Требования к содержанию индивидуального задания
Защита отчета
Результаты работы практиканта оцениваются по десятибалльной системе, оформляются в зачетной ведомости и зачетной книжке. При оценке работы студента во время производственной практики принимается во внимание:
– инициативность студента и характеристика руководителя практики от предприятия (организации, учреждения);
– деятельность студента в период производственной практики (степень полноты выполнения программы, овладение профессиональными основными навыками);
– содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике;
– уровень квалифицированности собранного материала в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием;
– качество доклада и ответы студента на вопросы во время защиты отчета (умение профессионально и грамотно отвечать на вопросы по содержанию практики, исполнению должностных обязанностей и знанию нормативных актов, регламентирующих деятельность организации, где проходила практика);
– своевременность сдачи отчета и дифференцированного зачета по практике.
При невыполнении программы практики и получении отрицательного отзыва о работе или неудовлетворительной оценке при защите отчета студент направляется на практику повторно.
Студент, получивший неудовлетворительную оценку при сдаче дифференцированного зачета по преддипломной практике, не допускается к итоговой государственной аттестации и, в случае неликвидации задолженности в установленный срок, отчисляется из университета.
Обязанности студента во время прохождения практики
1. Явиться на организационное собрание кафедры по вопросу проведения практики.
2. Знать своего руководителя практики от кафедры, место и сроки проведения практики.
3. Получить и изучить программу практики и индивидуальное задание.
4. Получить дневник, бланк направления на практику (приложение 4), заполнить все реквизиты этих документов.
5. Своевременно прибыть на место практики, пройти инструктаж по охране труда, ознакомиться с правилами внутреннего распорядка организации.
6. Явиться к руководителю практики от базы практики, ознакомить его с программой практики и индивидуальным заданием, получить указания о порядке прохождения практики в организации, составить график проведения консультаций со специалистами производства.
7. Выполнять действующие на базе практики правила внутреннего распорядка.
8. Вести дневник практики с указанием перечня ежедневно проделанной работы.
9. Участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры.
10. Выполнить в полном объеме требования программы практики и индивидуального задания.
11. Составить отчет по результатам практики, представить его на проверку и для подписи руководителю практики от базы практики.
12. По окончании практики сдать пропуск, литературу и имущество, полученные на базе практики во временное пользование.
13. В установленный срок прибыть на кафедру, сдать отчет для проверки или защиты перед назначенной комиссией.
14. В течение двух недель после окончания практики представить в бухгалтерию университета документы, необходимые для выплаты суточных и проезда (для студентов, обучающихся за счет средств Национального Банка Республики Беларусь).
В случае если студент в период прохождения практики не был зачислен на оплачиваемую должность, он должен представить справку по установленной форме.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1 Агамирова, Е.В. Управление персоналом в туризме: практикум / Е.В.Агамирова. – М.: Дашков и К, 2005. – 205 c.
2 Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. – Спб.: Герда, 1999. – 320 c.
3 Биржаков, М.Б, Казаков, Н.П. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. – СПб.: Издательский дом Герда, 2005. – 103 с.
4 Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма: учебное пособие / В.В. Богалдин-Малых. – М.: МПСИ , 2004. – 244 с.
5 Горбылева, З.М. Экономика туризма: учебное пособие / З.М. Горбылева. – Минск: БГЭУ, 2004. – 290 с.
6 Дурович, А.П. Реклама в туризме: учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: БГЭУ, 2000. – 253 с.
7 Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: Новое знание, 2005. – 595 с.
8 Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2001. – 407 с.
9 Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 420 с.
10 Морозов, М.А., Морозова, Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – М.: Академия, 2002. – 230 с.
11 Организация туризма: учебное пособие / Т.М. Сергеева, Н.И. Гришко, Г.А. Бондаренко и др.; под ред. А.П. Дуровича. – Минск: Новое знание. 2005. – 638 с.
