Состав бухгалтерской финансовой отчетности
Образцы форм бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Министерства финансов России от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации».
Структура бухгалтерской отчетности определена ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ, нормами ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и конкретизирована Приказом Министерства финансов России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н.
30)В состав бухгалтерской отчетности входят:
· бухгалтерский баланс (форма № 1);
· отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
· Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
· Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
· Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
· Отчет о целевом использовании денежных средств (форма № 6)
· пояснительная записка;
· аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит аудиту.
Конкретный объем бухгалтерской отчетности зависит от вида организации. Так, субъекты малого предпринимательства, которые не подлежат обязательному аудиту, могут включать в состав бухгалтерской отчетности только баланс и отчет о прибылях и убытках.
Бухгалтерский баланс является главной формой в системе бухгалтерской отчетности, поскольку он характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Он является одним из признаков юридического лица (ст. 48 ГК РФ).
Отчет о прибылях и убытках - основная отчетная форма, характеризующая порядок формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации. Определяется же этот результат путем подсчета всех прибылей и всех убытков (потерь) за отчетный период, отраженных по счетам 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли и убытки".
Отчет об изменениях капитала раскрывает дополнительные данные об изменениях в капитале и дает пояснения к статьям бухгалтерского баланса раздела "Капитал и резервы".
В отчете о движении денежных средств раскрывается информация о денежных средствах организации, находящихся на счетах в банках и в кассе. Данные отчета должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Соответствующие разделы приложения к бухгалтерскому балансу раскрывают необходимые сведения об амортизируемом имуществе, финансовых вложениях, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, содержат расшифровку расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат, а также иную информацию.
Пояснительная записка является структурным элементом годового бухгалтерского отчета. В ней приводятся данные, не нашедшие отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.
29) Инвентаризация— это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
Количество инвентаризаций в году, время их проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия в приказе об учётной политике либо отдельным приказом. Помимо этого, действующим законодательством предусмотрены случаи обязательного проведения инвентаризации (пункт 2 статьи 12 федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»):
— ежегодно в четвёртом квартале перед составлением годовой бухгалтерской отчётности,
— при продаже имущества, сдаче в аренду,
— при смене материально-ответственного лица,
— при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества,
— после стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.
— при реорганизации или ликвидации предприятия.
Основ. цели инвент-ии:
— проверка прав-ти данных текущего учета и выявление допущенных ошибок;
— отражение неучтенных хоз-х и финанс-х операций;
— контроль сохранности имущ-ва;
— контроль за полнотой и своевремен-ью расчетов по хоз-м договорам и обязат-м,по уплате налогов и сборов;
— проверка условий и порядка хранения товаров;
— выявление залежавшихся, устаревших товаров;
— проверка соблюдения принципа матер-ой ответ-ти;
— проверка состояния учета и орган-ия движения товарных запасов;
— проверка отражения всех хоз-х операций в док-х и БУ и т.д.
Порядок проведения: в орг-ии создается постоянно действующая инвентар-я комиссия, утвержденная руков-м орг-ии (представители админ-ии, работники бух. службы, др. специалисты). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвент-ии служит основанием для признания рез-в инвент-ии недействительными. Они получают последние на момент инвент-ии приходные и расходные док-ты или отчеты о движении мат-х ценностей и денежных средств. Председатель их визирует с указанием «до инвентаризации на «» дату», что должно служить бухг-ии основанием для опред-ия остатков имущ-ва к началу инвент-ии по учетным данным. Фактическое наличие имущ-ва при инвент-ии опред-ся путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Проверка производится при обязательном участии материально ответ-ых лиц. В межинвентаризац. период в орг-иях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвент-ии матер-х ценностей в местах их хранения и переработки.
Учет результатов инвентаризации. Излишки имущ-ва приходуются и соотв-ая сумма зачисляется на финанс. рез-ты предпр-я: Дт 90, 41, 20,21… Кт 99 – прибыль. Недостача имущ-ва и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки произв-ва и обращения: Дт 20,25… Кт 10,41,20… или Дт 94 Кт10 – учтена недостача; Дт20, 25 Кт94 – списана недостача в пределах норм естественной убыли. Недостача имущ-ва сверх норм естественной убыли относятся на материально ответ-х лиц: Дт 73.2 Кт 94 – списана балансовая ст-ть на виновника; Дт70 Кт73.2 – удержана из з/п виновника недостача; Дт98.4 Кт91.1 – доходы будущих периодов зачисляются в прибыль при погашении задолж-ти виновника. Если виновные в недостачи не установлены или суд отказался во взыскании убытка, то убытки списываются на финанс-ые рез-ты Дт91.2 Кт 94. Некомпенсируемые потери имущ-ва в рез-те стихийных бедствий, пожара и др. ЧС списываются на убытки: Дт99 Кт10,20,43,41…
Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 6/01 "Учет основных средств" каждая организация имеет выбор - производить ежегодную переоценку основных средств или нет.
Зачем это нужно: организация год назад купила станок за 100 000 руб, за год начисленная амортизация – 5 000 рублей, т.о. остаточная стоимость 95 000 рублей должна быть отражена в балансе по строке Основные средства. Но! В истекшем году фирмой-производителем было выпущено в свет новое поколение станков, поэтому купленный год назад станок автоматически устарел и на рынке его можно продать только за 80 000 рублей. При помощи процедуры переоценки станок будет учен на балансе по рыночной стоимости – 80 000 рублей, что позволит соблюсти принципы полноты и достоверности при подготовке финансовой отчетности.
Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности. Переоценка осуществляется не чаще 1 раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года).
Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется приказе об учетной политике организации. В приказе нужно отразить:
какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;
методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,
лиц, ответственных за проведение переоценки.
Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.
Результатом переоценки является уценка (восстановительная стоимость меньше остаточной) или дооценка (восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости. После переоценки восстановительную стомость принимают за первоначальну стоимость.
Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Отражение переоценки на счетах бухгалтерского учета:
Переоцена основных средств. С 2011 г. ее нужно проводить на конец отчетного года. Такой уход от межотчетного периода повлиял на способ отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете. Результаты уценки, которые прежде учитывались на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", с 2011 г. отражаются на счете 91 в качестве прочих расходов. Аналогичным образом результаты дооценки, которая проводится в пределах ранее учтенной уценки, с 2011 г. отражаются по кредиту счета 91 в качестве прочих доходов (а не счета 84, как ранее). Порядок применения счета 83 "Добавочный капитал" не изменился. На нем учитываются результаты дооценки основных средств, а также суммы уценки, проводимой в пределах ранее учтенной дооценки.
Изменения в порядке бухучета результатов переоценки основных средств с 2011 г. будут оказывать непосредственное влияние на величину финансового результата деятельности организации за отчетный год.