Анализ положения дел в отрасли
В этом разделе рекомендуется не только охарактеризовать текущее состояние отрасли, но и очертить тенденции ее развития. Особо следует рассмотреть специфику и размеры предприятия, указав, как планы его развития скажутся на производственном и научном потенциале, каналах распространения продукции, доле рынка и т.п. Нелишне перечислить потенциальных конкурентов, выявить их сильные и слабые позиции. На основе изучения прогнозов развития отрасли надлежит объяснить, на какого потребителя рассчитаны товары или услуги компании. Необходимо привести справку о последних новинках отрасли.
При написании раздела обычно используют сведения из заслуживающих доверия источников, специальных и массовых периодических изданий, личных бесед и т.п.
Существо предлагаемого проекта
Основное назначение раздела — дать описание продукции или услуг, которые будут предложены потребителю. При этом акцент должен быть сделан на особенностях, которые отличают предлагаемую продукцию или услуги от продукции и услуг конкурентов, а также на товарной политике компании, т.е. планах дальнейшего совершенствования товара (услуг). Очень важно, чтобы эти сведения были изложены ясным, простым языком. Нецелесообразно перегружать текст техническими и технологическими подробностями, специальной терминологией.
Красной нитью сквозь раздел должна проходить мысль об уникальности предлагаемой компанией продукции (услуг), в чем бы эта уникальность ни проявлялась: новаторской технологии, неповторимом качестве, небывало низкой себестоимости или каких-то иных достоинствах, удовлетворяющих запросам взыскательных покупателей. Здесь неплохо привести таблицу, позволяющею сопоставить технико-эксплуатационные параметры продукции (услуг) компании и конкурентов.
Убедительными доводами в пользу новой продукции (услуг) послужат возможности ее совершенствования, экономические, социальные, экологические и прочие выгоды, которые получит потребитель.
Отдельно следует прояснить вопрос о правах собственности на продукцию. Оформление патентов, регистрация авторских прав, товарных и фирменных знаков, заключение регулирующих права владения контрактов создают барьеры вторжению конкурирующих фирм на рынок.
Анализ рынка
Этот раздел формируют в первую очередь, так как рыночная конъюнктура предопределяет целесообразность осуществления проекта. Назначение этого раздела состоит в том, чтобы определить основные характеристики потенциальных рынков сбыта новой продукции, а также способов продвижения новой продукции к потребителю и достижения требуемых объемов сбыта.
Для того чтобы убедить инвестора в существовании спроса на продукцию или услуги, нужно выявить тот сегмент рынка, который будет для компании главным, и определить его емкость. Выбор сегмента помимо всего прочего зависит от остроты конкурентной борьбы.
При составлении раздела рекомендуется придерживаться следующего порядка изложения:
· общая характеристика рынка, оценка его текущих размеров (объемов продаж) и стадии развития (зарождающийся, растущий, зрелый или отмирающий);
· краткое описание продукции, реализуемой на данном рынке (целесообразно остановиться на том, какую стадию своего «жизненного цикла» проходит тот или иной вид продукции);
· анализ требований к продукции различных групп покупателей (новизна, высокий технический уровень, отменное качество, надежность в эксплуатации, модный дизайн, хорошо поставленное послепродажное обслуживание, дешевизна);
· оценка спроса на конкретном сегменте рынка;
· определение уровня конкурентоспособности продукции.
План маркетинга
В разделе «План маркетинга» надо показать, какие меры обеспечат успешный сбыт продукции. Здесь рассматриваются следующие аспекты:
· постановка целей и выбор соответствующих им способов проникновения на рынок;
· формулирование ценовой политики и анализ ожидаемых объемов продаж новой продукции;
· планирование сбыта и распространения продукции;
· обоснование методов продвижения продукции на рынок, включая организацию послепродажного и гарантийного обслуживания, проведение рекламной кампании.
Ценовую политику строят с учетом множества разнообразных факторов, в число которых входят: конкурентоспособность продукции, структура рынка, этап жизненного цикла товара, общие цели компании, а также то, в какой степени способны влиять на уровень цен поставщики ресурсов, потребители продукции, участники сети распространения продукции, конкуренты, государство и другие рыночные агенты.
Например, при внедрении нового продукта на рынок зачастую устанавливается намеренно заниженная «цена проникновения», позволяющая быстро привлечь множество покупателей и захватить значительную долю рынка.
Производители, желающие окупить затраты на научные исследования и опытно-конструкторскую разработку продукции, которая отличается высоким качеством и новизной, назначают цепу таким образом, чтобы получить максимальную прибыль.
