Принципы и виды социального обслуживания
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.:Правовое регулирование социального обслуживания………………..5
1.1.Принципы и виды социального обслуживания……………………………..5
1.2.Права и обязанности получателя социальных услуг, формы социальных услуг………………………………………………………………………………11
1.3.Правовое регулирование социального обслуживания……………………16
Глава 2.:Коллизионные вопросы правового регулирования социального обслуживания населения………………………………………………………..20
2.1.Особенности правового регулирования социального обслуживания населения…………………..……………………………………………………..20
2.2.Актуальные вопросы правового регулирования социального обслуживания населения…………………..……………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40
ВВЕДЕНИЕ
Конституционное законодательство определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина, принципы их осуществления и защиты. К таковым относятся конституционные права на социальную защиту и социальное обеспечение.
Конституция РФ содержит немалое число правовых норм, содержащих словосочетания "социальная защита" и "социальное обеспечение". Однако однозначного понимания содержания данных правовых категорий Конституция не предлагает.
Наиболее сложными являются вопросы о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», а также об их содержании.
Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие при правовом регулировании социального обслуживания населения.
Предметом нормы права регулирующие социальное обслуживание населения.
Целью исследования является изучение особенностей правового регулирования социального обслуживания населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть принципы и виды социального обслуживания.
2.Изучить права и обязанности получателя социальных услуг, формы социальных услуг.
3.Охаракетризовать правовое регулирование социального обслуживания.
4.Исследовать особенности правового регулирования социального обслуживания населения.
5.Охаркетризовать актуальные вопросы правового регулирования социального обслуживания населения.
При написании данной работы были использованы следующие методы научного исследования:
Сравнительно-правовой метод, системный метод анализа законодательства регулирующего оказания стационарного социального обслуживания.
При написании работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,
При написании работы были использованы следующие труды ученых-правоведов: Аракчеев В.С., Буянова М.О., Бровкин С.В., Голенко Е.Н. , Егоров В.В., Захаров М.Л., Иваненко В.А.,Какорина Е.П., Калашников С.В., Королёв Ю. А.,Лукманов С.Т.
ГЛАВА 1.:ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Глава 1.:Правовое регулирование социального обслуживания
Принципы и виды социального обслуживания
На современном этапе социально-экономическая и политическая ситуации в России являются нестабильными, что становится причиной роста количества нуждающихся в государственной поддержке граждан. Решение этих вопросов осуществляет социальное обслуживание. Принципы работы этой системы отвечают последним стандартам организации различных форм помощи и были сформулированы с учетом специфики возникающих социальных проблем. Факторы развития сферы соцуслуг Понятие и принципы социального обслуживания неоднократно изменялись и трансформировались, так как появлялись различного рода подходы к рассмотрению этих вопросов. С развитием государственности и гражданского общества они значительно усложнились и расширились. Однако принципы этой работы как деятельности оформились еще в позапрошлом столетии, поэтому сравнительно недавно организация помощи нуждающимся людям приобрела такую форму, как социальное обслуживание.
Принципы формировались под влиянием философской, социологической, экономической парадигм социальной работы. На современном этапе их содержание отвечает еще и требованиям законодательства.
Новый этап развития российской системы оказания социальной помощи начался после событий 1991 года. принципы Социальное обслуживание: определение и законодательные основы Отечественная сфера государственной помощи нуждающемуся населению повсеместно реформируется и совершенствуется[1]. Понятие и принципы социального обслуживания не только во многом характеризуют нормотворческую деятельность государства, но и отражают направления социальной политики в отношении слабозащищенных слоев общества. Клиентами социальных служб выступают граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Под этим термином понимается ситуация (болезнь, инвалидность, одинокое материнство, безработица, старость и др.), объективно нарушившая жизнедеятельность гражданина , которая самостоятельно не может быть им преодолена. Понятие и принципы социального обслуживания населения определяют специфику организации работы с клиентами.
В конце 2013 года был принят новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определивший экономические, социальные и правовые основания и порядок организации этого вида деятельности. Кроме того, вновь были установлены полномочия, относящиеся к компетенции государственных органов власти и региональных властных структур в сфере работы по обслуживанию граждан и оказании им квалифицированной социальной помощи. Одновременно были утверждены права и обязанности получателей социальных услуг. К ним были отнесены как лица, имеющие российское гражданство, так и иностранцы, и не имеющие этого статуса, но проживающие постоянно на территории страны, например беженцы. То есть получателем услуг может быть любой гражданин, в законном порядке признанный нуждающимся в социальной помощи.
Новое законодательство установило понятие, принципы, формы социального обслуживания. Оно представляет собой целенаправленную деятельность по оказанию целого комплекса соцуслуг различным категориям нуждающихся граждан.
Под социальной услугой понимается действие или действия, оказываемые на постоянной, периодической, разовой основе для улучшения условий жизни или же увеличения возможностей самостоятельного решения жизненных трудностей. Безусловно, совершенно иной смысл в других странах имеет социальное обслуживание.
