Сказка о попе и работнике его Балде

Регламент проведения КВН по бухучету по теме «Элементы бухгалтерского учета в сказках.

Команды формируются в зависимости от количества групп в лекционном потоке. По жеребьевке капитаны команд (старосты групп) выбирают сказку, по которой будет идти игра и команду, с которой они будут соревноваться. Сначала команды соревнуются между собой, а затем оставшиеся (победители) играют между собой. Если в первом случае команды знают против кого они играют и могут заготовить вопросы по определенной сказке, то в финале неизвестно, какие персонажи сказок остаются, и формирование вопросов ложится на членов команды. Каждую игру судит свое жюри, в члены которого не попадают студенты из команд-соперников. Жюри раздаются листки, в которых проставляются баллы по следующим критериям:

1. Знание предмета вопроса (до 10 баллов)

2. Наглядность в вопросах (до 5 баллов)

3. Графичность в вопросах (до 4 баллов)

4. Графичность в ответах (до 10 баллов)

5. Остроумность ответа (до 5 баллов)

6. Неожиданность постановки вопроса (до 6 баллов)

7. Находчивость в нестандартных ситуациях (до 4 баллов)

8. Позитив в предлагаемой ситуации (до 3 баллов)

9. Доброжелательность поведения (до 8 баллов)

Команды выбирают следующие сказки:

1. Сказка о рыбаке и рыбке

2. Сказка о попе и о работнике его Балде

3. Сказка по щучьему веленью

4. Сказка репка

5. Сказка Золушка

6. Сказка летучий корабль

Исходя из этого, команды получают название: «Золотая рыбка», «Репка», «Емеля», «Балда», «Золушка», «Летучий корабль».

В ходе жеребьевки противостояние команд сложилось так:

ФКБ-11-1 «Золушка» против МЭБ -11-1 «Балда»

ФКБ – 11-2 «Емеля» против МЭБ – 11-2 «Репка»

ФКБ-11-3 «Золотая рыбка» против ЭПОБ -11 -1 «Летучий корабль»

ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ СОРЕВНОВАНИЯ

Критерии Золушка Емеля Золотая рыбка Летучий корабль Балда Репка
Знание предмета вопроса (до 10 баллов)              
Наглядность в вопросах (до 5 баллов)              
Графичность в вопросах (до 4 баллов)              
Графичность в ответах (до 10 баллов)              
Остроумность ответа (до 5 баллов)              
Неожиданность постановки вопроса (до 6 баллов)              
Находчивость в нестандартных ситуациях (до 4 баллов)              
Позитив в предлагаемой ситуации (до 3 баллов)              
Доброжелательность поведения (до 8 баллов)              

ИТОГО

Сценарии сказок

«По щучьему велению»

В сказке «По щучьему веленью» Емеля вступает в коммерческие отношения с щукой с целью облегчения своей работы. По сути дела из сказки выходит, что все гениальные изобретения были сделаны людьми для облегчения своего труда (приведите этому яркие примеры).

Основные события приведены в таблице 1 «Возможные способы отражения фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета »

Таблица 1.

Событие Цитата Вопросы, которые может задать бухгалтер для анализа ситуации Трактовка событий для отражения в бухучете
1. Обещание о предоставлении вознаграждения Отпусти меня, я тебе пригожусь. Скажи только: по щучьему велению, по моему хотению и твое желание исполнится 1. Можно ли оценить надежно сумму вознаграждения? 2. Какова вероятность получения вознаграждения? -не выполняются критерии признания актива, отразить нельзя
2. Выполнение желаний 1. Ведра само воду носят 2. Топор сам лес рубит 3. Сани сами везут 4. Дубинка защищает 5. Печка сама везет   1. Отвечают ли результаты исполнения желаний критериям бухучета? 2. Как оценить актив? 3. За счет каких источников был получен актив? 1. Объект можно оценить как внеоборотный актив или как оборотный актив. 2. Объект можно признать доходом текущего периода
3. Емеля увез Марью-церевну По щучьему веленью, по моему хотенью отвези нас печь подальше отсюда. 1. Можно ли признать печь транспортным средством? 1. Какие последствия ведет постановка транспортного средства на учет?
4. Емеля выстроил дворец Зажили они вместе счастливо 1. Можно ли признать дворец зданием и как его оценить? 1. Как отразить в учете дворец?
         
