Необходимые производственные площади и оборудование

Для определения необходимого для проекта оборудования и производственных площадей используются следующие данные.

1. Оборудование:

1.1. Производственное оборудование:

1.1.1. Для определения объемов спроса рассчитываются потенциальные объемы потребления продукции (максимальная и минимальная величины).

1.1.2. Технологии производства. Необходимо привести полный список необходимого оборудования, а именно:

− тип и марка оборудования;

− основные характеристики (производительность, масса, площадь установки, цена);

− вспомогательные материалы: смазочные, обтирочные и прочие материалы, необходимые для нормальной работы;

− порядок запуска оборудования (например, требуется ли прогрев перед выходом на проектную мощность и т.п.).

1.1.3. Объемы потребления сырья и материалов, а также покупных полуфабрикатов, необходимых для производства, периодичность их закупки, возможность хранения и т.п. Пример приведен в [3, с. 59—60]. Их можно представить в таблице, аналогичной табл. 4.

Таблица 6. Предварительный расчет объемов и

Сроков закупки сырья и материалов, 2016 г.

Месяц Сырье и материалы  
цена руб./ед-цу Объем закупок единиц Объем закупок руб.
Январь      
Февраль      
Март      
Апрель      
Май      
Июнь      
Июль      
Август      
Сентябрь      
Октябрь      
Ноябрь      
Декабрь      
Итого      
         

1.2. Административно-хозяйственное оборудование, необходимое для работы административно-управленческого персонала (за исключением служб, относящихся к сбытовой деятельности, и служб, относящихся непосредственно к производству):

1.2.1. Оборудование для производственных служб, непосредственно не занятых в процессе производства (например, для служба технического контроля, технологи и т.п.).

1.2.2. Оборудование для административно-управленческого персонала (бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел кадров и т.п.).

1.2.3. Оборудование для служб, относящихся к коммерческой деятельности (например, служба сбыта):

− мебель;

− офисная техника;

− транспортные средства.

Пример приведен в [3, с. 57]. Данные можно представить в таблице, аналогичной табл. 7.

Наиме-нование Цена, руб. Кол-во, шт. Стоимость, руб. Размер, см Обоснование (адрес страницы в сети, прайс-лист или иное)
Мебель
             
Офисная техника
             
Транспортные средства
             
  Итого          

Таблица 7. Смета затрат на покупку офисной техники и оборудования

2. Здания и сооружения.Потребность в них рассчитывается исходя из объемов спроса на продукцию, а также площадей, необходимых для установки оборудования и комфортной работы персонала. При проектировании зданий и сооружений необходимо сверяться с требованиями градостроительного Кодекса и нормативами. Здания и сооружения могут быть:

2.1. Производственные (непосредственно связанные с производством: цеха, отделы, участки и т.п.).

2.2. Административно-хозяйственные (связанные с управлением: офисные помещения, центры связи и т.п.).

2.3. Коммерческие (сбытовые): склады, силосы и т.п.

2.4. Производственная инфраструктура: канализация, связь, вода, отопление, электроэнергия, газ, очистные сооружения.

2.5. Социальная инфраструктура: жилье, санитарные объекты (больницы, поликлиники), курортные объекты (дома отдыха, санатории), объекты культуры и отдыха (парки, кинотеатры, театры). Для всех этих объектов желательно указывать:

2.5.1. Наименование, технические характеристики и стоимость объекта.

2.5.2. Периодичность и стоимость ремонта (желательно приводить официальные сметы затрат).

Пример приведен в [3, с. 57]. Данные можно представить в таблице, аналогичной табл. 8.

Таблица 8. План затрат на ремонт и строительство

Наименование/ годы Год
Строительство      
Капитальный ремонт      
Ежегодные плановые ремонты      
Итого      
       

После обоснования потребности в зданиях, сооружениях и оборудовании переходят к определению потребности в сертификации.

Сертификация

В некоторых случаях требуется сертификация продукции и/или производства. Сертификация в случае ее добровольного проведения говорит о качестве производства и высоком уровне подготовки персонала. Обычно сертифицируют по ГОСТ или по ISO (например, ISO 9001). Сертификацией занимаются специальные организации, например РосПромТест. При проведении сертификации желательно приводить сметы затрат.

После обоснования потребности в сертификации переходят к составлению производственного плана в натуральных единицах.