12 Скараманга, В.П. Фирменный стиль в гостеприимстве: учебное пособие / В.П. Скараманга. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 185 с.
13 Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник / А.Д. Чудновский. – М.: КНОРУС, 2007. – 290 с.
14 Чудновский, А.Д., Жукова, М.А. Информационные технологии управления в туризме: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Кнорус, 2006. – 274 с.
15 Янкевич, В.С., Безрукова, Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: учебник / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 307 с.
Дополнительная литература
16 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебное пособие / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 590 с.
17 Енджейчик, И. Современный туристический бизнес / И. Енджейчик. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 187 с.
18 Ильина, Е.Н. Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: учебное пособие / Е.Н. Ильина. – М.: РМАТ, 1998. – 150 с.
19 Квартальнов, В.А. Иностранный туризм: учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 309 с.
20 Квартальнов, В.А. Стратегический менеджмент в туризме: учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 290 с.
21 Комиссарова, Т. А. Управление человеческими ресурсами / Т. А. Комиссарова. – М.: Дело, 2002. – 214 с.
22 Котлер, Ф. Основы маркетинга: учебник / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 2000. – 680 с.
23 Маринин, М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме: учебное пособие / М.М. Маринин. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 180 с.
24 Ревинский, И.А., Романова, Л.С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествие: учебное пособие / И.А. Ревинский, Л.С. Романова. – Новосибирск: Астра, 2001. – 290 с.
25 Сенин, В.С. Организация международного туризма: учебник / В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 245 с.
26 Сухов, Р.И. Организация работы туристического агентства: учебное пособие / Р.И. Сухов. – М-РнД.: МарТ, 2005. – 168 с.
27 Ушаков, Д.С. Технологии выездного туризма: учебное пособие / Д. С. Ушаков. – М-РнД.: МарТ, 2005. – 207 с.
28 Чудновский, А.Д., Жукова, М.А. Менеджмент туризма: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 200 с.
29 Шекшеня, С. В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшеня. – М.: Интел-синтез, 2002. – 196 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Характеристика персонала организации
Таблица А.1 - Качественный состав кадров турфирмы ”Каскад“ на 01.01.2012г.
Структурные подразделения организации | Положено по плану, чел | Всего работников списочного состава | Из показанных в гр. 4 | |||||
на 01.01.2011 | на 01.01.2012 | женщин | пенсионного возраста | работников до 25 лет | уволено всего | уволено за нарушения трудовой дисциплины | ||
Примечание – Источник: [Составлено на основании ”Название документа“]
Таблица А.2 - Обеспеченность трудовыми ресурсами турфирмы ”Каскад“
Категории персонала | 01.01.2011 | 01.01.2012 | Отклонение (+; -) | Динамика, % |
Всего | ||||
служащие | ||||
рабочие | ||||
руководители | ||||
специалисты |
Примечание – Источник: [Составлено на основании ”Название документа“]
Таблица А.3 - Движение кадров организации турфирмы ”Каскад“
Показатели | 01.01.2011 | 01.01.2012 |
1. Среднесписочная численность работающих | ||
2. Принято на предприятие | ||
3. Выбыло с предприятия, | ||
в том числе за нарушения трудовой дисциплины | ||
4. Коэффициент оборота, % | ||
4.1. По приему | ||
4.2. По увольнению | ||
5. Коэффициент текучести, % | ||
6. Коэффициент стабильности % |
Примечание – Источник : [Составлено на основании ”Название документа“]
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А
Для заполнения таблиц, исходя из наличия данных, могут быть рассчитаны коэффициенты сменяемости и текучести кадров по организации в целом и по ее подразделениям:
абсолютный оборот кадров
То=Тп+Ту , (1)
где, То – абсолютный оборот кадров
Тп – число принятых за период
Ту - число уволенных за период
относительный оборот кадров, который определяется отношением показателей абсолютного оборота к списочной численности средней за период (Тс.с.)