         

По результатам анализа событий, которые происходят с Емелей, можно выделить проблемы, с которыми он сталкивается:

1. Приобретение иных качеств у обычных предметов;

2. Изменение жизненной ситуации;

3. Источники средств, за счет которых были получены эти активы (доходы)

Общая картина изменений

Актив топор сани печь дворец
Внеоборотные активы        
Основные средства   + + +
нма        
Итого внеоборотные активы   + + +
Оборотные активы        
запасы        
инвентарь +      
Итого оборотные активы +      
Итого активы + + + +

Какие вопросы можно задать по этой сказке дополнительно?

Сказка о попе и работнике его Балде

В соответствии с сюжетом «Сказки о попе и работнике его Балде» Поп выступает работодателем и нанимает Балду в качестве своего работника на условиях возмездного оказания услуг с предоставлением ему условий для проживания: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник».

Основные события приведены в Таблице 2 «Возможные способы оценки затрат на содержание Балды на примере произведения А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

Таблица 2 «Возможные способы оценки затрат на содержание Балды на примере произведения А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

Вид взаиморасчетов Цитата Вопросы, которые может задать бухгалтер для анализа ситуации Возможные трактования события для целей отражения в бухгалтерском учете
Три щелка по лбу (ежегодно) «С первого щелка прыгнул поп до потолка; со второго щелка лишился поп языка; а с третьего щелка вышибло ум у старика»
  • По какой стоимости оценить данные затраты?
  • Если они признаются ежегодно, нужно ли их распределять равномерно между отчетными периодами?
  • Затраты можно признать по стоимости расходов на лечение и оказание медицинской помощи;
  • В стоимость затрат можно также включить предполагаемую сумму возмещения физического и морального ущерба;
  • Если расходы относятся к различным отчетным периодам, то следует их распределить равномерно; или
  • Сумму расходов можно признать одномоментно, если вероятность расторгнуть взаимоотношения между двумя сторонами достаточно высока.
Предоставление услуг по питанию (ежедневно) «Есть же мне давай варёную полбу»
  • По какой стоимости оценить данные затраты?
  • Расходы можно оценить по сумме затрат на приобретение и доведение до пригодного к использованию состояния; или
  • Расходы можно оценить по сумме по стоимости услуг заведений общественного питания;
Предоставление услуг по проживанию (ежедневно) «Поживи-ка на моём подворье, Окажи своё усердие и проворье»
  • По какой стоимости оценить данные затраты?
  • Расходы можно оценить по сумме аналогичных затрат, предоставляемых другими хозяйствующими субъектами или гостиничными комплексами; или
  • Расходы можно оценить по сумме амортизационных расходов, которые несет хозяйствующий субъект при начислении амортизации на жилые помещения.

Перед Попом возникают следующие трудности:

  • Как определить состав признаваемых расходов?
  • Как оценить сумму признаваемых расходов для целей бухгалтерского учета и отчетности?
  • Каким образом распределить по отчетным периодам понесённые расходы?

Неотражение тех или иных расходов на счетах бухгалтерского учета, а также выбор различных стоимостных оценок понесенных расходов может существенно изменить данные учета и отчетности.

Главный вывод, который можно сделать на основе рассматриваемых примеров, состоит в том, что такой фактор, как профессиональное суждение в вопросах трактовки фактов хозяйственной жизни мощным образом влияет на финансовое положение и финансовые результаты хозяйствующего субъекта. Выводы, которые можно сделать на основании одной и той же жизненной ситуации, но с применением разных профессиональных суждений могут быть зеркально противоположными. Используемые в данной статье примеры наглядным образом свидетельствуют об этом и еще раз подчеркивают, насколько информация, рассматриваемая под призмой бухгалтерского учета, может быть относительной.

Сказка ложь, да в ней намёк и бухгалтерам урок, а предлагаемые варианты учета фактов хозяйственной жизни не являются единственно возможными, могут быть и другие, о которых, если захочет, то подумает на досуге пытливый читатель.

Сказка о рыбаке и рыбке

В сказке о рыбаке и рыбке Старик, занимающейся ловлей рыбы с целью личного обогащения, вступил с Рыбкой в коммерческие отношения. На протяжении определенного периода времени Старик получал от Рыбки определенные виды имущества (или доходов?), с классификацией которых для целей бухгалтерского учета предстоит разобраться.

