Хозяйственные ситуации, их анализ.

В бухгалтерском деле хозяйственные операции рассматриваются как факты хозяйственной жизни, влияющие на финансовое положение организации, то есть как хозяйственные ситуации.

В деятельности организации возникает множество хозяйственных ситуаций, связанных с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1. Из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

2. Из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

3. Из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

4. В результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

5. В результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности.

6. Вследствие причинения вреда другому лицу.

7. Вследствие неосновательного обогащения.

8. Вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

9. Вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско- правовых последствий.

Поэтому каждую ситуацию необходимо анализировать с точки зрения нормативно-правового регулирования, отражения в бухгалтерском и налоговом учете, влияния на конечный финансовый результат.

Проблемы, решаемые специалистом бухгалтерского дела при анализе хозяйственных операций (идентификация, оценка, классификация).

В практической работе бухгалтер постоянно решает три вопроса:

1. Когда произошла хозяйственная операция (проблема идентификации)?

2. Каково стоимостное выражение хозяйственной операции (проблема оценки)?

3. Каким образом должны быть классифицированы хозяйственные операции (проблема классификации)?

Указанные проблемы лежат в основе почти всех ключевых вопросов современного бухгалтерского учета. При их решении придерживаются общепринятых принципов бухгалтерского учета и используют подход, способствующий пониманию основных бухгалтерских идей. Однако необходимо помнить, что существуют разные точки зрения на решение этих проблем.

Проблема идентификации.

Проблема заключается в том, что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована

хозяйственная операция, например, организация заказывает, получает и оплачивает компьютер.

Спрашивается, какое из ниже перечисленных действий должно быть зарегистрировано в качестве торговой операции:

1. Сотрудник организации направляет в отдел снабжения заявку на покупку компьютера.

2. Отдел снабжения направляет заказ на покупку поставщику.

3. Поставщик отгружает компьютер.

4. Организация получает компьютер.

5. Организация получает счет от поставщика.

6. Организация оплачивает счет.

От ответа на этот вопрос зависит величина финансового результата за отчетный период.

Традиционно бухгалтерия придерживается правила, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована на момент перехода права собственности от продавца к покупателю и возникновения обязательства оплатить.

Таким образом, в зависимости от особенностей договора поставки моментом совершения хозяйственной операции считаются действия 3 или 4.

Вместе с тем во многих небольших организациях хозяйственная операция регистрируется при получении счета (действие 5) или его оплаты (действие 6), поскольку именно эти действия означают передачу права собственности на вещь. Теория и практика зарубежных стран считают необходимым отражать в активе или ценности, находящиеся в собственности организации (действия 3 или 4), или права требования на ценности (действия 5 или 6). Юридически оба решения равноценны.

Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная ситуация, называется точкой идентификации.

Еще сложнее вопрос с учетом увеличения стоимости.

Возьмем в качестве примера рекламное агентство, разрабатывающее для клиента программу рекламных мероприятий. Сотрудники могут работать над проектом по несколько часов в день на протяжении недели. Спрашивается, когда должно быть зарегистрировано увеличение стоимости: по мере разработки проекта или завершения работы?

Обычно регистрация осуществляется в момент завершения проекта, когда клиенту выставляется счет. Однако, при больших сроках разработки может быть достигнута договоренность с клиентом о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов.

Проблема оценки.

Проблема оценки – самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы отражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью.

Стоимость – это цена хозяйственной операции в точке ее идентификации. Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции.

Такая практика называется принципом стоимости. В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток.

Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами, возникающими во время осуществления хозяйственной операции (купчая, другие первичные документы).

Проблема классификации.

Это запись хозяйственных операций в системе счетов. Выбор счетов влияет на финансовые результаты организации, например, то, каким образом будет классифицировано приобретение мелкого инструмента – как расходы на ремонт или как покупка оборудования (средств) – отразится на величине прибыли.

Сама классификация зависит не только от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты р

Хоз ситуация – это ситуация, сложившаяся в определенный момент времени. На нее оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Хозяйственная операция – это свершившийся факт хоз жизни, который должен быть оформлен документально. (действие, которое отражает хоз-е факты, сделки, расчеты, результаты хоз-й деят-ти, состав и размещение имущества, а также источники образования средств (собственные и заемные) Типы ХО: вызывает изменение только в активе (пассиве); изменение в активе и пассиве в сторону увеличения (уменьшения). Через хоз.операции, совершаемые в сфере снабжения, произв-ва и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям. Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства. При покупке производственных запасов организация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расхода по погрузке, перевозке, выгрузке, по доставке). Эти затраты носят название «расходы по заготовке и доставке производ-х запасов». Т.обр., фактич-я себестоимость приобретения производственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения и расходов по заготовке и доставке его в организацию. Учет в сфере снабжения (заготовления) ведется на счетах 10 «материалы», 15 заготовление и приобретение материальных ценностей, 50 касса, 51 расчетные счета, 62 расчеты с покупателями и заказчиками и т.д. и выполняют 2 основные задачи: обеспечивает контроль за ходом выполнения договоров с поставщиками по снабжению производственными запасами в соответствии с установленными сроками; определяет фактическую себестоимость приобретенных производственных запасов. Сфера производства – основа деят-ти организации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников. Готовая продукция – изделия или продукты, полностью произведенные в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям и сданные на склад готовой продукции. В этой сфере используются труд человека, предметы и средства труда, обуславливая соответствующие затраты (з/пл, стоимость предметов труда, амортизация средств труда), общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, оплата труда производственного персонала), общехозяйственные расходы (административно-управленческие расходы, оплата информационных, аудиторских и консультационных услуг). Учет в сфере производства ведется на счетах 20 основное произв-во, 21 полуфабрикаты собственного произв-ва, 23 вспомогательные произв-ва, 25 общепроизводственные расхода, 26 общехозяйственные расходы др. и выполняет 3 основные задачи: определяет объем производства выпускаемой продукции в целом и по ее отдельным видам, выраженным в денежном и натуральном измерении; исчисляет фактическую себестоимость отдельных видов и всей реализованной продукции; контролирует экономное и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Сфера продажи и финансовые результаты организации представляют собой совокупность хоз.операций, связанных со сбытом и продажей продукции, основных средств и прочих активов, а также определением финансовых результатов деят-ти. При продаже продукции возникают расходы по сбыту продукции (упаковка, транспортировка, комиссионные сборы, содержание помещений, оплата труда продавцам, рекламные расходы). Огромное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажная стоимость) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток). Финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. По основным средствам – из суммы выручки вычитается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам – как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их продажей. Учет продажи и финансовых результатов ведется на счетах 90 продажи, 91 прочие доходы и расходы, 43 готовая продукция, 99 прибыли и убытки и обеспечивает: контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и ассортименту реализованной продукции; своевременное и полное исчисление сумм, полученных за реализованную продукцию; выявления конечных финансовых результатов деят-ти организации (прибыль или убыток). Сфера продажи и финансовые результаты завершают кругооборот имущества и обязательства организации.

Наши рекомендации