Бюджетный дефицит, методы его финансирования

Доходы и расходы бюджетов. Бюджетная классификация

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организации и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей.

Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное(прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и др.).

Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.).

К неналоговым доходам относятся:

· Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

· Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

· Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящимися в ведении органов государственной исполнительной власти федерации и субъектов, органов местного самоуправления

· Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные за возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия

· Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и др.

Финансовая помощь

Дотации – бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Трансферт – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или бюджетах субъектов Федерации.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетнаяссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Расходы бюджета

Основным приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, останутся расходы на социальную сферу, систему социальной защиты и инвестиций в человеческий капитал. Формирование «социального бюджета» будет основано на принципах социальной политики.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

· Природой и функциями государства

· Уровнем социально-экономического развития страны

· Разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой

· Административно-территориальным устройством государства

· Формами предоставления бюджетных средств и т.п.

По экономическому содержанию выделяются:

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Выделяются следующие группы расходов:

· Финансирование промышленного производства

· Финансирование социально-культурных мероприятий

· Финансирование науки

· Финансирование обороны

· Содержание правоохранительных органов и органов государственной власти, и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов;

· Расходы по обслуживанию государственного долга

· Прочие расходы и выплаты

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют следующие принципы финансирования:

· Получение максимального эффекта при минимуме затрат

· Целевой характер использования бюджетных ассигнований

· Предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных и других показателей

· Безвозвратность бюджетных ассигнований

· Расходов на формирование федеральных продовольственных фондов

· Расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга)

· Части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности

В области расходов бюджета имеют место следующие недостатки:

· Бюджетные средства используются недостаточно эффективно

· Широко распространена практика нецелевого использования расходования бюджетных средств

· Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики

· Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слов населения

· Продолжается списание долгов в аграрном секторе

Бюджетный дефицит, методы его финансирования

Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами – профицитом бюджета.

Причинами образования бюджетного дефицита могут выступать:

· Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций

· Чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие

· Кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

Источники финансирования дефицита бюджетов:

Внутренние:

· Кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте

· Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ и субъектов РФ, и муниципальные займы

· Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

· Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, собственности субъектов РФ

· Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам

· Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации

Внешние:

· Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ

· Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте

Наши рекомендации