Неоклассическая теория финансов 4 страница
Заканчивая краткий экскурс в историю финансовой науки, отметим, что собственно неоклассическая теория финансов делает акцент на рынок капитала, разрабатывает понятийный аппарат и инструментарий именно в привязке к этому рынку. Безусловно, понимание логики функционирования финансовых рынков и знание теоретических основ управления финансами в контексте рынков необходимы, однако не меньшую значимость имеет и прикладной аспект.
Дело в том, что более или менее тесную взаимосвязь с рынками капитала имеют лишь крупные корпорации. Кроме того, в любых компаниях независимо от их размера и организационно-правовой формы повседневные рутинные финансовые решения (платежи, расчеты, управление оборотными средствами и др.) имеют исключительно важное значение. Именно эти обстоятельства и послужили причиной становления в 1960-е гг. финансового менеджмента (другое название — корпоративные финансы), который довольно быстро оформился как самостоятельное научное и практическое направление, сформировавшееся на стыке трех наук: а) современная, или неоклассическая, теория финансов, б) бухгалтерский учет и в) общая теория управления (рис. 27.1).
Значительный вклад в популяризацию финансового менеджмента внесли представители англо-американской школы Т. Коуплэнд, Дж. Ф. Уэстон, Ричард Брейли, Стюарт Майерс, Стивен Росс, Юджин Бригхем и др. (см. библиографию). Одним из лучших пособий по финансовому менеджменту до настоящего времени является опублико-
Развитие экономики в рамках до-классической и классической традиций (до 1890 г.) |
■> |
Развитие экономики в рамках неоклассической традиции (после 1890 г.)
ФИРМА Собственник = Управленец |
Становление теории фирмы и неоклассической теории финансов
Несистематизированные подходы к управлению финансами фирмы (хозяин, бухгалтер) |
Идентификация и разграничение:
• функций, проистекающих из
права собственности
• функций текущего управления
Неоклассическая теория финансов |
Бухгалтерский учет |
Общая теория травления |
фирмой
Интересы собственников доминирующая цель: наращивание капитала (благосостояния) собственников фирмы |
Обеспечение конгруэнтности |
Интересы управленческого персонала
целевых устано- |
доминирующая цель: управление крупным капиталом
I / 1 |
\ Г"
\ I
М
Рис. 27.1. Эволюция подходов к управлению финансами фирмы
ванная в 1962 г. и позднее многократно переизданная работа Уэстона и Коуплэнда [Weston, Copeland]. Описание эволюции финансового менеджмента в общемировом контексте и его современная трактовка представлены в работах [Ковалев, 2007(6), 2008].
Российская традиция
В России становление и развитие финансовой науки принято связывать с именами Ивана Семеновича Пересветова (XVI в.), Юрия Кри-жанича (1617—1683), Григория Карповича Котошихина (ок. 1630—1667), Ивана Тихоновича Посошкова (1665—1726), Николая Ивановича Тургенева (1789—1871), Михаила Федоровича Орлова
Раздел VII. Финансовая наука в исторической ретроспективе
Глава 27. Эволюция финансовой науки
(1788—1842), Ивана Яковлевича Горлова (1814—1890), Василия Александровича Лебедева (1833—1909), Ивана Ивановича Янжула (1846—1914), Ивана Христофоровича Озерова (1869—1942), Антония Иосифовича Буковецкого (1881—1972) и др.
Новации в Россию, в том числе и в области науки и образования, приходили в Россию из Европы, в частности, через переводные книги. В числе первых книг, изданных в России, мы видим книги по арифметике и учету (бухгалтерии). Выбор направленности переводных книг не был случайным — это было прежде всего требование практики; книги по арифметике учили методам количественного обоснования хозяйственных операций (так называемым купеческим, или коммерческим, расчетам), книги по учету — искусству систематизированного учета, так необходимого для ведения хозяйства (бизнеса). Петр I был также сторонником перевода книг по юриспруденции. С начала XIX в. в России появляются и первые книги, имеющие большее или меньшее отношение к финансам. Это переводные работы X. Шлецера, Г. Сарториуса, К. Pay, Ж. Курсель-Сенеля, К. Эеберга, Ф. Нитти и др. Выпускники российских университетов направляются на стажировку за границу (прежде всего в Геттинген и Гейдельберг)1, где слушают лекции ведущих специалистов в области финансов, а по возвращении в Россию готовят собственные учебные курсы, пишут монографии и учебники. Появление трудов И. И. Тургенева, М. Ф. Орлова, Ю. А. Гагемейстера, И. Я. Горлова и др. как раз и свидетельствовало о зарождении российской финансовой школы.
