК РФ) — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Таким образом, специальный налоговый режим не предполагает никаких специальных правил или особенностей определения.налоговой базы, специальных налоговых льгот или ставок. Особый порядок исчисления налога может состоять, например, в согласовании определенных затрат с налоговыми органами и расширении (сужении) отчетных периодов, а особый порядок уплаты — в предоставлении отсрочек или перераспределении суммы налога между бюджетами различного уровня. В то же время ст. 17 Н К РФ допускает при установлении специальных налоговых режимов особые правила в определении элементов налогообложения и особые налоговые льготы. НК РФ в ст. 18 приводит закрытый перечень специальных налоговых режимов:
• упрощенная система налогообложения «малого бизнеса»;
• система налогообложения в свободных экономических зонах;
• система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
• система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
Таким образом, объем налоговых обязанностей налогоплательщика, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории РФ, зависит от множества факторов: организационно-правовой формы, в которой осуществляется предпринимательская деятельность (организация или индивидуальный предприниматель), вид хозяйственной деятельности, место регистрации, виды льгот, установленные для данной категории плательщиков и т. д.
13.3. НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Понятие налогового правонарушения. Ст. 106 Налогового кодекса РФ дает следующее определение налогового правонарушения: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Деяние признается налоговым правонарушением, т. е. совершенным в нарушение законодательства о налогах и сборах, если:
• субъектами налоговых правоотношений не исполняются обязанности, предусмотренные налоговым законодательством;
• нарушаются установленные налоговым законодательством запреты и предписания;
• за его совершение Налоговым кодексом установлены меры ответственности.
В соответствии со ст. 107 Н К РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. При этом физические лица могут быть привлечены к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Состав налогового правонарушения. Состав налогового правонарушения, как и любого другого правонарушения, включает в себя следующие элементы:
• объект налогового правонарушения — это общественные отношения, на которые посягает налоговое правонарушение. Объектом налогового правонарушения выступают прежде всего финансовые интересы государства, доходная часть бюджета и внебюджетных фондов, возможность осуществления налогового контроля и т. д.;
• субъект налогового правонарушения — физическое или юридическое лицо, нарушившее нормы налогового законодательства.
• объективная сторона налогового правонарушения — это само противоправное деяние, его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом. Речь об ответственности лица за наступившие общественно опасные последствия может идти только тогда, когда они находятся в причинной связи с совершенным деянием. При отсутствии причинной связи ответственность исключается.
• субъективная сторона налогового правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или неосторожности. Иными словами, субъективная сторона налогового правонарушения — это внутренняя сторона налогового. правонарушения, которая отражает внутреннее отношение лица к совершаемому налоговому правонарушению.
Важным условием привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является наличие вины в совершении налогового правонарушения. До принятия Налогового кодекса РФ при привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения этот важный признак не учитывался. Хотя Конституционный Суд РФ в ряде постановлений указал, что вина есть обязательный признак налогового правонарушения, однако это положение фактически на практике не реализовывалось. В настоящее время согласно ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности.
В соответствии со ст. 110 Налогового кодекса РФ различаются две формы вины:
• умысел, когда лицо, совершившее данное правонарушение, осознавало противоправный характер своих деяний, желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний;
• неосторожность, когда лицо, совершившее правонарушение, не осознавало противоправного характера своих деяний, хотя должно было и могло это осознавать.
Говоря о вине, следует также отметить, что существует связь между виной и наличием у лица, совершившего то или иное деяние, сознания и воли. Такие качества присущи только физическим лицам. Но с учетом того, что участниками налоговых правоотношений являются как физические, так и юридические лица, п. 4 ст. 110 Налогового кодекса установлено, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Важным условием являются нормы п. 6 ст. 108 НК РФ, в соответствии с которым, лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию виновности лица в совершении налогового правонарушения возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу этого лица (п. 6. ст. 108 НКРФ), а также все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7. ст. 3 НК РФ). Освобождение налогоплательщика от обязанности доказывать свою невиновность не лишает его права активно участвовать в своей защите.
Принцип презумпции невиновности определяет характер отношений между государством в лице его уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений. Из положения пункта 6 ст. 108 Налогового кодекса следует, что презумпция невиновности в равной мере относится к налогоплательщикам, налоговым агентам, банкам и другим лицам, привлекаемым к ответственности.