Ко.п. = Тп / Тс.с, (2)
Ко.у. = Ту/ Тс.с, (3)
Коб = То/ Тс.с, (4)
где, Ко.п, Ко.у., Коб – коэффициенты оборота по приёму, увольнению и общий соответственно.
Выбытие работников изучается по причинам с выделением необходимого и излишнего оборота. Необходимый оборот равен числу работников, выбывших по причинам производственного и общегосударственного характера, а также по естественным причинам. Излишний оборот определяется числом выбывших по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины, включая прогулы и по служебному не соответствию.
Кн = Тн / Т с.с., (5)
где,
Кн - коэффициент необходимого оборота
Тн - абсолютная величина необходимого оборота
Т с.с. - средняя списочная численность за период
Кт = Ти / Т с.с, (6)
где,
Кт - коэффициент излишнего оборота (текучести)
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А
Ти - абсолютная величина излишнего оборота
Т с.с. - средняя списочная численность за период
Для характеристики восполнения работников рассчитывается
Кв = Тп/ Т у, (7)
где,
Кв - коэффициент восполнения
Тп - численность принятых на работу
Т у. - число уволенных за период
Для характеристики стабильности кадров рассчитать
Кст = Тст / Т н.г, (8)
где,
Кст - коэффициент стабильности
Тст - численность работников состоявших в списках весь год
Т н.г. - списочная численность работников на начало года
Таблица А.4- Укомплектованность штатных должностей по состоянию на 01.01.2012г.
Предприятие | Всего руководителей списочного состава | Число должностей руководителей по штатному расписанию | Фактически работает на 01.01.12. | Из графы 6,7,8 работают на должностях, подлежащих замещению специалистами | ||||||
Всего | в том числе подлежит замещению специалистами | Всего | в том числе с образованием | Всего | в том числе с образованием | |||||
с высшим образованием | со средним спец. образованием | высшим | средним специальным | высшим | средним специальным | |||||
Примечание – Источник : [Составлено на основании ”Название документа“]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Характеристика финансово-экономической деятельности организации
Таблица Б.1 – Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятияПоказатели | Предшествующий год | Отчетный год | Темп роста, отклонение |
Объем производства | |||
Объем реализованной туристического продукта (выручка) | |||
Себестоимость реализованной продукции | |||
Налоги и неналоговые платежи, не входящие в себестоимость | |||
Прибыль отчетного периода | |||
Прибыль от реализации продукции | |||
Рентабельность | |||
Рентабельность реализованной продукции | |||
Среднесписочная численность работников | |||
Среднемесячная зарплата |
Примечание – Источник: [Составлено на основании ”Название документа“]
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Характеристика маркетинга и конкурентной позиции предприятия
Таблица В.1 – Бюджет реализации плана маркетинга
Показатели | млн. руб | % |
Планируемый доход от реализации | ||
Планируемые затраты на производство | ||
Затраты на маркетинг: ¶ реклама ¶ другие затраты на продвижение ¶ маркетинговые исследования ¶ заработная плата сотрудников отдела маркетинга ¶ стоимость информации ¶ другие затраты Всего затрат на маркетинг | ||
Выручка от реализации на планируемый год | ||
Наиболее вероятные затраты на производство услуг | ||
Предполагаемая прибыль от реализации услуг |
Примечание – Источник : [Составлено на основании ”Название документа“]
Таблица В.2 – Программа маркетинговых исследований
Направления маркетинговых исследований | Цель исследования | Объект исследования | Срок проведения | Ожидаемые результаты | Затраты | Ответственные исполнители |
Примечание – Источник : [Составлено на основании ”Название документа“]
Таблица В.3 – Объем реализации, прибыль и доля рынка по основным группам продукции на планируемый (отчетный) годГруппы продукции | Объем реализации | Прибыль | Доля рынка |
А В С D |
Примечание – Источник : [Составлено на основании ”Название документа“]
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В