При расчете цены наукоемкой продукции целесообразно оценить экономический эффект, который получит потребитель продукции от ее использования.
Главным аргументом при выборе той или иной ценовой политики является получаемая компанией прибыль.
Программа сбыта должна базироваться на анализе функционирования сложившейся сбытовой сети, оценке целесообразности использования традиционных каналов распространения продукции или создания новых.
Кроме того, следует привести план рекламной кампании и стимуляции сбыта путем предоставления скидок с цены при последующей покупке новых версий и модификаций товара, гарантийного и послепродажного обслуживания клиентов и т.п.
Производственный план
В разделе «Производственный план» приводят описание технологии, оценку потребности в материально-технических ресурсах, а также рассматривают предполагаемое месторасположение предприятия с точки зрения его близости к рынкам сбыта.
Рекомендуется привести сведения о парке технологического оборудования, профессионально-квалификационной структуре рабочего персонала, потребной производственной мощности, планируемом уровне загрузке оборудования, а также данные о работах, выполняемых субподрядчиками.
Необходимо отразить структуру и уровень производственных издержек, выделив в их составе постоянные затраты, которые исчисляются для временного интервала, равного продолжительности эксплуатационной фазы проекта, и переменные затраты, относимые на себестоимость продукции.
Организационный план и управление персоналом
Раздел «Организационный план» обычно содержит описание организационной структуры управления проектом, сведения об организационно-правовом статусе предприятия, форме собственности и потребности в персонале.
Если предприятие представляет собой общество с ограниченной или неограниченной ответственностью, следует изложить условия, на которых строится его деятельность. Характеризуя акционерное общество, надлежит указать, какие акции и в каком количестве оно выпускает.
При описании организационной структуры управления проектом целесообразно уточнить состав и правовой Статус участников, права собственности и объем ответственности каждого.
Раздел обычно содержит данные о руководящем составе проекта, в том числе имена ведущих администраторов и специалистов, адреса и краткие биографические справки. Особо нужно остановиться на распределении прав, обязанностей и ответственности. Предполагается, что в идеале квалификация и навыки работников высшего звена должны дополнять друг друга, охватывая все функции управления (маркетинг, финансовый менеджмент, управление кадрами, координация производства). Практика, однако, показывает, что на стадии реализации проекта трудно создать сбалансированную команду, а потому к управлению привлекают консультантов.
Особое внимание следует уделить мотивации, в частности материальному стимулированию работников, пояснив, какие приемы позволят заинтересовать персонал в достижении намеченных бизнес-планом целей.
Ознакомление с организационным планом позволит инвестору составить представление о том, кто и как будет руководить проектом, каким образом сложатся отношения между участниками.
Анализ рисков
В разделе «Анализ рисков» рассматривают вероятность возникновения при реализации проекта неблагоприятных событий, приводят обусловливающие их причины и меры предотвращения или снижения ущерба.
Ситуации, грозящие неблагоприятными последствиями, должны быть описаны просто и объективно. При этом необходимо сделать их привязку к конкретным фазам реализации проекта (прединвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной), раскрыть природу и происхождение опасности (действия конкурентов, собственные промахи и просчеты, изменение налогового законодательства и т.д.).
Даже если ни один из внутренних и внешних факторов не заключает в себе сколько-нибудь серьезной угрозы, следует все-таки их перечислить и пояснить, почему опасаться нечего.
Определяя меры снижения рисков, надо привести перечень конкретных мероприятий, в том числе таких: создание резервов для покрытия непредвиденных расходов, распределение риска между участниками проекта, страхование.
Включение в бизнес-план пессимистического сценария, рисующего наихудший вариант развития событий, и плана выхода из кризиса позволит инвестору сформулировать мнение о степени рискованности вложений в проект.
Финансовый план
Назначение раздела заключается в прогнозной оценке экономической эффективности проекта на основе анализа притоков и оттоков денежных средств.
Финансовый план составляют на срок три-пять лет. Он включает в себя: отчет о прибыли; отчет о движении денежных средств; баланс; совокупность показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность предприятия, соотношение привлеченных, заемных и собственных средств.
Последовательность изложения должна быть такова:
· исходные предпосылки, на основе которых выполняются расчеты (обычно базой расчетов служат пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный прогноз);
· расчет потребных финансовых ресурсов, исходя из прогнозируемых объемов производства и сбыта продукции;
· источники финансирования и условия привлечения заемного капитала;
· постатейный,расчет текущих доходов и затрат (производственных расходов, издержек обращения, затрат на обслуживание кредитов, обязательных отчислений и т.п.) с указанием сроков и размеров поступлений и платежей;
· прогноз движения чистого денежного потока, доходов и расходов;
· балансовый план;
· расчет экономической эффективности проекта.