Принципы, формы работы с населением в нашей стране и за рубежом определяются территориальными, экономическими, культурными и другими особенностями конкретного государства или региона. принципы социального обслуживания
Сегодня в России развита многоуровневая система, состоящая из форм и технологий работы, учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Принципы должны соблюдаться каждым поставщиком беспрекословно и независимо от принадлежности к конкретному ведомству. Государственная система социального обслуживания является сложной и включает: орган исполнительной власти федерального уровня, в задачу которого входит выработка и реализация положений государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере соцобслуживания; орган государственной власти регионального уровня, который уполномочен на выполнение принятых законодательством государственных гарантий социальной помощи; непосредственно организации и учреждения соцобслуживания населения, находящиеся в ведении федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти; некоммерческие и коммерческие (негосударственные) организации, имеющие право (разрешение) на предоставление социальных услуг нуждающимся гражданам; индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на ведении социального обслуживания[2].
Закон также определяет субъектов (поставщиков) и объектов (получателей), участвующих в процессе и имеющих законное право на доступное социальное обслуживание.
Принципы, порядок организации работы учреждений населения разрабатываются с учетом региональных особенностей субъекта России. Клиентами служб социальной сферы чаще всего выступают инвалиды, пенсионеры, неполные и многодетные семьи, военнослужащие, безработные. Изменения, происходящие на государственном уровне, оказываются прямое влияние на социальное обслуживание населения.
Принципы, виды, функции должны демонстрировать эффективность работы в экстренных ситуациях и в условиях многозадачности. понятие и принципы социального обслуживания Основные функции системы Исследователями основ социальной работы выявлены две основные группы функций, которые относятся к социальному обслуживанию:
1) сущностно-деятельностная (социальный патронаж, профилактическая, адаптационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная);
2) нравственно-гуманистическая (личностно- и социально-гуманистическая).
Они проявляются на макро- и микроуровнях социального обслуживания. Оптимальная работа элементов и подсистем социального обслуживания напрямую связана с их практической реализацией. Необходимо учесть, что функции и принципы социального обслуживания распространяются не только в отношении одного получателя, но и на коллектив людей, объединенных общей проблемой. То есть эта деятельность ведется как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. принципы социального обслуживания населения
Принципы социального обслуживания населения характеризуются как всеобъемлющие, комплексные, действущие в интересах получателей услуг. Основу работы с гражданами из слабозащищенных слоев населения составляют положения о соблюдении прав и свобод каждого человека, уважении его как личности, оно не допускает оскорблений достоинства и чести человека, преследует гуманный характер отношения к клиентам. Основополагающими принципами представления социальных услуг выступают: Свободный и равный доступ гражданина любого возраста, пола, языка, вероисповедания, национальности, убеждений, места жительства, принадлежности к разрешенным в государстве общественным объединениям. Из этого следует вывод, что принципы социального обслуживания гарантируют нуждающимся одинаковые возможности в получении необходимых услуг. Адресное предоставление всех видов социальной помощи, то есть комплекс социальных услуг должен осуществляться с учетом потребности конкретного клиента, его внутренних ресурсов. Поставщики социальных услуг должны быть приближены к территории места жительства их получателя, необходимое количество поставщиков для обеспечения удовлетворения клиентов, а также оптимальное количество кадровых, финансовых, информационных и других возможностей органов социального обслуживания. Максимальное сохранение привычной благоприятной среды пребывания клиента; Добровольное начало. Конфиденциальность работы: поставщик социальных услуг обязуется хранить и не разглашать о клиенте персональные данные, информацию личного характера и другие сведения[3].
Кроме того, не разрешается разглашать конфиденциальную, служебную информацию.
Нарушение этого принципа несет за собой привлечение виновного к ответственности, предусмотренной российским законодательством. Только после получения письменного согласия получателя (законного представителя) социальных услуг допускается передача, копирование информации другими лицами в интересах получателя. Однако существуют законные основания, которые позволяют нарушать принцип конфиденциальности и запрашивать информацию: запрос органов суда, следствия, дознания и иных в связи с проведением судебного разбирательства и иных процедур, при совершении обработки на портале гос.услуг или других порталах в соответствии с законодательством. При организации работы с клиентом должны быть задействованы все принципы социального обслуживания населения.
Таким образом, будет уместным утверждение о комплексном подходе в организации деятельности по оказанию помощи. Необходимо отметить, что принципы социального обслуживания граждан учитываются при разработке государственных стандартов и административных регламентов по предоставлению услуг нуждающимся на всех уровнях: от федерального ведомства до локального учреждения. понятие принципы формы социального обслуживания .
Принципы права социального обслуживания отражают уровень гуманности государства и общества по отношению к нуждающимся гражданам. Клиенты социальных служб имеют право на: уважение и гуманное отношение; получение на бесплатной и доступной основе информации о собственных правах и обязанностях, видах, сроках, порядке, условиях, тарифах оказания при обслуживании в учреждении, кроме того, клиент всегда может получить сведения о поставщике услуги, о возможности получения помощи бесплатно; граждане имеют право на самостоятельный и добровольный выбор учреждения, к котором им может быть оказана необходимая услуга; на отказ от услуги; гарантию защиты законных прав и интересов; обеспечение социально-гигиенических требования условий пребывания и надлежащий уход в учреждениях соцобслуживания; свободное посещение получателя законными представителями, нотариусами, адвокатами и другими лицами в течение вечернего и дневного времени суток; право социального сопровождения. Указанные права клиентом не могут быть нарушены, в противном случае потребитель имеет законные основания обратиться за разъяснениями к вышестоящми инстанциям или направить исковое заявление в суд.