Принятие и сохранение клиентов
Политика.
Необходимо постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и анализ существующих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства клиента.
Процедуры.
• Установить процедуры оценки потенциальных клиентов и утверждения их в качестве клиентов:
а) процедуры оценки могут включать следующее:
• получение и просмотр имеющихся финансовых отчетов потенциального клиента, например, годовых отчетов, промежуточных финансовых отчетов и налоговых деклараций;
• получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному клиенту, его руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого клиента. Вопросы могут адресоваться банкирам, юристам, сотрудникам инвестиционного банка, обслуживающего предполагаемого клиента, и другим представителям финансовых и деловых кругов, имеющим подобные сведения;
• контакты с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к честности
руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, относящиеся к мнению предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов;
• рассмотрение обстоятельств, которые могут послужить причиной того, что фирма отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;
• оценку независимости фирмы и ее способности обслужить предполагаемого клиента. При оценке такой способности следует проанализировать потребность в технических навыках и знаниях соответствующей отрасли, а также в персонале;
• установление того, что принятие клиента не будет нарушать кодекс профессиональной этики;
б) назначить лицо или группу лиц соответствующего административного уровня для оценки полученной информации о предполагаемом клиенте и решения вопроса о принятии клиента:
• рассмотреть типы договоренностей об аудите, которые фирма не желает принять или может принять только на определенных условиях;
• обеспечить документальное оформление достигнутых соглашений;
в) информировать соответствующий персонал о политике и процедурах принятия клиентов;
г) определить ответственных за управление процессом соблюдения политики и процедур фирмы в отношении принятия клиентов и за контроль за таким соблюдением.
• Оценить клиентов по наступлении определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ними:
а) события, определенные для данной цели, могут включать:
• истечение какого-либо периода времени;
• значительное изменение, касающееся одного или нескольких факторов, указанных ниже:
• руководство;
• директор;
• структура собственности;
• юридические консультанты;
• финансовое положение;
• судебный процесс;
• объем договоренности об аудите;
• характер бизнеса клиента;
• наличие обстоятельств, которые могли бы побудить фирму к отказу от клиента, если бы такие обстоятельства существовали во время первоначального принятия клиента;
б) назначить лицо или группу лиц соответствующего административного уровня для оценки полученной информации и вынесения решения о продолжении работы с клиентом:
• рассмотреть типы договоренностей, которые фирма будет продолжать выполнять или будет продолжать выполнять только на определенных условиях;
• обеспечить документальное оформление достигнутых соглашений;
в) информировать соответствующий персонал фирмы о поли тике и процедурах сохранения клиентов;
г) определить ответственных за управление процессом соблюдения политики и процедур фирмы по сохранению клиентов и за контроль за таким соблюдением.
МОНИТОРИНГ
Политика.
Необходимо постоянно контролировать адекватность и операционную эффективность политики и процедур контроля качества.
Процедуры.
• Определить объем и содержание программы фирмы по проведению мониторинга:
а) установить процедуры мониторинга, необходимые для обеспечения достаточной уверенности в том, что политика и процедуры контроля качества фирмы являются эффективными:
• определить цели, подготовить инструкции и пересмотреть программы проверки, используемые при проведении мониторинга;
• предоставить инструкции в отношении объема работ и критериев отбора договоренностей об аудите для проверки;
• определить периодичность и сроки проведения мероприятий по мониторингу;
• установить процедуры для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между лицами, ответственными за проведение проверки, персоналом, участвующим в выполнении договоренности об аудите, или управленческим персоналом;
б) установить уровень компетентности и т. д. для сотрудников, которые будут участвовать в проведении мониторинга, и способы их отбора:
• определить критерии отбора персонала для осуществления мониторинга, включая уровни их ответственности в фирме и требования к наличию специальных знаний;
• определить ответственных за отбор персонала для осуществления мониторинга;
в) проводить мониторинг;
• проверять и тестировать соблюдение общей политики и процедур контроля качества фирмы;
• проверять выборочные договоренности об аудите на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также политике и процедурам фирмы по контролю качества.
• Сообщить о полученных выводах соответствующему руководящему звену, обеспечить планирование и осуществление мероприятий по мониторингу, а также общую проверку системы контроля качества в фирме:
а) обсудить общие выводы с соответствующим управленческим персоналом;
б) обсудить выводы по выборочным договоренностям об аудите с руководящим персоналом, отвечающим за такие договоренности;
в) сообщить руководству фирмы о выводах и рекомендациях по всем и выборочным договоренностям, а также о проведенных или планируемых корректирующих мероприятиях;
г) установить, что запланированные корректирующие мероприятия действительно проводились;
д) определить необходимость изменения политики и процедур фирмы по контролю качества исходя из результатов мероприятий по мониторингу и других значимых факторов.
Приложение 8