Негосударственное финансирование малого бизнеса

В последнее время сложились следующие формы поддержки ма­лого предпринимательства: финансовая, имущественная, содействие в информационном обеспечении и подготовке кадров для предпри­ятий.

Поддержка малого бизнеса в виде финансирования осущест­вляется путем непосредственной выдачи кредитов и предоставле­ния гарантий тем финансово-кредитным организациям, которые осуществляют кредитование малого бизнеса; путем предоставления компенсаций недополученной прибыли финансово-кредитным орга­низациям, осуществляющим кредитование малого бизнеса по льгот­ной процентной ставке. Имущественная поддержка предоставляется в случае аренды или приобретения нежилых помещений, земельных участков, передачи оборудования и технологии в лизинг через лизинговую фирму, обу­стройства технопарков и бизнес-инкубаторов на конкурсной основе. Наиболее значимыми направлениями финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства выступают: поддержка на­чинающих предпринимателей, включая молодежь и социально не­защищенные группы населения, различных видов инновационно­го бизнеса в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях; содействие проектам с высоким мультипликативным эффектом и бюджетной отдачей, проектам, создающим конкурентную среду на потребительском рынке и направленным на импортозамещение и развитие предпринимательства в стране, а также проектам, пред­усматривающим активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции.

В последние годы создается много негосударственных структур поддержки малого бизнеса, в том числе: банковские учреждения, ли­зинговые, факторинговые, страховые, консалтинговые, аудиторские фирмы, венчурные фонды, ассоциации предприятий малого бизнеса, учебно-производственные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства фор­мируется для оказания помощи и поддержки малым предприятиям в получении субсидий, заключении контрактов, построении оптималь­ного механизма деятельности малого предприятия, а также обучении и консультировании в целях повышения их конкурентоспособности. Через создание такой инфраструктуры государство осуществляет со­действие развитию малого бизнеса в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедряет соответствующие программы, проводит экспертизу инвестиционных проектов и спо­собствует прямым деловым контактам и инвестициям.

Облегчить доступ малому бизнесу к финансовым и кредитным ресурсам позволяют следующие финансовые инструменты.

Лизинг.

В настоящее время лизинговое кредитование является едва ли не самым важнейшим механизмом поддержки бизнеса. Лизинг - это достаточно специфическая сделка, с целью ее законодательного регулирования принят ряд законодательных и подзаконных актов, основанных на нормах действующего Гражданского кодекса РФ. Лизинг является вложением средств на возвратной основе, подраз­деляется на оперативный и финансовый. Для оперативного лизинга характерна небольшая продолжитель­ность контракта (до 3-5 лет), в ходе которого оборудование амор­тизируется не полностью и передается в пользование по другому контракту, т. е. используется многократно. Финансовый лизинг предполагает заключение контракта на бо­лее длительный срок - от 5 до 10 лет и более, и полной аморти­зацией или большей части стоимости имущества или оборудования. В практическом смысле финансовый лизинг - это договор арен­ды имущества с правом выкупа, при котором стоимость предмета лизинга погашается в течение срока действия договора лизинга, а право собственности может быть как у лизингодателя, так и у ли­зингополучателя. Финансовый лизинг особенно актуален для решения проблемы финансирования основных фондов малого бизнеса. Финансовый ли­зинг позволяет приобрести оборудование в рассрочку, что является немаловажным фактором, учитывая высокий уровень стартовых за­трат.

Неоспоримым плюсом является и то, что законодательство по­зволяет сумму лизинговых платежей включать в себестоимость в полном объеме, а также то, что финансовый лизинг позволяет при­менять механизм ускоренной амортизации.

Факторинг.

В инвестиционной практике активно используется факторинг, позволяющий особым образом регулировать отношения займа и кре­дита. Суть факторинга заключается в том, что субъект, приобретая требование к другому лицу, может не дожидаться его исполнения, а уступить его банку или другому субъекту предпринимательской деятельности (фактору) в обмен на немедленную оплату.

Применение факторинга выгодно по нескольким причинам: во-первых, субъект, применяющий факторинг, освобождается от необ­ходимости истребования денег с должников; во-вторых, предприятие своевременно пополняет свои оборотные фонды, получая кредит под гарантию выполнения обязательств (т. е. погашения долгов) своими клиентами; в-третьих, гарантия по кредиту предоставляется не за счет собственного имущества или активов, а за счет обязательств контрагентов. Особенно выгоден факторинг для недавно созданных малых предприятий, которые не имеют длительной положительной кредит­ной истории и достаточного объема залога, позволяющих получить кредит. Факторинговая сделка может не ограничиваться строго опреде­ленной датой возврата кредита и суммой, поскольку малые пред­приятия зачастую осуществляют частые поставки продукции, но незначительными партиями с неопределенным периодом их реа­лизации.

Франчайзинг.

В основе применения франчайзинга лежит использование торго­вой марки, технологии, ноу-хау крупной фирмы с целью развития малого бизнеса в пределах оговоренного рынка и на возмездной основе, т. е., по сути дела, осуществляется продажа торговой мар­ки на определенных услвоиях. Современные экономические реалии таковы, что при крайней перспективности франчайзинг остается не самым развитым финансовым механизмом.На данный момент франчайзинг в России не имеет достаточного соответствующего законодательного оформления.

Венчурное финансирование.

Одной из целей деятельности венчурных фондов является под­держка развития и становления малого предпринимательства, в пер­вую очередь обладающего высоким инновационным потенциалом, ориентированного на производство конкурентоспособной продукции. Реализуются такие проекты в научно-технической сфере с привле­чением как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Иннова­ционные проекты, как обладающие высокой степенью риска, подле­жат обязательному страхованию. Венчурный (рисковый) капитал является одним из перспективных источников финансирования развития малого бизнеса. Как правило, поддержка такого рода проектов со стороны вен­чурных фондов оказывается для вновь созданных представителей научно-технической сферы деятельности, при сроке окупаемости проектов не менее 7-8 лет. Ведь именно таким предприятиям не про­сто привлечь кредитные ресурсы в банке либо в другом кредитном учреждении, и венчурные фонды в такой ситуации являются едва ли не единственным источником финансирования.

Льготное страхование.

Льготное страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется в порядке, определенном действующими законода­тельными актами. Фонды поддержки субъектов малого предпринимательства на основе договоров, заключенных со страховыми организациями, име­ют право компенсировать полностью или частично недополученные ими доходы при страховании субъектов малого предприниматель­ства в рамках льготного страхования.

Таким образом, исследование мировой и отечественной практики в области развития и функционирования малого и среднего предпри­нимательства показало, что потребность его в постоянном внимании и поддержке со стороны государства растет.

Согласно действующему законодательству России финансово-кредитная поддержка, регулирование и стимулирование малого биз­неса осуществляются преимущественно Фондом поддержки малого предпринимательства, сформированным на разных уровнях террито­риального управления (федеральном, региональном, местном). Со­вершенствование форм, методов и инструментария такой поддерж­ки, а также мотивация предпринимательской деятельности являются важнейшими направлениями стимулирования такой деятельности государством.

Практика показывает, что мощным фактором, стимулирующим предпринимательство, может стать обеспечение малого бизнеса го­сударством твердыми квотами в части государственных закупок и подряда.

Наши рекомендации