Основные события приведены в Таблице 1 «Возможные способы отражения фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета по МСФО на примере произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Таблица 1 «Возможные способы отражения фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета по МСФО на примере произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Событие Цитата Вопросы, которые может задать бухгалтер для анализа ситуации Возможные трактовки события для целей отражения в бухгалтерском учете
Обещание о предоставлении вознаграждения (откупа) «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: откуплюсь чем только пожелаешь»
  • Можно ли оценить надежно сумму вознаграждения?
  • Какова вероятность получения вознаграждения?
  • Предлагается не отражать сумму вознаграждения (дебиторскую задолженность), поскольку не выполняются критерии признания актива
Передача объекта (корыта) «Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто»
  • Отвечает ли полученный объект критериям признания актива?
  • Каковы планируемые сроки использования актива?
  • По какой стоимости принять к учету актив?
  • За счет каких источников был получен актив (какие статьи пассива следует кредитовать)?
  • Объект может быть признан как доход текущего периода и в отчетности отражен в составе отчета о совокупной прибыли
  • Объект можно отразить как внеоборотный актив – основное средство (если планируется использовать более одного отчетного периода) или как оборотный актив - запас (если планируется использовать менее одного отчетного периода)
  • В МСФО 16 не рассматривается учет основных средств, полученных безвозмездно.
  • Для целей МСФО возможна также оценка объекта основного средства по его текущей рыночной стоимости
  • Запасы могут быть оценены по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой стоимости реализации
  • Источниками могут быть:
    • Финансирование в виде полученных грантов (МСФО 20 «Учет государственных субсидий»);
    • Безвозмездное поступление.
Передача актива (избы) «Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Так и быть: изба вам уж будет»
  • Была ли осуществлена замена актива или дополнительно предоставлен новый актив?
  • По какой стоимости принять к учету актив?
  • В течение какого периода амортизировать объект?
  • Как определить, обесценен ли актив в последующих отчетных периодах?
  • За счет каких источников был получен актив (какие статьи пассива следует кредитовать)?
  • Если была произведена замена получаемого имущества (изба вместо корыта), то его следует списать с тех счетов бухгалтерского учета, на которых оно было отражено ранее;
  • Полученную избу можно классифицировать как объект внеоборотного актива;
  • Внеоборотный актив должен отражаться по наибольшей из двух величин: справедливая стоимость актива за вычетом затрат на продажу и ценность его использования. При этом ценность от использования внеоборотного актива (такого как изба) определить сложно, поскольку рассчитать дисконтированную стоимость будущих потоков денежных средств, который генерирует актив, практически не представляется возможным.
  • Источниками могут быть:
    • Финансирование в виде полученных грантов;
    • Безвозмездное поступление.
Получение дворянского титула (коллективное правление) «Уж не хочет быть она крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой. Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом»
  • Был ли получен контроль над какими-то активами: материальные/нематериальные?
  • Приобретено ли значительное влияние над третьими лицами?
  • По какой стоимости принять к учету полученные активы?
  • За счет каких источников были получены активы (какие статьи пассива следует кредитовать)?
  • Необходимо понять, каким образом будет учитываться полученный титул: как единая совокупность активов и обязательств (бизнес) или как отдельный набор не связанных в единый комплекс активов и обязательств.
  • Если был получен отдельный набор не связанных в единый комплекс активов и обязательств, то необходимо разделить материальные и нематериальные активы. Внеоборотные активы должны быть оценены по наибольшей из двух величин: справедливая стоимость актива за вычетом затрат на продажу и ценность его использования.
  • Если было получено значительное влияние над третьими лицами, то получение дворянского титула необходимо отразить как инвестицию в ассоциированную компанию (по методу долевого участия) по стоимости дисконтированных будущих потоков денежных средств, которые будет генерировать ассоциированная компания.
Получение царского титула (единоличное правление) «Не печалься, ступай себе с богом! Добро! будет старуха царицей»
  • Над какими активами получен контроль: материальные/нематериальные?
  • Получен ли контроль над третьими лицами?
  • По какой стоимости принять к учету полученные активы?
  • За счет каких источников были получены активы (какие статьи пассива следует кредитовать)?
  • Если был получен контроль над третьими лицами, то получение царского титула необходимо отразить как инвестицию в дочернюю компанию (по методу приобретения) по стоимости дисконтированных будущих потоков денежных средств, которые будет генерировать дочерняя компания.
  • Если был получен отдельный набор не связанных в единый комплекс активов и обязательств, то необходимо разделить материальные и нематериальные активы. Внеоборотные активы должны быть оценены по наибольшей из двух величин: справедливая стоимость актива за вычетом затрат на продажу и ценность его использования. При этом следует списать полученный ранее терем и принять к бухгалтерскому учету царские палаты
Изъятие имущества и контроля («разбитое корыто») «Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто.
  • Как отразить списание полученных активов и контролируемой доли участия?
  • Если изъятие имущества и контроля произошло после отчетной даты, но до даты подписания отчетности, каким образом нужно отражать в отчетности имеющиеся активы?
  • Необходимо восстановить в бухгалтерском учете землянку, которая была списана в результате произошедших событий, а также и списать все полученные активы/инвестиции/имущество;
  • Если активы были изъяты у хозяйствующего субъекта после отчетной даты, но до даты подписания отчетности, то следует их отразить отдельной строкой в балансе: «Активы, предназначенные для выбытия», а в отчете о прибылях и убытках доходы и расходы, связанные с изымаемыми активами также следует показать в отдельной строке.