Исходная информация для составления бизнес-плана
Составлению бизнес-плана обычно предшествует один из важнейших этапов обоснования эффективности инвестиционного проекта — сбор и обработка информации. На этой стадии выявляются цели и задачи, оценивается спрос на продукцию или услуги предприятия, уточняются их основные характеристики, отличия от продукции или услуг конкурентов.
Одновременно выявляется структура производственных затрат по статьям:
· сырье и материалы (определению материальных издержек предшествует выбор поставщиков и расчет ориентировочных цен);
· оплата труда, в том числе: основная и дополнительная заработная плата, расходы на подготовку и переподготовку специалистов и т.п.
· эксплуатация основных производственных фондов, в частности их активной и пассивной части, включая аренду, приобретение, строительство новых или реконструкцию (расширение) существующих производственных площадей, аренду и приобретение технологического оборудования;
· энергоснабжение, как-то: содержание собственного хозяйства или приобретение ресурсов (тепла, газа, электроэнергии, воды и т.п.);
· налоги и прочие обязательные платежи.
Данные о емкости рынка, объемах продаж получают как путем проведения собственных исследований, так и путем заключения договоров о предоставлении информации.
Производственную информацию, необходимую для обоснования цены продукции, м.ожно почерпнуть из ТЭО или документации производителей аналогичных товаров.
Сложнее всего раздобыть сведения о ценовой политике конкурентов. Дело в том, что в условиях рыночной экономики такого рода информация составляет коммерческую тайну. Как правило, публикуются лишь цены предложения, которые нередко существенно отличаются от реальных цен поставки из-за использования разнообразных скидок. Для определения предполагаемой себестоимости продукции или услуг можно воспользоваться анализом нормы доходности на вложенный капитал, который позволяет с некоторой доверительной вероятностью рассчитать этот показатель.
Рекомендации по формированию бизнес-планов
В настоящее время, несмотря на определенную новизну составления бизнес-планов, накоплен определенный опыт их формирования. Однако разработчики бизнес-планов не всегда правильно учитывают показатели этого важного документа, вследствие чего осуществление инвестиционных проектов происходит с нарушением сроков выполнения работ, входящих в проект, и превышением их стоимости.
Как показал анализ деятельности кредитных отделов коммерческих банков и конкурсной комиссии при министерстве финансов РФ, имеющиеся недостатки инвестиционного проектирования по их характерным признакам условно можно разделить на общие и методические.
Одна из основных проблем инвестиционного проектирования состоит в том, что бизнес-план (план деловой деятельности предприятия) всегда является «адресным», то есть ориентированным на конкретного инвестора. Универсальных, пригодных «но все случаи жизни», бизнес-планов попросту не существует. Поскольку каждый инвестор определяет свои условия возможного выделения средств, он имеет свои требования к составу и полноте обосновывающих материалов. Учет этого обстоятельства является основополагающим в инвестиционном проектировании. Например, бизнес-план, разработанный для какого-либо коммерческого банка в целях привлечения кредита, учитывает основные требованиям именно этого банка и не может отвечать критериям других инвесторов.
Чаще всего при разработке инвестиционного проекта дается неправильная оценка стоимости проекта и общей потребности в инвестициях. Показатели, формирующие их, являются в определенном отношении родственными, но лишь отчасти близкими по содержанию. Как экономическая категория понятие «инвестиция» значительно шире, и сметная стоимость — это только одна из его составляющих.
Сметная стоимость проекта — сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Этот показатель является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и его доставке, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Исходя из сметной стоимости, определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов предприятия. Сметная стоимость проекта не учитывает потребности в оборотных средствах и некоторых других видах затрат, необходимых для реализации инвестиционного проекта. При этом стоимость оборудования складывается как сумма всех затрат на его приобретение и доставку: контрактной цены (включая запасные части), таможенных платежей, прочих расходов по закупке и транспортировке, налога на добавленную стоимость.
Объем оборотных средств рассчитывается (по действующим в отрасли нормативам) как минимальная потребность в них для запуска производства в рамках данного инвестиционного проекта. Общая сумма средств по всем источникам должна быть равна объему инвестиций.
Практика рассмотрения инвестиционных проектов показывает, что значительной проблемой бизнес-планирования является определение собственных средств предприятия. Нередки случаи, когда в бизнес-планах в их составе указываются основные фонды, денежные эквиваленты имущественных и неимущественных прав и другие активы, что является методически неправильным.