Производственный план в натуральных единицах

Для составления плана производства дополнительно необходимо рассчитать величину текущего и страхового запаса сырья. Для этого обычно используются следующие способы:

− расчет величины запасов при помощи логистических методов (например, используя формулу Вильсона). В российской практике применение весьма сложно в связи с отсутствием ряда показателей (средних затрат на заказ, средней стоимости заказа и т.п.). Подробнее можно ознакомиться, например, в [9];

− экспертное определение;

− расчет величины запаса на основе данных о технологическом процессе, периодичности поставок, надежности поставщиков и т.п.;

Пример приведен в [3, с. 61]. Расчет можно представить в таблице, аналогичной табл. 9.

Таблица 9. План производства в натуральных единицах, 2016 г.

Месяц Сырье
Объем закупок исходный, шт. Размер текущего запаса, шт. Размер страхового запаса, шт. Объем закупок сырья окончательный, шт. Объем переработки сырья, шт. Объем производства конечного продукта, шт. Запасы сырья на складе шт.
Январь              
Февраль              
Март              
Апрель              
Май              
Июнь              
Июль              
Август              
Сентябрь              
Октябрь              
Ноябрь              
Декабрь              
Итого              

После составления плана производства в натуральных единицах переходят к определению потребности в кадровом обеспечении и юридическом обосновании создания организации.

Тема 10. Организационный план

Общие положения

Организационный план обосновывает потребность в сотрудниках, их квалификации, затраты на персонал, а также описывает основные юридические положения, особенности организации и функционирование фирмы.

В организационном плане необходимо отразить организационно-штатную структуру организации, которая представляет организацию в виде схемы с указанием ее подразделений и структуру подчиненности этих подразделений (см. подробнее [10]), штатное (кадровое) расписание и правовое распределение.

Рассмотрим подробнее обозначенные пункты.

Структура подчиненности

На одном и том же предприятии можно создать множество вариантов организационно-штатных структур, при этом в качестве критериев выбора конечной структуры подчиненности желательно учитывать следующие основные аспекты:

− удовлетворение целей инициаторов проекта;

− минимум затрат денежных средств и времени на принятие и осуществление различного рода управленческих решений;

− выпуск качественной продукции и т.п.

Пример приведен в [3, с. 63]. Следующий шаг — составление штатного расписания.

Штатное расписание

Штатное расписание описывает структурные единицы (или укрупненные структурные единицы) организации, раскрывая следующие данные:

− наименование должности;

− количество работников (или ставок заработной платы);

− оклад (его минимальное и максимальное значение, а также фактическую величину, оговоренную с конкретным работником);

− регулярность выплат;

− использование (в какие месяцы года данная штатная единица выполняет свои функции).

− годовая величина выплат (оклада).

Пример приведен в [3, с. 64—65]. Информацию можно представить в таблице, аналогичной табл. 10.

Таблица 10. Штатное расписание

Наименование Кол-во, чел Оклад Регулярность выплат Испо-льзование Сумма выплат в год
руб. мес. мес. руб.
min факт max min факт max
Управленческий персонал
Генеральный директор         ежемесячно янв дек      
Исполн-ый директор         ежемесячно янв дек      
Итогопо управленч-кий персонал                    
Производственный персонал
Слесарь ремонтник         ежемесячно янв дек      
Разнорабочий         ежемесячно янв дек      
Итогопо производ-ный персонал                    
Персонал по маркетингу и прочие сотрудники
Менеджер по снабжению         ежемесячно янв дек      
Менеджер по сбыту         ежемесячно янв дек      
Итогопо прочий персонал                    
Всего                    
Всего в месяц                    

Существует несколько основных систем оплаты труда (см. подробнее [11]):

− сдельная (выплаты производятся за фактически произведенные изделия);

− повременная (выплаты производятся за отработанное время);

− аккордная (оплата осуществляется, исходя из общего объема выполненной работы, независимо от потраченного на ее выполнение времени).

Аккордная оплата труда предусматривает следующий механизм формирования зарплатного фонда: выявляются основные и вспомогательные производственные процессы, рассчитывается необходимый объем работ, определяется время на его выполнение, а также выводятся сдельные расценки, рассчитывается произведение расценок на объем работ по перечню, определяется сумма необходимой зарплаты путем сложения оплат по каждому пункту. Фонд зарплаты выделяется на весь коллектив (бригаду) и распределяется внутри него по сдельным расценкам, зафиксированным в договоре тарифам или коэффициенту трудового участия.

