ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (далее – УП).
1) Понятие и общая характеристика:
УП – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (в отличие от всех иных коммерческих организаций, обладающих имуществом на праве собственности!).
Имущество находится в государственной или муниципальной собственности, а самому предприятию принадлежит на ограниченном вещном праве (праве хозяйственного ведения либо оперативного управления); оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Кроме того, УП запрещено создавать другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
В соответствии с этим, в форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (п.п.1, 2 ст.113 ГК).
В Концепции…РФ говорилось «о бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами с 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики». Однако, Проект ГК сохраняет положения об унитарных предприятиях (включая казенные).
2) Основные источники правового регулирования:
® ГК (ст.113-115 и др.);
® ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об УП).
3) Фирменное наименованиедолжно содержать:
- для всех УП - указание на собственника имущества (п.3 ст.113 ГК),
- для казенных УП – также указание на то, что предприятие является казенным (п.3 ст.115 ГК).
О фирменном наименовании также см. ст.4 Закона об УП.
4) Учредительный документ – устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления (п.2 ст.114, п.2 ст.115 ГК).
Помимо общих сведений, он должен, в частности, содержать:
® сведения о предмете и целях деятельности, что обусловлено специальной правоспособностью УП;
® сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования (за исключением казенных предприятий) (п.1 ст.113 ГК);
® иные сведения, предусмотренные в соответствии со ст.9 Закона об УП.
5) Управление УПосуществляется:
а) его собственником (в лице уполномоченного властного органа), который решает наиболее важные вопросы (создание, реорганизация и ликвидация УП, согласие на совершение крупных и иных сделок и пр. - см. ст.20 Закона об УП);
б) единственным органом УП - руководителем, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст.113 ГК).
Об управлении УП - см. гл.4 Закона об УП.
6) О реорганизации и ликвидации УПсм. гл.5 Закона об УП.
Следует учитывать особенности реорганизации УП в форме преобразования:
а) любое УП может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение;
б) федеральное государственное УП может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию;
в) преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (ст.34 Закона об УП).
7) Виды УП:
а) в зависимости от формы собственности:
® государственные (федеральные и субъектов РФ) УП;
® муниципальные УП.
При этом необходимо учитывать, что создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается (п.4 ст.2 Закона об УП);
б) в зависимости от вида вещного права, на котором имущество закрепляется за УП:
® УП, основанные на праве хозяйственного ведения (объем правомочий по распоряжению имуществом достаточно большой);
® УП, основанные на праве оперативного управления (объем правомочий по распоряжению имуществом максимально ограничен, вследствие чего их именуют казенными).
Данные предприятия могут быть как государственными, так и муниципальными (ранее казенные предприятия являлись лишь федеральными). В Проекте ГК предлагается создавать казенные предприятия только на базе государственного имущества.
Основные различия в их правовом положении представлены в таблице:
УП, основанные на праве хозяйственного ведения | Казенные предприятия |
1. Уставный фонд | |
обязательное формированиеуставного фонда, причем с соблюдением требований к минимальному размеру (ст.12 Закона об УП): Þ для государственных предприятий – не менее 5 тыс. МРОТ на дату регистрации УП; Þ для муниципальных предприятий – не менее 1 тыс. МРОТ на дату регистрации УП. Срок формирования - не позднее 3 месяцев с момента регистрации УП (ст.13 Закона об УП). Возможно увеличение и уменьшение фонда; при уменьшении – обязательно письменное уведомление кредиторов, приобретающих особые права (см. п.6 ст.114 ГК, ст.ст.14, 15 Закона об УП) | уставный фонд вообще не формируется (по причине возложения на собственника субсидиарной ответственности по долгам УП) |
2. Ответственность собственника имущества УП | |
собственник не несет ответственности (исключение – общее правило п.3 ст.56 ГК) | собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам УП, но только при недостаточности его имущества |
3. Особенности ликвидации | |
1) возможно признание банкротом (п.1 ст.65 ГК); 2) специальное основание ликвидации в судебном порядке – превышение минимального размера уставного фонда (определенного законом) над стоимостью чистых активов УП по окончании финансового года (п.5 ст.114 ГК) | признание банкротом не допускается (п.1 ст.65 ГК) |