Цели, общие принципы, пределы налогового регулирования предпринимательской деятельности
Существуют три цели налогового регулирования предпринимательской деятельности: фискальная, регулирующая, стимулирующая.
Фискальная цель налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой стремление к максимальному наполнению государственного бюджета. Стремление достичь фискальной цели, придание этой цели приоритета по сравнению с другими целями означает увеличение налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Существует общепризнанная экономическая теория, которая позволяет определить, как достичь максимального размера поступлений в бюджет от налогов при одновременном снижении налоговых обязательств конкретного субъекта предпринимательской деятельности. Примером применения этой теории является расчет оптимальной ставки налога на прибыль в размере 34 процентов.
Регулирующая цель налогообложения предпринимательской деятельности представляет собой стремление достичь баланса интересов между различными группами в обществе. Использование налогообложения с регулирующей целью позволяет перераспределить налоговое бремя между различными субъектами предпринимательской деятельности. Также это позволяет достичь баланса между публичными интересами государства и общества и частными интересами субъектов предпринимательской деятельности. Регулирующая цель налогообложения также способствует решению различных социальных, экономических и политических задач, стоящих перед обществом и государством в настоящее время.
Стимулирование как цель налогообложения предпринимательской деятельности - это ослабление налогового бремени для экономически невыгодных, но социально значимых видов предпринимательской деятельности, и усиление налогового бремени для экономически выгодных, но социально нейтральных видов предпринимательской деятельности. Периодически применяется стимулирование со знаком "минус". В этом случае налоговое бремя становится чрезмерным. Таким образом достигается резкое сокращение активности субъектов предпринимательской деятельности в производстве определенных товаров и оказании определенных услуг.
Общие принципы налогового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации базируются на философии патернализма. Суть этих принципов состоит в следующем. Во-первых, государство обладает интересами, которые могут совпадать или не совпадать с интересами общества. Государство ставит свои интересы выше интересов общества и всю свою деятельность направляет на удовлетворение именно государственных, а не общественных интересов. Во-вторых, общество для государства выступает как инструмент для достижения своих целей. Государство заботится об обществе лишь в той мере, в которой это необходимо, чтобы обеспечить минимальное существование его членов. В-третьих, государство действует так, как если бы только оно обладало всей полнотой публичной власти и являлось ее источником.
Вся система налогового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации построена именно на этих принципах. Они достались нам в наследство от старых времен. Для того чтобы искоренить их, необходима планомерная и кропотливая работа всех членов общества по защите своих интересов. Пагубность претворения таких принципов в жизнь можно наблюдать на следующем примере. В соответствии с НК РФ частная собственность субъектов предпринимательской деятельности может быть изъята в бесспорном порядке при взыскании недоимок по налогам и пени. Неуважительное отношение к частной собственности является недопустимым. Существует острая необходимость в изменении этого принципа и изменении соответствующих норм права, чтобы обеспечить всю полноту неприкосновенности частной собственности.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, которые предъявляются как к государству, так и к обществу, необходимо изменить принципы патернализма на современные принципы построения налогового регулирования. Эти принципы заключаются в следующем: во-первых, у государства не должно существовать иных интересов, чем те, которые есть у общества, во-вторых, государство существует лишь постольку, поскольку обществу это необходимо, государство обязано полностью обеспечивать потребности общества, а общество согласно оплачивать содержание государства, в-третьих, только общество является источником публичной власти.
В случае построения системы налогового воздействия по таким принципам в России начнут существовать нормальные взаимоотношения между государством и налогоплательщиком.
Существующие принципы закреплены в НК РФ. Статья 3 НК РФ содержит основные начала налогового регулирования предпринимательской деятельности:
- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
- законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
- при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
- не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
- недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Еще одним важным аспектом являются пределы регулирования предпринимательской деятельности. Когда у налогоплательщика возникает налоговое обязательство, корреспондирующей стороной выступает государство. Отсюда следует, что исполнение обязательства происходит тогда, когда государству (а не конкретному бюджету или субъекту) передается право собственности на сумму налога. То есть предел налогового регулирования в данном случае проходит на этапе перехода права собственности государству, а не на этапе перечисления той или иной суммы в тот или иной конкретный бюджет. На этом примере видно, что пределы налогового регулирования находятся там, где государство обеспечивает неприкосновенность частной собственности.
В настоящее время в НК РФ содержится правило, в соответствии с которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Из этого правила сделано несколько исключений. Для целей налогообложения в НК РФ содержатся следующие понятия: организации, физические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, лица (лицо), бюджеты (бюджет), внебюджетные фонды, банки (банк), счета (счет), источник выплаты доходов налогоплательщику, недоимка, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, уведомление о постановке на учет в налоговом органе, сезонное производство, место нахождения обособленного подразделения российской организации, место жительства физического лица, обособленное подразделение организации.
В настоящее время продолжаются попытки ввести в НК РФ нормы, регулирующие не налоговые, а гражданско-правовые отношения.