Адвокатирование конкуренции в деятельности федерального антимонопольного органа.
Адвокатирование конкуренции
Актуальным направлением международного сотрудничества российского конкурентного ведомства является адвокатирование конкуренции, ставящее своей целью укрепление национальной конкурентной среды через повышение степени понимания международными организациями, зарубежными конкурентными ведомствами, научным сообществом, иностранными хозяйствующими субъектами и юридическими компаниями, работающими на российском рынке или собирающимися выйти на него, целей, задач и достижений российского конкурентного ведомства, его роли в повышении экономической эффективности и экономического развития страны.
Наиболее распространенной формой адвокатирования конкуренции является участие представителей российского ведомства в международных конференциях в целях информирования заинтересованной аудитории о существующем в России конкурентном законодательстве, его последних изменениях, практике его правоприменения.
Другой формой достижения цели адвокатирования конкуренции, которую недавно стал использовать ФАС России, является проведение семинаров для зарубежных бизнесменов, на которых рассказывается о последних изменениях национального конкурентного законодательства и практике его применения в целях повышения их информированности и создания более благоприятных условий работы иностранных компаний на российском рынке. Например, были проведены круглые столы для представителей российских и чешских деловых кругов в марте 2006 г. в рамках визита в Москву руководителя Чешского ведомства Мартина Пецины и в ноябре 2006 г. в Брно в ходе визита делегация ФАС России во главе с Руководителем И.Ю.Артемьевым в Чешскую Республику.
Еще одной из форм международного сотрудничества российского конкурентного ведомства, также используемой в целях адвокатирования, стало создание и поддержание английской версии Интернет-сайта ведомства, предназначенной решить задачи адвокатирования конкуренции и обеспечения транспарентности антимонопольной политики путем размещения информации на английском языке о нормативно правовых документах, на основании которых действует российское антимонопольное ведомство, а также о его правоприменительной практике.
Оценка работы ФАС России сторонними экспертами также служит целям адвокатирования деятельность ведомства, конкурентной политики государства и успешности реализации законодательства о конкуренции. Объективной и независимой оценкой достижений ведомства стало включение ФАС России в 2006 году в Рейтинг эффективности конкурентных ведомств, публикуемый международным изданием "Всемирный обзор по конкуренции" (ВОК), который представляет собой оценку эффективности деятельности различных конкурентных ведомств мира.
Данный Рейтинг составляется на основе материалов о деятельности конкурентного ведомства, мнений независимых экспертов, позиций представителей конкурентных ведомств мира, международных организаций, а также юристов консалтинговых компаний, практикующих в сфере конкурентной политики. В результате обработки данных материалов ВОК оценивает каждое ведомство.
Таким образом, Рейтинг представляет собой независимую оценку эффективности деятельности различных конкурентных ведомств со стороны представителей бизнеса и отражает удовлетворенность как хозяйствующих субъектов, так и юристов консалтинговых компаний, реализуемой в стране конкурентной политики и практической деятельностью национальных конкурентных ведомств.
Изучение результатов Рейтинга и содержащихся в нем выводов позволяют определить сильные и слабые стороны деятельности ведомства и наметить пути по совершенствованию конкурентного законодательства и правоприменительной практики, что в конечном итоге позитивным образом отразится на состоянии конкурентной среды и повышении эффективности реализуемой национальной антимонопольной политики. При этом, растущее внимание, уделяемое деловым сообществом вопросам конкурентного регулирования, усиливает потребность самих конкурентных ведомств в независимой оценке их деятельности с целью обеспечения обратной связи между действиями органов власти и обществом.
Учитывая все перечисленные факторы и необходимость независимой, объективной и всесторонней оценки деятельности Федеральной антимонопольной службы в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., в течение 2005-2007 гг. ФАС России проводил активную работу по информированию ВОК о своей деятельности по внесению изменений в российское конкурентное законодательство, совершенствованию правоприменительной практики, адвокатированию конкуренции среди широких кругов предпринимателей и потребителей.
По итогам анализа представленных материалов в 2006 году ФАС России получил 1,25 балла по 5-бальной шкале, что позволило ему находится на одной позиции с Бельгийским конкурентным ведомством в данном Рейтинге, входя в состав 38 ведущих конкурентных ведомств мира по итогам их работы за 2005 год.
В течение 2007 года ФАС России продолжил свою деятельность, направленную на повышение своей оценки в данном Рейтинге, предпринимая значительные шаги по совершенствованию конкурентного законодательства, повышению эффективности правоприменения, развитию международного сотрудничества, а также обеспечению открытости и предсказуемости деятельности российского конкурентного ведомства.
В этот период Служба продолжала информировать ВОК о своей деятельности, в постоянном режиме направляя в ВОК информацию о совершенствовании законодательной базы, наиболее актуальных и прецедентных делах, рассматриваемых ведомством, деятельности, направленной на создание положительного имиджа в глазах широких кругов общественности и предпринимателей. Большое внимание уделялось информирование ВОК о тех мероприятиях, которые проводились с целью популяризации конкурентной культуры и информированию аудитории о выгодах и преимуществах конкуренции, и о том влиянии, которое оказывает конкуренция на рыночно ориентированное экономическое развитие страны.
Планомерная и целенаправленная работа по повышению положения ФАС России в Рейтинге принесла свои плоды и по итогам деятельности в 2006 году Служба получила 2 балла по 5-бальной шкале, показав динамику в сторону повышения в размере 0,75% по сравнению с предыдущим годом, и разделила 36-38 места с Комиссией по конкуренции Греции и Комиссией по конкуренции Аргентины.
Повышение позиции российского ведомства в Рейтинге является позитивной характеристикой деятельности ФАС России по продвижению и защите конкуренции на рынках Российской Федерации и напрямую связано с совершенствованием антимонопольного законодательства и практики его применения в рамках полномочий службы, а также связана с проведением масштабной информационной кампании, направленной на доведение до сведения участников рынка законодательных запретов на антиконкурентное поведение и предусмотренных законодательством наказаний за нарушение таких запретов.
ФАС России намерен и в будущем активно взаимодействовать с ВОК с целью дальнейшего повышения своего положения в Рейтинге эффективности конкурентных ведомств.