Как и на Западе, сформировавшееся в России к концу XIX в. научно-практическое направление, посвященное финансам, имело очевидную направленность на публичные союзы, главным образом государство. Что касается финансов предприятия, то еще в начале XX в. какого-либо систематизированного изложения этого направления, которое оформится в так называемый финансовый менеджмент (или корпоративные финансы) лишь после Второй мировой войны попросту не существовало. Управление финансами на уровне предприятия осуществлялось на интуитивной основе, еще не сформировались значимые рынки капитала, по сути не было транснациональных корпораций, не было необходимости в формализации процедур оценки инвестиционной и финансовой деятельности. Отдельные элементы управления финан-
1 Первый опыт обучения россиян за границей имел место во времена Бориса Годунова, однако из отправленных учиться способных юношей впоследствии увидели в России только одного, да и тот был переводчиком у заграничного посла. Позднее эта идея была активно поддержана Петром I, а к началу XX в. стала хорошей традицией — соискатели профессорского звания направлялись за знаниями из России в европейские университеты. Поскольку положения финансовой науки в XIX в. наиболее активно разрабатывались в Германии, тесные связи российских ученых с их немецкими коллегами как раз и стали мощным фактором довольно быстрого становления и развития российской финансовой мысли.
сами хозяйствующего субъекта развивались в рамках бухгалтерского учета.
Тем не менее в России накануне революции 1917 г. существовали два самостоятельных направления — анализ баланса (в рамках балансо-ведения1) и финансовые вычисления, которые в настоящее время входят в состав ключевых разделов современного финансового менеджмента. Оба эти направления развивались в основном бухгалтерами, а логика их формирования предопределялась запросами практики. Действительно, грамотное ведение бизнеса предусматривает необходимость ориентации как минимум в следующих двух ключевых аспектах бизнес-отношений: 1) оценка имущественного и финансового положения контрагента, с которым данная бизнес-единица вступает в деловые отношения, — это и есть прерогатива балансоведения; 2) оценка эффективности осуществления операций инвестирования (выгодно ли вложение средств?) и финансирования (выгодно ли привлечение средств?) — это и есть прерогатива финансовых вычислений.
Идея балансоведения пришла в Россию из Германии, однако вскоре разработки российских балансоведов (прежде всего это Александр Павлович Рудановский (1863—1934), Николай Александрович Блатов (1875—1942), Иван Романович Николаев (1877—1942), Николай Аркадьевич Кипарисов (1873—1956) стали доминировать над переводными работами2. Что касается финансовых вычислений, то это направление активно развивалось известным русским бухгалтером и финансистом Николаем Севастьяновичем Лунским (1867—1956), университетский курс которого, по мнению современников, был на весьма достойном по европейским меркам уровне. Подробно история становления и развития этих направлений, равно как и отечественной финансовой науки в целом, представлена в работах [Ковалев, 2003, 2008; Очерки по истории финансовой науки; Ковалев, Уланов].
В годы советской власти в СССР оба упомянутых направления (а именно они в дальнейшем войдут ключевыми разделами в курс корпоративных финансов) были существенно принижены: балансоведение в 1930-е гг. было, по сути, уничтожено и заменено так называемым счетным анализом (анализом хозяйственной деятельности), в котором финансовой компоненте отводилась незначительная роль; что касается
1 Балансоведение — это наука о балансе как квинтэссенции информационно-фи
нансовой модели хозяйствующего субъекта. В рамках этого научно-практического на
правления изучаются два основных блока проблем: 1) логика и принципы построения
финансовой отчетности в целом и ее информационного ядра — баланса; 2) логика,
принципы и процедуры экономического чтения и анализа финансовой отчетности как
элементов процесса принятия решений финансового характера в отношении хозяйст
вующего субъекта.