Таблица В.4 – Объем реализации и прибыль по основным регионам и сегментамПродукт А | Объем реализации | Прибыль |
Регион 1(РБ) Регион 2 (РФ) Регион 3 (другие) Сегмент 1 Сегмент 2 Сегмент 3 |
Примечание – Источник: [Составлено на основании ”Название документа“]
Таблица В.5 – Расходы на рекламу отчетного годаРасходы в отчетном году на: | Сумма в руб. |
Участие в выставках | |
Размещение рекламы в средствах массовой информации | |
Изготовление печатной рекламы | |
другие виды рекламы | |
ИТОГО |
Примечание – Источник: [Составлено на основании ”Название документа“]
Таблица В.6 – Анализ сезонных колебаний сбыта продукции (услуг)Наименование продукции | Ед. измерения | Объём реализации | Итого | |||
Продукция А | ||||||
Продукция Б | ||||||
Продукция В |
Примечание – Источник : [Составлено на основании ”Название документа“]
ПРОДОЛЖЕНИРЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В
Таблица В.7 – Оценка конкурентоспособности предприятия относительно ведущих конкурентовФакторы конкурентоспособности | Предприятие | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 |
ПРОДУКТ - - - | ||||
ЦЕНА Прейскурантная Процент скидки с цены Формы и сроки платежа Условия кредита | ||||
КАНАЛЫ СБЫТА | ||||
ПРОДВИЖЕНИЕ Реклама: для потребителей для посредников Участие в выставках Обучение сотрудников отдела сбыта Упоминание об изделиях в средствах массовой информации | ||||
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИНАНСЫ Рентабельность Структура активов Инвестиционные возможности ПРОИЗВОДСТВО Контроль качества Возможности по разработке новых продуктов |
ПРОДОЛЖЕНИРЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В
Окончание таблицы В.7
КАДРЫ Квалификация персонала Система управления Подготовка кадров | ||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
Таблица В.8 – Характеристика целевого рынкаПоказатели | Отчетный год | Прогноз |
Динамика спроса и предложения | ||
Показатели экспорта и импорта | ||
Динамика цен | ||
Интенсивность конкуренции | ||
Принятая система реализации товаров | ||
Тенденции развития рынка (стабильный, нестабильный) | ||
Объем реализации за отчетный год | ||
Интенсивность потребления продукции предприятия -периодичность поступления заказов -сезонный фактор -средняя величина заказа |
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В
Таблица В.9 – Анализ конъюнктуры рынкаОбщая емкость рынка Доля предприятия на рынке | |
Динамика заказов на изделия предприятия от оптовых и розничных торговых организаций в течение 3 последних лет. | |
Соответствие сбытового и производственного потенциала тенденциям изменения рынка | |
Наличие возможности увеличения сбыта в каждом или некоторых сегментах рынка | |
Факторы, влияющие на спрос потребителей на данный товар | |
Положительные факторы 1 | |
Отрицательные факторы 1 | |
Динамика цен на рынках за отчетный год Рынок Республики Беларусь Рынок Российской Федерации Другие рынки |
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Пример оформления рисунков
А–А – примерная кривая добавленной ценности, типичная для технологических лидеров, контролирующих глобальные производственные цепочки
В–В – примерная кривая добавленной ценности, типичная для бедных, низкостоимостных участников глобальных производственных цепочек, контролируемых из-за рубежа.
Рисунок 1.5 - Схема разделения труда и доходов в глобальных производственных цепочках
Примечание - Источник: [110, с.50].
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Оформление титульного листа отчета
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО ”ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ“
Кафедра туризма и гостеприимства
ОТЧЕТ
по производственной (преддипломной) практике
на ____________________________ (наименование предприятия)
Студент
ТиГ 4 курс, гр. _________ ФИО
подпись (полностью)
Руководитель практики от университета
__________________________________ ФИО
должность, ученая степень, ученое звание
подпись
Руководитель практики от предприятия ФИО
__________________________________
занимаемая должность
подпись
ПИНСК 20__