При этом выделяют:

− основную заработную плату (выплаты за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда);

− дополнительную заработную плату (за фактически не выполненную работу: оплата отпуска, больничных листов и т.п.);

− премиальные выплаты и бонусы.

После составления организационно-штатного расписания переходят к описанию правовых аспектов создания и функционирования организации

Правовое обеспечение

В рамках этого раздела бизнес-плана приводятся документы, которые подтверждают государственную регистрацию организации, права собственности и ее организационно-правовые аспекты. Желательно описать следующие пункты:

1. Форма собственности (частная, государственная, субъектов федерации, смешанная и т.п.).

2. Организационно-правовая форма (cм. подробнее [12]).

3. Документы, регулирующие деятельность организации в правовой сфере:

− устав предприятия;

− регистрационное свидетельство;

− договор оценки;

− договор купли-продажи бизнеса;

− рекомендательные письма о поддержке данного проекта со стороны местных властей;

− лицензии и патенты;

− сертификат качества продукции;

− сертификат уровня производства.

4. Особенности налогообложения (применение общей системы налогообложения или упрощенных систем) (см. подробнее [13]):

− налог на добавленную стоимость (НДС) — % от всего заявленного дохода (не от полученных денег, а от общей стоимости отгруженного товара по накладным и/или актам на оказанные услуги);

− налог на имущество — % от стоимости имущества;

− налоги на заработную плату — % от фонда оплаты труда;

− налог на прибыль — % от разницы между доходами и расходами без НДС;

− взносы на травматизм — % от фонда оплаты труда;

− иные налоги.

Все виды налогов необходимо обосновывать, исходя из ставок тех регионов, в которых планируется деятельность организации, так как они могут существенно отличаться от среднероссийских ставок.

После обоснования производственного плана и достижения удовлетворительных характеристик переходят к составлению финансового плана.

Тема 11. Финансовый план

Общие положения

Финансовый план — комплекс документов, отражающих планируемые результаты финансово-хозяйственной деятельности организации в стоимостном выражении. Обычно вся деятельность организации в этой плоскости подразделяется на следующие виды:

− операционная (иногда употребляются термины «текущая» или «операциональная»). В ней отражаются притоки и оттоки денежных средств по основной деятельности.

− Инвестиционная, связанная с осуществлением инвестиций.

− Финансовая, связанная со средствами внешними по отношению к проекту.

Перед составлением финансового плана необходимо определить финансовые нормативы, которые будут использоваться для расчетов и сопоставления данных.

В этом разделе приводятся расчеты всех затрат и доходов, при этом в качестве информационной базы используются данные из маркетингового и производственного планов. Последовательность составления финансового плана следующая:

1) Определение нормативов для финансово-экономических расчетов.

2) Определение затрат на персонал.

3) Учет инфляции.

4) Расчет ставки дисконтирования.

5) Расчет себестоимости.

5.1.) Определение постоянных и переменных затрат на производство продукции.

5.2.) Калькуляция себестоимости.

6) Составление основных финансовых документов.

При оценке финансового состояния предприятия, реализующего инвестиционный проект, рассматриваются данные за прошедший период. Если речь идет о финансовом плане самого инвестиционного проекта, то все данные имеют прогнозный характер.

Рассмотрим подробнее выделенные пункты.

Финансовые нормативы

При выборе нормативов для проведения финансово-экономических расчетов в первую очередь нужно определиться с ценами, которые планируется использовать: текущие или постоянные (с учетом или без учета НДС), в иностранной или в отечественной валюте. Наиболее важной для проекта является сопоставимость цен. В Российской Федерации проекты внутри страны необходимо учитывать в рублях.

Перечень и размер налогов должны быть установлены в соответствии с действующей системой налогообложения и юридическим статусом реализующей проект фирмы.

Если планируется осуществлять расчеты в текущих ценах, то необходимо учитывать инфляцию. Инфляцию необходимо брать не среднестатистическую по России, а конкретную в конкретном регионе, определяемую по базе статистических данных (например, Росстата).

Финансово-экономические расчеты обычно проводятся на первый год с периодом в один месяц, на последующий год — поквартально, а затем — по годам.

При определении предполагаемого кредитного процента следует ориентироваться на ставку Центрального банка РФ (с 2016 года — ключевую ставку ЦБ, которая планируется в размере 11% годовых). Обычно кредитный процент не превышает ставку рефинансирования больше, чем на 10% (см. подробнее [3, с. 68]).

После обоснования финансовых нормативов переходят к определению общих затрат на персонал по шагам расчетного периода.

Наши рекомендации