Тема 3. организация системы внутрифирменного бюджетирования

При подготовке к семинарскому занятию вопросы темы необходимо увязывать с ранее изученными темами дисциплины. Прежде чем приступить к изучению темы необходимо вспомнить и ответить на следующие вопросы:

- каково назначение и задачи системы внутрифирменного бюджетирования;

- в чем состоит сущность бюджетного управления;

- какова структура и составные элементы бюджетного регламента.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо ответить на круг вопросов:

1) как могут быть организованы информационные потоки в процессе бюджетирования;

2) как организованы информационные потоки при целевом планировании;

3) как организованы информационные потоки при планировании «снизу-вверх»;

4) каковы достоинства и недостатки целевого планирования и планирования «снизу-вверх»;

5) с какой целью определяется финансовая структура предприятия в системе бюджетирования;

6) какие существуют подходы к формированию бюджета;

7) что представляет собой центр финансовой ответственности;

8) что представляет собой центр финансового учета;

9) что представляет собой бюджетный период;

10) какова структура бюджетного периода;

11) что представляют собой директивная и индикативная части бюджетного периода;

12) в чем состоит сущность системы скользящего финансового планирования;

13) что представляет собой бюджетный цикл;

14) каковы основные этапы бюджетного цикла;

15) какое понятие шире – «бюджетный период» или «бюджетный цикл»;

16) что представляет собой график бюджетирования;

17) какие сроки может устанавливать график бюджетирования;

18) что такое бюджетный контроллинг;

19) какие формы контроля исполнения бюджета вы знаете;

20) как система мотивации сотрудников может быть связана с выполнением бюджета?

Семинарское занятие по данной теме проходит в форме собеседования в рамках круглого стола.

Собеседование в рамках круглого стола –подразумевает написание и защиту теоретического и практического материала по предложенным темам рефератов.

Реферат(нем. Referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников.

Реферат предполагаетосмысленное изложение содержания главного и наиболее важного (с точки зрения автора) в научной литературе по определенной проблеме в письменной или устной форме. Различают два вида рефератов:

- репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста в форме реферата-конспекта или реферата-резюме. В реферате-конспекте содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. В реферате-резюме содержатся только основные положения данной темы.

- продуктивные – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника и оформляются в форме реферата-доклада или реферата-обзора. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и в нем сопоставляются различные точки зрения по исследуемой проблеме.

Студент для изложения материала может выбрать любую из рассмотренных форм оформления реферата.

Этапы работы над рефератом:

1) выбор темы - автор реферата должен осознанно выбрать тему с учетом его познавательных интересов из рекомендованного примерного списка. Если интересующая тема отсутствует в рекомендованном списке, то по согласованию с преподавателем студенту предоставляется право самостоятельно предложить тему реферата, раскрывающую содержание изучаемой дисциплины;

2) составление списка изданной по теме реферата литературы, опубликованных статей, необходимых справочных источников. Знакомство с любой научной проблематикой следует начинать с освоения имеющейся основной научной литературы. При этом следует сразу же составлять библиографические выходные данные (автор, название, место и год издания, издательство, страницы) используемых источников. Названия работ иностранных авторов приводятся только на языке оригинала.

Начинать знакомство с избранной темой лучше всего с чтения обобщающих работ по данной проблеме, постепенно переходя к узкоспециальной литературе.

На основе анализа прочитанного и просмотренного материала по данной теме следует составить тезисы по основным смысловым блокам, с пометками, собственными суждениями и оценками. Предварительно подобранный в литературных источниках материал может превышать необходимый объем реферата, но его можно использовать для составления плана реферата;

3) составление плана - автор по предварительному согласованию с преподавателем самостоятельно составляет план реферата. Правильно построенный план помогает систематизировать материал и обеспечить последовательность его изложения.

Наиболее традиционной является следующая структура реферата:

Титульный лист.

Оглавление (план, содержание).

Введение.

Глава 1 (полное наименование главы).

1.1. (полное название параграфа, пункта);

1.2. (полное название параграфа, пункта).

Глава 2 (полное наименование главы). Основная часть

2.1. (полное название параграфа, пункта);

2.2. (полное название параграфа, пункта).

Заключение (или выводы).

Список использованной литературы.

Приложения (по усмотрению автора).

Титульный лист заполняется по единой форме (Приложение А).

Оглавление(план, содержание) включает названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

Введение. В этой части реферата обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, указываются используемые материалы и дается их краткая характеристика с точки зрения полноты освещения избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

Основная часть реферата может быть представлена одной или несколькими главами, которые могут включать 2-3 параграфа (подпункта, раздела).

Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения в используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому.

Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию главы (параграфа). Материал в реферате рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т.е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр.

Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом.

Заключение (выводы). В этой части обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора реферата. Заключение по объему не должно превышать 1,5-2 страниц.

Приложения могут включать графики, таблицы, расчеты. Они должны иметь внутреннюю (собственную) нумерацию страниц.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

К оформлению реферата предъявляются следующие требования:

- работа должна быть выполнена печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полуторный интервал;

- цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм (шрифт Times New Roman, кегль 14);

- выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк;

- текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм;

- каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части, заключение и т. д.) начинается с новой страницы;

- заголовки разделов, введение, заключение, библиографический список набираются полужирным шрифтом;

- после заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится;

- расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 15 мм (то есть следует пропустить одну строку). Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 8 мм (то есть заголовок подраздела следует печатать без пропусков со следующей строки);

- формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все пояснения используемых в них символов;

- рисунки (чертежи, графики, фотографии), которые приводятся по тексту работы, должны иметь нумерацию и название;

- ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы;

- все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется;

- объем реферата в среднем - 15-20 страниц;

- в списке использованной литературы в реферате должно быть не менее семи источников.

Не допускается сдача скачанных из сети Internet рефератов, поскольку, во-первых, это будет рассматриваться как попытка обмана преподавателя, во-вторых,это приводит к формализации получения знаний, в-третьих, в мировой практике ведется борьба с плагиатом при сдаче рефератов вплоть до отчисления студентов от обучения.

Рекомендуемые темы рефератов:

1. Особенности организации управления бюджетами в оптовой и розничной торговле.

2. Бюджетное управление: назначение и основные функции.

3. Финансовая структура предприятия и система бюджетирования.

4. Особенности финансовой структуры предприятия торговой организации.

5. Бюджетный период: понятие, структура, особенности определения.

6. Особенности применения системы скользящего финансового планирования торговыми организациями.

7. График бюджетирования: назначение, содержание и особенности составления.

8. Бюджетный цикл: понятие, основные этапы и продолжительность.

9. Подходы к реализации системы контроля бюджета предприятия.

10. Контроль по отклонениям в системе бюджетирования.

11. Связь системы контроля выполнения бюджета с системой мотивации сотрудников.

12. Бюджетирование и системы стимулирования.

13. Проблемы постановки системы бюджетирования в оптовой торговой организации

14. Проблемы внедрения системы бюджетирования в розничной торговой организации.

Перед началом научной дискуссии студенты распределяются по проблемным группам в соответствии с темами подготовленных рефератов.

Собеседование в рамках круглого стола включает в себя два этапа:

1) выступление студента с докладом своей научной проблемы;

2) открытая дискуссия представленных проблем.

В ходе дискуссии оценивается презентация, ответы на вопросы, а также оригинальность, актуальность и глубина задаваемых вопросов. По результатам научной дискуссии производится оценка компетенций, выявленных в ходе дискуссии (таблица 4).

Таблица 4 – Оценка компетенций, выявленных в ходе собеседования в рамках круглого стола

  Компетенции Ф.И.О. студента, баллы
Иванов Сергеев
ОК-8 – способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность          
ПК-3 – готовность к разработке процедур и методов контроля;          
ПК-26 – способность к экономическому образу мышления          
ПК-45 – владение техниками финансового планирования и прогнозирования          
ИТОГО          

Каждая компетенция оценивается по пятибалльной системе; итоговая сумма баллов переводится в соответствии со следующей схемой в балл, отражаемый в журнале текущего контроля успеваемости (в соответствии с картой форм текущего контроля):

«20-25 баллов» - 5;

«15-20 баллов» - 4;

«10-15 баллов» - 3;

«5-10 баллов» - 2;

«0-5» - 1.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как могут быть организованы информационные потоки в процессе бюджетирования?

2. Что представляет собой финансовая структура предприятия?

3. Что представляет собой бюджетный период?

4. Какова структура бюджетного периода?

5. Что представляет собой система скользящего финансового планирования?

6. Что представляет собой график разработки бюджетов?

7. Что такое бюджетный цикл?

8. Какие стадии бюджетного цикла Вы знаете?

9. Что такое бюджетный контроллинг?

10. Какова связь системы контроля выполнения бюджета с системой стимулирования?

Наши рекомендации