Деньги: сущность и функции
Современное рыночное хозяйство
Товарное производство. Товар и его свойства
Необходимой и безусловной предпосылкой существования рынка является товарный характер производства.
Экономическая практика знает два основных типа хозяйства (производства): натуральное и товарное.
Натуральное производство– это производство, в котором продукты создаются для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения личных потребностей самого производителя. Натуральному производству присущи замкнутость, ограниченность, традиционность, рутинная техника и медленное развитие.
Товарное производство– это производство, в котором продукты создаются для обмена (продажи). В нем продукты производятся самостоятельными, друг от друга не зависящими, обособленными производителями.
Условиями возникновения и существования товарного производства являются:
1. Общественное разделение труда – обособление различных видов трудовой деятельности. Отдельный член общества, специализируясь на производстве определенного продукта или услуги, создает их для других членов общества, но в свою очередь, нуждается в благах, производимых другими. Таким образом, общественное разделение труда служит формой связи между людьми.
2. Частная собственность как основа экономической (хозяйственной) самостоятельности производителей. Так как факторы производства находятся в частной собственности, то и продукты производства принадлежат всецело тем, кто является собственниками факторов производства. Именно при этом условии отдельные производители, связанные общественным разделением труда, должны обмениваться продуктами.
3. Обмен как форма связи между специализированными и обособленными производителями. Потребитель получает большинство необходимых ему товаров (и услуг) в результате обмена, купли-продажи. Если такой обмен носит свободный характер, осуществляется по взаимному желанию двух сторон, без принуждения, то между производителями и потребителями возникают u1086 отношения свободного обмена.
Результатом товарного производства является товар– продукт, предназначенный для продажи, обмена. Товары – это не только продукты в их вещной форме, но и услуги, информация, знания, результаты творческого труда и др.
Всякий товар обладает двумя свойствами: полезностью и ценой.
Полезностьтовара (U) – это его способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность и польза – понятия разные. Полезность выражает не столько физические свойства товара,
сколько отношение к ним потребителя, т.е. субъективное восприятие товара. Польза же – понятие объективное. Например, сигареты для курильщика бесспорно обладают полезностью, в то время как пользы для здоровья курение не приносит.
Полезность любого экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага.
Цена – это денежное выражение стоимости.
Цена товара– пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги.
Современная теория цен представляет собой синтез нескольких теорий стоимости (цен). Согласно этой теории:
· рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;
· спрос определяется предельной полезностью товара – способностью товара удовлетворять потребности людей;
· предложение зависит от издержек производства;
· издержки производства характеризуют затраты ресурсов, используемых для производства данного товара.
Таким образом, в цене в концентрированном виде отражается соотношение потребности в данном товаре и объема ограниченных ресурсов, которые выделяются обществом для удовлетворения этой потребности.
Деньги: сущность и функции
Количественно цена – это определенная сумма денег. Так что же такое деньги?
Сущность денег проявляется в их функциях.
Деньги в функции меры стоимости(меры цен) позволяют измерить, сосчитать, учесть количество и даже качество различных товаров в одних и тех же денежных единицах счета.
Возможность измерения и сопоставления товаров является первейшим условием эквивалентности (равноценности) обмена.
Вторая и важнейшая функция денег – средство обращения.
Посредством денег осуществляется обмен товарами и услугами между людьми, предприятиями, странами. Как средство обращения деньги позволяют заменить натуральный обмен (Т – Т) на обмен с помощью денег (Т – Д – T) . В этом процессе деньги играют роль посредника, т.е. выполняют функцию средства обращения.
Для того чтобы деньги выполняли функцию средства обращения, они должны обладать приемлемостью, т.е. признаваться каждым покупателем и продавцом.
третья функция денег – это их функция как средства сбережения, накопления.В этой функции отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство.
Исходя из их функций, деньги часто определяют как «универсальный товар, обмениваемый на любые продаваемые товары и услуги и пригодный для расчетов и платежей в настоящем и будущем».
В ходе развития человеческого общества менялись природа и характер денег. Принято выделять три основных вида денег: товарные, бумажные и современные кредитные деньги.
Товарные деньги – это определенный вид товара. У разных народов в разные эпохи это были: скот/меха, ракушки, соль и т.п. Затем на несколько тысячелетий функции денег монополизировали благородные металлы – золото и серебро. Выполнению золотом и серебром функций денег способствовали такие их физические свойства как однородность, делимость, сохраняемость, редкость.
Бумажные деньги – это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бумажные деньги практически не имеют собственной вещественной стоимости. Раньше они выступали как представители (заместители) золота в обращении. Современные бумажные деньги – банкноты – это долговые обязательства государственных центральных банков. Сегодня эмиссия (от лат. emissio – выпуск) бумажных денег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.
Современным наличным деньгам присущи такие качества, как всеобщее признание; удобство пользования, достигаемое за счет портативности, узнаваемости денежных знаков; делимость, проявляющаяся в способности денежных единиц делиться на части; надежность против подделки; однородность, выражающаяся в том, что деньги одного и того же достоинства должны обладать равной покупательной способностью вне зависимости от формы, в которой они представлены.
Большая часть современных денег – это безналичные деньги, которые существуют только в виде записей в бухгалтерских книгах банков (расчетные, текущие, сберегательные и т.п. счета). Деньги, хранящиеся в банках, фактически предоставляются их собственниками в кредит банкам и потому называются кредитными или банковскими деньгами.
Итак, современные наличные деньги – это долговые обязательства центральных государственных банков, а безналичные – это долговые обязательства коммерческих банков.
Количество денег в обращении непосредственно влияет на их стоимость.
Современные деньги в отличие от товарных не имеют собственной стоимости. Наличные бумажные деньги – это просто клочок бумаги, счета, вклады – это запись в бухгалтерских книгах банков; что касается металлических денег, то их нарицательная стоимость больше действительной (стоимости металла). Так что же такое стоимость современных денег?
Почему они имеют стоимость? Стоимость денег– это их покупательная способность, т.е. то количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную единицу. Этот показатель выражает фактическую стоимость (реальную стоимость) в отличие от напечатанной нарицательной (номинальной) стоимости денег. Стоимость денег находится в обратной зависимости от массы денег в обращении. Чем больше денег находится в обращении, тем меньше их стоимость, и наоборот.