Основные принципы аудиторской деятельности
Принципы аудита – это общепринятые правила поведения аудиторов, цели и характера аудиторских процедур и подготовки заключения по результатам проверки.
Принципы аудита можно классифицировать по трем группам:
1. Принципы, разграничивающие аудит и сопутствующие услуги (МСА 200 «Основные принципы МСА»).
2. Этические принципы (МСА 200 «Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности», Кодекс этики аудиторов России, ФСА №1).
3. Профессиональные базовые принципы аудита финансовой отчетности (МСА и ФСА).
Этические принципы аудита:
Независимость – отсутствие у аудитора при формировании мнения финансовой, имущественной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору, а также какой-либо иной зависимости от третьих лиц.
Честность (порядочность) – приверженность аудитора профессиональному долгу, а также следование общим нормама морали.
Объективность– принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного формирования суждений.
Прфессиональная компетентность – владение необходимым объемом знаний и навыков.
Добросовестность – оказание услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью, ответственностью.
Конфиденциальность– обеспечение сохранности информации и документов.
Профессиональное поведение – соблюдение приоритета общественных интересов. Аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков несовместимых с оказанием аудиторских услуг.
Письмо о проведении аудита. Предварительный этап планирования аудиторской проверки
(см. ФСА №12 Согласование условий проведения аудита)
Планирование аудита. Разработка общей стратегии и детального подхода
Общая стратегия и детальный подход к ожидаемому характеру, срокам и объему.
Процесс планирования: общий план (объем, график, сроки), программа (аудиторские процедуры в привязки к графику и исполнителям).
(МСА 300) ФСА № 3. «Планирование аудита».
Стандарт применяется прежде всего к проверкам аудируемого лица, которое проверяется не в первый раз.
Взаимосвязь с другими стандартами:
МСА 310 ПСАД «Понимание деятельности экономического субъекта»
ФСА №2 «Документирование аудита»
№5 «Аудиторские доказательства»
ФСА №9 «Аффилированные лица»
№4 «Существенность в аудите»
№8 «Оценка рисков и внутренний контроль»
Факторы, учитываемые при подготовке плана:
1) Деятельность (внешние и внутренние факторы)
2) СВК и система бухгалтерского учета
3) риск и существенность
4) характер, временные рамки и объем процедур
5) координация и направление работы, контроль.
Планирование осуществляется непрерывно.
13.
ФСА №4 Существенность в аудите
«Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономическое решение пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Существенность определяет пороговое значение или точку отсчета, а не является качественной характеристикой, которой должна обладать информация, чтобы быть полезной (МСА 320).
Аудитор оценивает существенность по своему профессиональному суждению.
Аудитор по сути дела должен поставить себя на место пользователя.
- Количественные и качественные искажения:
Количественные: можно просчитать (например, по старой методике)
Общепризнанно: в целом по отчетности 2% по прибыли 5-10% - но нужно учитывать типичные показатели для отрасли и предпринимателя.
Качественные:
- описание учетной политики
- нарушение нормативных требований.
Повторяющиеся мелкие искажения в совокупности могут дать существенную величину (кумулятивный эффект). Помимо одного (общего) уровня существенности можно вводить дополнительно для отдельных статей (з/п руководства, налоги и т.п.).
Между существенностью и аудиторским риском – обратная связь, т.е. существенность определяет подходы к аудиту: чем меньше допустимая ошибка, тем тщательнее ее нужно искать.
Компенсация данного риска:
1) уменьшением риска средств контроля (не всегда возможно)
2) изменить характер, сроки и объем проверки (более тщательно)
Оценка существенности на стадии планирования может отличаться от существенности на стадии подведения итогов (подстраховка аудитора).
Оценка последствий:
- аномальные ошибки (не распространяются)
- типовые ошибки – надо распространять на всю возможную группу объектов.
Если отчетность исправлена до представления пользователям – то безоговорочно положительное заключение. Если нет – то рассмотреть оговорки, отрицание или отказ.