Возникновение финансов, их сущность.

Как историческая категория финансы появились с возникновением государства. В рабовладельческих и феодальных государствах были установлены различного рода натуральные повинности и сборы.

С разложением феодализма все большее значение стали приобретать денежные расходы и расходы государства. В условиях капитализма финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства государства стали концентрироваться в государственном бюджете, основной источник которого – налоги.

Налоги - важнейшее орудие перераспределения национального дохода. Они выполняют роль главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местный бюджеты.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства. Децентрализованные финансы связаны с кругооборотом денежных фондов предприятий.

возникают между: Финансы - это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения, которые

- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

- предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

- государством и предприятиями при уплате ими налогов и финансировании расходов;

- государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

- предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

- отдельными звеньями бюджетной системы;

- органами страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещение ущерба;

- денежные отношения, посредующие кругооборот фондов

предприятий.

Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения, использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах используют эти средства.

Функции финансов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Основными их функциями являются распределительная и контрольная. Кроме того они выполняют воспроизводственную и стимулирующую функции.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных ( первичных) доходов. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства.

Затем идет перераспределение национального дохода, что связано с существованием непроизводственной сферы, где национальный доход не создается. В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Финансовый контроль направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводственных расходов и потерь.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется и через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета.

Воспроизводственная функция финансов проявляется в том, что государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей экономики, социальных мероприятий и налоговую политику.

Государственные финансы путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост уровня жизни населения. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макро уровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, так как при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.

Стимулирующая функция финансов состоит в мобилизации денежных средств предприятий для достижения максимизации реальных пассивов и активов. Здесь важное значение имеют следующие вопросы:

1) планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий, где главными показателями являются объем реализации продукции, прибыли, инвестиции;

2) принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств

3) координация финансовой деятельности предприятия со всеми службами

4) проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций

Финансовая система.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Государственная финансовая система включает четыре звена: госбюджет, местные финансы, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.

Ведущее звено финансовой системы – госбюджет. Это главное орудие перераспределения национального дохода. Госбюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы. Они включают местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам и автономные бюджеты.

Следующее звено – внебюджетные специальные фонды. Они имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населения, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики. Например: Пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

Финансовая политика.

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, финансовой или кредитной и т.д. политике.

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий , направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Но не следует привязывать финансовую политику только к экономической политике. Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. В то же время финансовая политика является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера или международные отношения.

Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, т.к. они – материальная база любых преобразований. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно исторические условия и особенности жизни.

Главная задача финансовой политики в период современных преобразований в России состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти образования, но и предотвратить социальную напряженность в обществе и максимально смягчить трудности перехода к рыночной экономики.

Наши рекомендации