Проблема контроля за деятельностью мирового рынка ссудных капиталов и еврорынка

Проблема контроля за деятельностью мирового рынка ссудных капиталов и еврорынка. Мировой рынок ссудных капиталов, особен­но его важнейший сектор — еврорынок, находится вне сферы национального и международного контроля. Особенность еврорын­ка состоит в отсутствии резервных требований по депозитам и кре­дитам (за исключением отдельных стран), а также лимитов на размер процентных ставок. Это способствует неконтролируемому движению огромных масс ссудного капитала, минуя государствен­ные границы и регламентацию, вызывая внезапное вторжение «го­рячих» денег на национальные рынки ссудных капиталов, или «бег­ство» капиталов, увеличение спекулятивных операций.

С 70-х годов развитые страны предприняли различные меры для отграничения национальных рынков капиталов от еврорынка в целях контроля за его деятельностью. Большинство стран пыта­лись контролировать выход национальных кредиторов и заем­щиков на мировой рынок ссудных капиталов, а также доступ иностранных заемщиков на местный рынок, регламентировать участие национальных банков в евродолларовых кредитах, кото­рые преобладают на еврорынке. После переговоров «группы деся­ти» весной 1979 г. достигнута договоренность о введении умерен­ного контроля над еврорынком в следующих формах:

• коммерческие банки обязаны представлять в национальные органы банковского контроля консолидированные балансы, вклю­чая данные по заграничным отделениям и расширенные сведения о кредитах на еврорынке;

• США и ФРГ предложили ввести минимальные резервные требования по еврооперациям, но другие страны отвергли это предложение, так как не во всех странах применяется данный метод кредитного регулирования;

• поставлен вопрос об улучшении сбора информации о ев­рорынке;

• создан пул из сотни банков Западной Европы для регулиро­вания операций ТНБ на еврорынке и т.д.

В связи с банкротствами и потерями банков от спекулятивных операций на еврорынке в середине 70-х годов был создан Комитет по банковскому регулированию и практике контроля при БМР из представителей национальных органов банковского контроля 12 стран. С целью обеспечения ликвидности и платежеспособности зарубежных отделений банков и их дочерних компаний в 1975 г. подписано Базельское соглашение, обновленное в 1983 г. Однако эта мера не повысила ответственность банков за операции на еврорынке. В условиях кризиса платежеспособности развиваю­щихся стран и ухудшения ликвидности банков Комитет подготовил в 1984 г. новые рекомендации, направленные на повышение ответственности банков за свою деятельность, особенно междуна­родные операции.

Ежегодные совещания «семерки» направлены на координацию экономической политики ведущих стран, надзор за состоянием экономики, что оказывает определенное влияние на мировой ры­нок ссудных капиталов.

Попытки введения контроля над еврорынком не дали ожида­емых результатов. Требование представления банками консолиди­рованной отчетности по международным операциям наталкивает­ся на трудности, связанные с различной бухгалтерской практикой, национальным банковским законодательством и банковской тай­ной. Введение минимальных резервных требований по еврооперациям банков не всегда совместимо с национальным кредитным регулированием отдельных стран и чревато ухудшением положе­ния местных банков по сравнению с иностранными. Возможности центральных банков и национальных органов надзора воздейство­вать на процентные ставки, размер и условия операций на евро­рынке ограничены.

Попытки регулирования еврорынка направлены не столько на установление контроля, сколько на координацию действий наци­ональных банков на еврорынке.

Банки-кредиторы ведут между собой конкурентную борьбу за предоставление международных кредитов, в частности снижая ставки «спрэд». Противоречия переплетаются с партнерством участников мирового кредитного и финансового рынков, посколь­ку усиливаются взаимопроникновение капиталов ряда стран, вза­имозависимость их хозяйств.

Наши рекомендации