Важнейшая часть финансовой политики –налоговая политика
Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков –
физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя
государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, дол
жны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.
Основные задачи современной налоговой политики РФ:
1) дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
2) оптимизация налоговых льгот и преференций;
3) более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;
4) рационализация налогового администрирования;
5) реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Бюджетная политикаРФ сводится к:
• определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
• установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
• оптимизации структуры расходной части бюджета;
• распределению расходов между бюджетами разных уровней;
• определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
• управлению государственным долгом;
• определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.
В условиях современного бюджетного кризиса к первоочередным задачам бюджетной политики следует отнести:
1) повсеместную экономию государственных средств;
2) централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
3) реструктуризацию государственного долга;
4) инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно"кредитную политику.
ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежнокредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направле
ний.
Основные направления включают:
• концептуальные принципы, лежащие в основе денежнокредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
• краткую характеристику состояния экономики РФ;
• прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежнокредитной политики в текущем году;
• количественный анализ причин отклонения от целей денежнокредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
• сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
• прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
• целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежнокредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
• основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год;
• варианты применения инструментов и методов денежнокредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях социальноэкономической конъюнктуры;
• план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.