Проблема контроля за деятельностью мирового рынка ссудных капиталов и еврорынка
Проблема контроля за деятельностью мирового рынка ссудных капиталов и еврорынка. Мировой рынок ссудных капиталов, особенно его важнейший сектор — еврорынок, находится вне сферы национального и международного контроля. Особенность еврорынка состоит в отсутствии резервных требований по депозитам и кредитам (за исключением отдельных стран), а также лимитов на размер процентных ставок. Это способствует неконтролируемому движению огромных масс ссудного капитала, минуя государственные границы и регламентацию, вызывая внезапное вторжение «горячих» денег на национальные рынки ссудных капиталов, или «бегство» капиталов, увеличение спекулятивных операций.
С 70-х годов развитые страны предприняли различные меры для отграничения национальных рынков капиталов от еврорынка в целях контроля за его деятельностью. Большинство стран пытались контролировать выход национальных кредиторов и заемщиков на мировой рынок ссудных капиталов, а также доступ иностранных заемщиков на местный рынок, регламентировать участие национальных банков в евродолларовых кредитах, которые преобладают на еврорынке. После переговоров «группы десяти» весной 1979 г. достигнута договоренность о введении умеренного контроля над еврорынком в следующих формах:
• коммерческие банки обязаны представлять в национальные органы банковского контроля консолидированные балансы, включая данные по заграничным отделениям и расширенные сведения о кредитах на еврорынке;
• США и ФРГ предложили ввести минимальные резервные требования по еврооперациям, но другие страны отвергли это предложение, так как не во всех странах применяется данный метод кредитного регулирования;
• поставлен вопрос об улучшении сбора информации о еврорынке;
• создан пул из сотни банков Западной Европы для регулирования операций ТНБ на еврорынке и т.д.
В связи с банкротствами и потерями банков от спекулятивных операций на еврорынке в середине 70-х годов был создан Комитет по банковскому регулированию и практике контроля при БМР из представителей национальных органов банковского контроля 12 стран. С целью обеспечения ликвидности и платежеспособности зарубежных отделений банков и их дочерних компаний в 1975 г. подписано Базельское соглашение, обновленное в 1983 г. Однако эта мера не повысила ответственность банков за операции на еврорынке. В условиях кризиса платежеспособности развивающихся стран и ухудшения ликвидности банков Комитет подготовил в 1984 г. новые рекомендации, направленные на повышение ответственности банков за свою деятельность, особенно международные операции.
Ежегодные совещания «семерки» направлены на координацию экономической политики ведущих стран, надзор за состоянием экономики, что оказывает определенное влияние на мировой рынок ссудных капиталов.
Попытки введения контроля над еврорынком не дали ожидаемых результатов. Требование представления банками консолидированной отчетности по международным операциям наталкивается на трудности, связанные с различной бухгалтерской практикой, национальным банковским законодательством и банковской тайной. Введение минимальных резервных требований по еврооперациям банков не всегда совместимо с национальным кредитным регулированием отдельных стран и чревато ухудшением положения местных банков по сравнению с иностранными. Возможности центральных банков и национальных органов надзора воздействовать на процентные ставки, размер и условия операций на еврорынке ограничены.
Попытки регулирования еврорынка направлены не столько на установление контроля, сколько на координацию действий национальных банков на еврорынке.
Банки-кредиторы ведут между собой конкурентную борьбу за предоставление международных кредитов, в частности снижая ставки «спрэд». Противоречия переплетаются с партнерством участников мирового кредитного и финансового рынков, поскольку усиливаются взаимопроникновение капиталов ряда стран, взаимозависимость их хозяйств.