ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (далее – УП).

1) Понятие и общая характеристика:

УП – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (в отличие от всех иных коммерческих организаций, обладающих имуществом на праве собственности!).

Имущество находится в государственной или муниципальной собственности, а самому предприятию принадлежит на ограниченном вещном праве (праве хозяйственного ведения либо оперативного управления); оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Кроме того, УП запрещено создавать другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

В соответствии с этим, в форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (п.п.1, 2 ст.113 ГК).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (далее – УП). - student2.ru ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (далее – УП). - student2.ru В Концепции…РФ говорилось «о бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами с 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики». Однако, Проект ГК сохраняет положения об унитарных предприятиях (включая казенные).

2) Основные источники правового регулирования:

® ГК (ст.113-115 и др.);

® ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об УП).

3) Фирменное наименованиедолжно содержать:

- для всех УП - указание на собственника имущества (п.3 ст.113 ГК),

- для казенных УП – также указание на то, что предприятие является казенным (п.3 ст.115 ГК).

О фирменном наименовании также см. ст.4 Закона об УП.

4) Учредительный документустав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления (п.2 ст.114, п.2 ст.115 ГК).

Помимо общих сведений, он должен, в частности, содержать:

® сведения о предмете и целях деятельности, что обусловлено специальной правоспособностью УП;

® сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования (за исключением казенных предприятий) (п.1 ст.113 ГК);

® иные сведения, предусмотренные в соответствии со ст.9 Закона об УП.

5) Управление УПосуществляется:

а) его собственником (в лице уполномоченного властного органа), который решает наиболее важные вопросы (создание, реорганизация и ликвидация УП, согласие на совершение крупных и иных сделок и пр. - см. ст.20 Закона об УП);

б) единственным органом УП - руководителем, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст.113 ГК).

Об управлении УП - см. гл.4 Закона об УП.

6) О реорганизации и ликвидации УПсм. гл.5 Закона об УП.

Следует учитывать особенности реорганизации УП в форме преобразования:

а) любое УП может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение;

б) федеральное государственное УП может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию;

в) преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (ст.34 Закона об УП).

7) Виды УП:

а) в зависимости от формы собственности:

® государственные (федеральные и субъектов РФ) УП;

® муниципальные УП.

При этом необходимо учитывать, что создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается (п.4 ст.2 Закона об УП);

б) в зависимости от вида вещного права, на котором имущество закрепляется за УП:

® УП, основанные на праве хозяйственного ведения (объем правомочий по распоряжению имуществом достаточно большой);

® УП, основанные на праве оперативного управления (объем правомочий по распоряжению имуществом максимально ограничен, вследствие чего их именуют казенными).

Данные предприятия могут быть как государственными, так и муниципальными (ранее казенные предприятия являлись лишь федеральными). В Проекте ГК предлагается создавать казенные предприятия только на базе государственного имущества.

Основные различия в их правовом положении представлены в таблице:

УП, основанные на праве хозяйственного ведения Казенные предприятия
1. Уставный фонд
обязательное формированиеуставного фонда, причем с соблюдением требований к минимальному размеру (ст.12 Закона об УП): Þ для государственных предприятий – не менее 5 тыс. МРОТ на дату регистрации УП; Þ для муниципальных предприятий – не менее 1 тыс. МРОТ на дату регистрации УП. Срок формирования - не позднее 3 месяцев с момента регистрации УП (ст.13 Закона об УП). Возможно увеличение и уменьшение фонда; при уменьшении – обязательно письменное уведомление кредиторов, приобретающих особые права (см. п.6 ст.114 ГК, ст.ст.14, 15 Закона об УП) уставный фонд вообще не формируется (по причине возложения на собственника субсидиарной ответственности по долгам УП)
2. Ответственность собственника имущества УП
собственник не несет ответственности (исключение – общее правило п.3 ст.56 ГК) собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам УП, но только при недостаточности его имущества
3. Особенности ликвидации
1) возможно признание банкротом (п.1 ст.65 ГК); 2) специальное основание ликвидации в судебном порядке – превышение минимального размера уставного фонда (определенного законом) над стоимостью чистых активов УП по окончании финансового года (п.5 ст.114 ГК) признание банкротом не допускается (п.1 ст.65 ГК)

Наши рекомендации