По результатам анализа событий, происходящих со Стариком, можно выделить следующее проблемы трактовки, с которыми он сталкивается:

  • Получение от Рыбки объектов в качестве актива или дохода (корыто);
  • Получение титулов как единого комплекса (бизнеса) или как отдельный набор не связанных в единый комплекс активов и обязательств (дворянский и царский титулы);
  • Источники средств, за счет которых были получены активы/доходы.

Если трактовать события, происходящие в жизни Старика как изменения активов, то следующий рисунок проиллюстрирует общую картину изменений:

Однако, при трактовке событий, происходящих в жизни Старика, как приобретений существенного влияния и контроля, общую картину изменений будет выглядеть следующим образом:

Таблица 2.

Сказка «Репка»

В сказке «Репка» старик, который выращивает репку, вступает в трудовые отношения по поводу сбора урожая репки с бабкой, внучкой, собакой Жучкой, кошкой и мышкой. Основные события приведены в таблице 1. «Возможные способы отражения фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета»

Таблица 1.

Событие Цитата Вопросы, задаваемые бухгалтером Трактовка событий для целей отражения в бухучете
1. Посадил дед репку Выросла репка большая-пребольшая 1.Каковы затраты на посадку репки? 2.Чем подкармливали репку и затраты на это? 1. Затраты не могут быть признаны расходами, поскольку в данном периоде нет доходов
2. Уборочные работы Подключены к уборке бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка 1.Как трудоустроены эти персонажи? 2.Как выплачивается зарплата? 1.В зависимости от формы оплаты труда будет начислена зарплат 2. На зарплату начисляются отчисления во внебюджетные фонды
3. Репка предназначена для потребления или на продажу? Вытащили репку и теперь два варианта: 1. Личное потребление 1. Как будет разделена репка? 1.То, что произведено для личного потребления работников, должно быть оценено по рыночной стоимости
4. Репка выращена на продажу 2. Для продажи 1.Кто реализует репку? 1.Если торговая организации, то счет 90. 2.Если с/х фирма, тоже 90
5. Результат 1.Пополнение собственных запасов Объект отражается в МПЗ 1.Д10 К15
    2. Получение прибыли Объект отражается в ф.№2 1. Д 90 К 99

Результаты деятельности старика по выращиванию репки можно отразить в таблице 2.

Таблица 2.

Актив удобрения зарплата Начисл. репка
Внеоборотные активы        
Основные средства        
Итого внеоборотные активы        
Оборотные активы        
затраты + + +  
запасы       +
Готовая продукция       +
Итого оборотные активы        
Итого активы + + + +

На основе этой сказки можно создать фирму «Репка», которая выращивает овощи и реализует их через собственную сеть. Можно вопросы задавать в стихотворной форме или использовать рэп. Например:

На каком это счете

Отражается репка в учете?

На 01, 04, 10,20 ?

А в ответ: нет, нет, нет, нет!