2 Справедливости ради нужно отметить, что первым трудом по балансоведению
в России была работа Захария Петровича Евзлина (1869—?), которого по праву можно
считать и основоположником отечественной школы финансового анализа (см. [Евз-
лин]).
Раздел VII. Финансовая наука в исторической ретроспективе
Глава 27. Эволюция финансовой науки
финансовых вычислений, то и они не получили соответствующего развития (в частности, в контексте временной ценности денег, стохастики и др.) и остались на уровне простейших расчетов, излагавшихся в программах учебных заведений среднего специального образования.
Особенно печальна судьба балансоведения, идеи и ключевые положения которого в дальнейшем получили мощное развитие на Западе. В СССР балансоведение было обвинено в пропаганде западного опыта и полном несоответствии идеям построения социалистического хозяйства. Дело в том, что балансоведение ориентировалось на самостоятельное предприятие, имело очевидную финансовую направленность, а его методология строилась исходя из информационных возможностей публичной отчетности как единственного общедоступного источника информации о фирме. Напротив, счетный анализ основывался на отрицании принципа конфиденциальности информационной базы хозяйствующего субъекта. Апологеты счетного анализа (главным идеологом и разработчиком этого направления был профессор Натан Рахмильевич Вейцман), декларируя принципиальную открытость любой информации о предприятии в условиях социализма (естественно, мифическую), начали разрабатывать методики анализа с привлечением данных статистического и оперативно-технического учетов, в том числе не обязательно выражаемых в денежном измерителе. Анализ свелся к контролю по нехитрой схеме: «план — факт — отклонение». Он стал аморфным, в нем пропало систематизирующее начало — бухгалтерский баланс как финансовая модель фирмы, он потерял свою финансовую направленность и явно выраженную ориентированность на лиц, принимающих решения финансового характера. В течение последующих десятилетий сторонниками и последователями Вейцмана велось активное онаучивание этого направления, закончившееся построением так называемой теории анализа хозяйственной деятельности, суть которой состояла в обобщении методов факторного анализа с помощью жестко детерминированных моделей. Подобный анализ имел абсолютно искусственный характер, поскольку сводился к жонглированию числовыми показателями, к «игре в формулки и цифирьки»: главное — нарисовать громоздкие таблицы, построить жестко детерминированную модель, сделать с ее помощью факторное разложение, а вот зачем эти расчеты, как их использовать — уже никого не интересовало. Результаты такого псевдоанализа, весьма объемные но содержанию, но в подавляющем большинстве случаев бессмысленные по своей сути, никогда не были востребованы практиками. Впоследствии для придания значимости анализ хозяйственной деятельности повысили в звании — до экономического анализа, однако суть его осталась неизменной. Не помог и косметический ремонт, имевший целью придать рыночную ориентацию советскому экономическому анализу. Поскольку подобная дисциплина развивалась только в СССР, судьба ее в конце XX в. в условиях нарождающихся рыночных тенденций и новых запросов практики оказалась
незавидной. Произошел вполне естественный возврат в русло общемировых тенденций, в том числе и в области аналитики в контексте как науки, так и экономического образования. Идеи российских балансове-дов оказались весьма созвучными с современными реалиями ведения бизнеса. И в практике, и в учебных программах все более востребованными оказываются положения, модели и методики, имеющие финансовую подоплеку и рассматриваемые в курсах «Финансовый менеджмент», «Анализ финансовой отчетности», «Финансовый анализ», «Инвестиции» и др.
Собственно финансовая наука в СССР также развивалась весьма своеобразно. Поскольку предпринимательство, бизнес, частная собственность в плановой экономике не поощрялись, в эти годы в стране разрабатывались в основном вопросы теории и практики государственных финансов; проблематика финансовых рынков не существовала; финансовые аспекты деятельности предприятий, банков, страховых организаций и др. рассматривались в контексте государственной собственности. Прибыль (а это основной целевой ориентир в рыночной экономике) формально не отвергалась, но имела весьма специфическую трактовку в плане формирования (имеется в виду специфика ценообразования) и свободы использования. Систематизация вопросов управления финансами хозяйствующих субъектов в русле неоклассической теории финансов началась в постсоветской России сравнительно недавно — в 90-е гг. XX в.