В экономической науке понятие «собственные средства» включает в себя финансовые ресурсы предприятия, формируемые за счет уставного фонда, чистой прибыли, целевых, страховых фондов и т.д. Использование заемных средств (кредитов, ссуд, кредиторской задолженности и т.п.) не входит в понятие собственных средств.
В случае использования для оснащения объекта импортного оборудования и техники их стоимость указывается как в валюте контракта, так и в рублевом эквиваленте.
Для конкурсных инвестиционных проектов продолжительность принимаемого в бизнес-плане расчетного периода определяется условиями финансирования проекта и не может быть меньше срока выплаты долгов по кредитам, т.е. должна охватывать весь срок погашения кредита от начала кредитования до его окончания.
Принятый расчетный период разбивается на шаги: по кварталам (полугодиям) и годам. При этом в качестве понятия «годы» имеются в виду не календарные годы, а расчетные. Получаемый таким образом расчетный период включает в себя время освоения инвестиций, ввода объекта в действие, достижения проектных показателей, «нормального» функционирования предприятия.
Для инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку в форме выделения средств из Бюджета развития РФ для финансирования высокоэффективных проектов, принятый период расчета не может быть менее трех лет с начала реализации проекта.
Для проектов на предоставление государственных гарантий и ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, продолжительность расчетного периода не может быть меньше срока действия кредитного соглашения.
Расчетные таблицы должны выполняться на весь принятый по проекту временной горизонт расчета. Все показатели в расчетных таблицах указываются с распределением по шагам расчетного периода. За сто начало принимается начало финансирования проекта.
Наиболее распространенными недостатками расчетных таблиц бизнес-плана являются:
· исключение из расчетов периода освоения инвестиций — до начала выпуска продукции по проекту;
· исключение из расходной части денежных потоков отдельных затрат, необходимых для реализации проекта (например, вообще не учитываются затраты на формирование оборотных средств, возврат долга и выплату процентов по кредитам).
Это не только является грубой методической ошибкой, но и существенно искажает экономические и финансовые показатели проекта.
Таким образом, учет всех негативных последствий, связанных с отступлением от методических рекомендаций по расчету эффективности инвестиций, положительно скажется не только на внедрении инвестиционных проектов, но и на притоке реальных инвестиций в развитие страны.
Краткие выводы
1. Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инвестиционного проекта.
2. Бизнес-план помогает потенциальным инвесторам составить ясное представление о задачах и эффективности проекта, оценить вероятную доходность и надежность вложений.
3. Деловой практикой выработаны определенные требования к бизнес-планам, соблюдение которых позволяет свести воедино минимально необходимую информацию о проекте, принципах его воплощения в жизнь и факторах, влияющих на конечные результаты.
4. Характерной особенностью грамотно составленных бизнес-планов является краткость изложения, которая достигается за счет четкого структурирования разделов, отражающих разные аспекты достижения поставленных целей.
5. Состав и степень детализации бизнес-плана зависят от масштаба инвестиционного проекта, размеров и отраслевой принадлежности реализующего его предприятия.
6. Бизнес-план можно составлять в двух вариантах — сжатом и развернутом. Краткий бизнес-план служит официальным документом, подробный — рабочей программой, руководством к действию.
7. Подбор информации, составляющей основу бизнес-плана, должен продемонстрировать глубокое понимание целей и задач инвестиционного проекта предпррштия, той отрасли, к которой он принадлежит, и специфики рынка, на который намечено продвигать продукцию или услуги.
8. Составление бизнес-плана можно поручить специалистами предприятия, внедряющего проект, а в помощь им привлечь профессиональных консультантов.
9. Чтобы избежать ошибок при составлении бизнес-плана, необходимо придерживаться указанных выше рекомендаций.
Рекомендуемая литература
1. Берл Г.Мгновенныйбизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху: Пер. с англ. — М.: Дело, 1995.
2. Бизнес-план.Отечественный и зарубежный опыт. В.Н.Попов, Л.П.Кураков, С. И. Ляпунов и др. — М.: Финансы и статистика, 1995.
3. Лунев Н., Макаревич Л.Бизнес-план для получения инвестиций: Методические рекомендации. — М.: Внешсигма, 1995.
4. Плешков Б.Бизнес-план, или как повысить доходность вашего предприятия. — М.:СО АНКИЛ, 1993.
5. Составлениебизнес-плана: Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Джон энд Санз, 1994. (сер. «Пособия ЭРНСТ энд ЯНЬ).