Сказка «Золушка»

В сказке о Золушке говорится об использовании труда Золушки без вознаграждения со стороны мачехи. Помощь Феи вылилась в предоставление услуг в виде превращения мышей в лошадей, тыквы в карету, крысы в кучера. Основные события приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Возможные способы отражения фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета по МСФО

Событие Цитата Вопросы, которые может задать бухгалтер Возможные трактовки событий для целей отражения в бухучете
1. Обоснование вознаграждения за труд Целыми днями работала Золушка – мыла полы, стирала, готовила 1.Можно оценить труд Золушки? 2.Какова вероятность получения вознаграждения? 1.Предложено оценить услуги Золушки как работа домработницы. 2.Предложено не отражать сумму вознаграждения.
2. Обоснование актива: МПЗ или ОС Тыква превратилась в карету 1.Как отразить в учете: как готовую продукцию или сырье или транспортное средство? 1. Предложено оценить как транспортное средство 2.Предложено оценить как готовую продукцию 3.Предложено оценить как сырье
3. Обоснование актива - лошади Мыши превратились в лошадей 1.Как отразить в учете – животные на выращивании и откорме? 1.Предложено отразить как арендованные транспортные средства
4. Обоснование услуг Крыса превратилась в кучера 1.Как отразить в учете – услуги сторонней организации 1.Предложено отразить как найм работника с почасовой оплатой
5. Обоснование появления хрустальной туфельки Туфелька появилась по взмаху волшебной палочки 1.Как отразить это в учете? 1.Предложено отразить это в качестве безвозмездной помощи 2.Предложено отразить это в качестве спонсорской помощи
         
         

Результаты осуществленных действий в этой сказке можно отразить в таблице 2.

Таблица 2.

Актив карета зарплата лошади тыква
Внеоборотные активы        
Основные средства +   +  
Итого внеоборотные активы        
Оборотные активы        
затраты   +    
запасы       +
Готовая продукция       +
Итого оборотные активы        
Итого активы + + + +

Можно нарисовать график, что появилось у Золушки, и с чем она осталась.

Сказка «Летучий корабль»

В данном случае нужно сделать выбор между русской народной сказкой и мультфильмом. В русской народной сказке завязка и развитие сюжета наполнены большими персонажами. Мультфильм в данном плане менее объемный. Суть его в том, что царь хочет отдать свою дочь за того, кто построит летучий корабль. Герой должен пройти испытания, обрести помощников и добиться своей цели. Основные события приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Возможные способы отражения фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета по МСФО

Событие Цитата Вопросы, которые может задать бухгалтер Возможные трактовки событий для целей отражения в бухучете
1. Обоснование актива: МПЗ или ОС Водяной помог герою добыть инструмент 1.Как отразить в учете? 2.Какоценить помощь Водяного? 1.Предложено отразить как МПЗ 2.Предложено не отражать сумму вознаграждения.
2. Обоснование актива: НМА Бабки Йожки подсказывают герою слова, чтобы корабль полетел 1.Как отразить в учете: как НМА или транспортное средство? 1. Предложено оценить как транспортное средство 2.Предложено оценить как НМА  
3. Обоснование актива – летучий корабль Корабль был сделан героем при помощи волшебного инструмента 1.Как отразить в учете – как услуги сторонней организации? 2.Как выпуск готовой продукции? 1.Предложено отразить как услуги подрядной организации 2.Предложено отразить как выпуск готовой продукции
4. Обоснование услуг Помощь Водяного и бабок Йожек 1.Как отразить в учете – услуги сторонней организации 1.Предложено отразить как посреднические услуги
5. Обоснование использования летучего корабля Царевна и герой улетели на корабле 1.Как отразить это в учете? 1.Предложено отразить это в качестве транспортного средства  
         
         

Результаты осуществленных действий в этой сказке можно отразить в таблице 2.

Таблица 2.

Актив инструмент зарплата Летучий корабль НМА
Внеоборотные активы        
Основные средства НМА +   +   +
Итого внеоборотные активы        
Оборотные активы        
затраты   +    
запасы        
Готовая продукция     +  
Итого оборотные активы        
Итого активы + + + +

Можно вопросы задавать в стихотворной форме

Снова туда, не знаю куда, герой наш идет. И что в результате герой наш найдет?

Наши рекомендации