В зависимости от наличия последствий противоправных деяний можно выделить два вида налоговых правонарушений:
• налоговые правонарушения, имеющие материальный состав, то есть правонарушения, влекущие за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, и ответственность за совершение которых наступает только при наличии этих последствий;
• налоговые правонарушения, имеющие формальный состав, т. е. такие, когда для наступления ответственности достаточен только факт совершенного деяния, а наличие вышеуказанных последствий при этом не принимается во внимание.
Налоговая ответственность. Налоговое право является одной из тех отраслей права, где для ее защиты применяются практически все виды юридической ответственности, так как отдельные виды налоговых правонарушений могут одновременно повлечь и различную ответственность юридических или физических лиц.
Административная ответственность. Особое место административной ответственности отводится при применении мер юридической ответственности за налоговые правонарушения. Объясняется это тем, что правовая природа «налоговой» ответственности близка к административной, а по мнению многих авторов, представляет собой разновидность административной ответственности.
Административная ответственность в сфере налоговых отношений применяется на основе Кодекса РФ об административных правонарушениях[69] и Налогового кодекса РФ.
Граждане привлекаются к ответственности за отсутствие учета доходов или ведение его с нарушением установленного порядка, непредставление и несвоевременное представление декларации о доходах или включение в декларации искаженных данных, невыполнение законных требований налоговых органов.
Руководители предприятий, учреждений и организаций, главные бухгалтеры и иные должностные лица несут ответственность за неисполнение обязанностей, связанных с обеспечением сбора налогов и поступлением их в соответствующие бюджеты. Они отвечают за неправильное удержание предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам, а также нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, искажение бухгалтерских отчетов, невыполнение законных требований налоговых органов и их должностных лиц.
Уголовная ответственность. За определенные неправомерные действия в налоговой сфере наступает уголовная ответственность, которая урегулирована ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.
Статья 198 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной. Нормы ст. 198 УК РФ распространяются и при включении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах. Условием применения уголовной ответственности является совершение этого преступления в крупном размере.
Субъектом преступления всегда выступает только физическое лицо. В данном случае — налогоплательщик. Часть 2 ст. 198 УК РФ предусматривает ответственность за квалифицированный вид уклонения от уплаты налогов — совершение преступления в особо крупном размере. Причем особо крупным размером признается неуплата налогов, превышающая пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 199 УК РФ устанавливает ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере.
Уголовная ответственность наступает только в случае уклонения от уплаты налогов в крупном размере. Статья 199 УК РФ признает размер крупным, если сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных, размеров оплаты труда.
Специальным субъектом данного преступления является руководитель организации либо другое лицо, выполняющее управленческие функции. Им может быть и главный бухгалтер организации, в компетенцию которого входит подписание документов для государственной налоговой инспекции.[70]
Дисциплинарная ответственность. За нарушение налогового законодательства к дисциплинарной ответственности привлекаются две категории должностных лиц. К первой категории относятся должностные лица налоговых органов и органов налоговой полиции, ко второй — должностные лица предприятий-налогоплательщиков. Дисциплинарная ответственность регулируются трудовым и, частично, административным законодательством.
Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой или служебной дисциплины. Например, главный бухгалтер предприятия допускает действия, нарушающие налоговое законодательство. В данном случае на него налагается дисциплинарная ответственность в форме объявления выговора за недобросовестное исполнение своих должностных обязанностей. В результате предприятие будет привлечено к налоговой ответственности, а работник, в этом примере в должности главного бухгалтера, привлекается администрацией к дисциплинарной ответственности. По решению администрации к главному бухгалтеру могут быть применены и меры материальной ответственности.
Примером дисциплинарного проступка сотрудников налоговых органов, органов налоговой полиции может стать разглашение налоговой тайны.
Литература
1. Адреев И.М. О применении индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения //Налоговый вестник. 2001. № 1. С. 58.
2. Брызгалин А. В. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. М.: Аналитика-Пресс, 1997.
3. Гражданский кодекс РФ.
4. Караваева И. В. Вопросы развития налоговой реформы в Нала' говом кодексе // Финансы. 1998. № 8. С. 23—26
5. Конституция РФ.
6. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А. В. Брыз-галина. —М.: «Аналитика-Пресс», 1998.
7. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. 4-е изд., перераб. и доп. —М.: Финансы и статистика, 1999.
8. Налоговый кодекс (часть вторая). Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
9. Налоговый кодекс (часть первая). Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
10. Таможенный кодекс РФ.
11. Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992.№ 11. Ст. 527.
12. Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ»
13. Федеральный закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектбв малого предпринимательства»
14. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Глава14
БАНКОВСКОЕ ПРАВО
14.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Банковское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере банковской деятельности. О наличии такого вида общественной деятельности говорится в ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности. К данному виду правоотношений относятся следующие:
• отношения по осуществлению банковских операций;
• отношения между кредитными организациями и государственными органами;
• порядок регистрации кредитных организаций и их лицензирование;
• межбанковские отношения;
• ответственность за правонарушения в банковской сфере;
• другие отношения, касающиеся деятельности кредитных организаций в РФ.
Специфика предмета правового регулирования обусловливает и специфику методов правового регулирования банковских отношений.
В правоотношениях кредитной организации с клиентами и друг с другом используются главным образом гражданско-правовые методы правового регулирования. Однако законодательство предусматривает некоторые контрольные функции, которые обязаны осуществлять коммерческие банки. Отношения коммерческих банков с Центральным банком России чаще всего являются отношениями власти и подчинения.
Банковское право использует методы правового регулирования основных отраслей права (гражданско-правовой и административно-правовой), а также комплексный метод, представляющий собой своеобразное сочетание этих методов
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности правовое регулирование банков осуществляется Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Рассмотрим более подробно систему источников банковского права.
Конституция РФ. Одной из норм, имеющей основополагающее значение для банковского права, является ст. 8 Конституции РФ, гарантирующая единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
Среди конституционных норм, непосредственно касающихся банковской деятельности, следует указать на п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым в ведении РФ находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
Но кроме этих норм, требующих принятия специальных отраслевых законов, есть нормы, которые не нуждаются в принятии специальных законов, а обладают прямым действием. Например, в соответствии со ст. 75 денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются.
Федеральные законы. Федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность можно подразделить на общие и специальные законы. К общим законам, регулирующим банковскую деятельность, следует отнести, прежде всего, Гражданский кодекс РФ — систематизированный законодательный акт, содержащий нормы гражданского права. Кроме того, в качестве общих законов, следует назвать Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг» и др. К числу специальных законов, регулирующих банковскую деятельность следует отнести Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и др.
Общий закон применяется только в том случае, если в специальном законе не установлены иные правила поведения. Кроме того, если в специальном законе есть пробелы, то для их восполнения применяются нормы общего закона. Следует подчеркнуть, что ни общие, ни специальные законы не могут противоречить Конституции РФ. В случае обнаружения такого противоречия заинтересованные лица могут обжаловать его в Конституционный Суд РФ.
Указы Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Таким образом, указы и распоряжения Президента РФ носят подзаконный характер, хотя если в законодательстве существует пробел, то Президент РФ может своими указами восполнить этот пробел и тогда такой указ будет носить нормативный характер.
Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. 1 ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Согласно п. «б» ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в Собрании законодательства РФ.
Нормативные акты Банка России. Согласно ст. 6 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» ЦБ РФ вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным федеральными законами к его ведению.
Эти нормативные акты издаются в форме инструкций, писем, приказов. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.
Нередко ЦБ РФ принимает подзаконные акты совестно с другими органами исполнительной власти. Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Нормы международного права и международные договоры РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Следует отметить, что нормы международных договоров, к которым присоединилась РФ, могут действовать на территории РФ непосредственно и имеют приоритет перед национальным законодательством в случае возникновения коллизии между ними.
Локальные акты кредитных организаций. Их можно подразделить на два вида. К первой группе можно отнести акты, регламентирующие деятельность кредитных организаций. В их число входят, например, уставы, лицензии. Уставы регистрируются в соответствующих государственных органах, а лицензии на совершение банковских операций выдаются ЦБ РФ.
Ко второй группе относятся акты, посредством которых руководители кредитных организаций применяют к своим работникам меры поощрения, дисциплинарного взыскания, регулируют вопросы оплаты труда.
Обычаи делового оборота. Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
14.2. БАНК РОССИИ. ПРАВОВОЙ СТАТУС
Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Структура кредитной системы России включает в себя:
Первый уровень — Центральный банк;
Второй уровень — коммерческие банки, сберегательные банки, ипотечные банки, специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, финансово-строительные компании, прочие;
Центральный банк является основой и фундаментом кредитной системы России. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями деятельности Банка России являются: