Роль оценки риска при расчете цены
В рыночной экономике государство не несет ответственности за обязательства и действия предприятия. Тяжесть рынка и последствия потерь ложатся на предприятие, сказываются на результатах его финансово-хозяйственной деятельности. Фактор риска является сильным стимулом активизации предпринимательства, изучения возможностей рынка, рационализации деятельности предприятия, поиска новых производственных резервов.
В условиях стабильной рыночной конъюнктуры производители обычно избегают значительных колебаний цен как в сторону снижения, так и в сторону повышения цены. Однако кризис обычно сопровождается развитием инфляционных процессов и заставляет производителя применять тактику повышения цены, основанную на ожидаемых инфляционных изменениях. В первую очередь это связано с возможностью переключения ценовых рисков.
Риск в предпринимательстве – это вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления намечающегося события, предусмотренного планом или прогнозом. Таким образом, риск – это вероятностное понятие, и он изучается и описывается теорией вероятности и математической статистики. Соответственно вероятность достоверного события равна 1, а невозможного события равна 0.
Вероятность события – это число, показывающее отношение числа благоприятствующих этому событию исходов к общему числу единственно возможных и равновозможных элементарных исходов в системе намечаемых мероприятий.
Риск в предпринимательстве измеряется абсолютной суммой риска – суммой убытков и степенью риска – мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или не достижения намечаемого уровня прибыли, дохода, цены. Абсолютный риск оценивается в денежных единицах, относительный – в процентах или долях.
Описание процесса ценообразования обычно начинается с анализа спроса и предложения. При этом в экономической теории принято использовать графическое изображение спроса и предложения в виде кривых, пересечение которых определяет равновесную цену.
Однако такое определение можно назвать в некоторой степени условным. Во-первых, данные для построения кривой спроса могут быть получены только на основе анализа уже существующего рынка товаров или в ходе проведения маркетинговых исследований, то есть мы получаем характеристику существующего спроса, в то время как процесс установления цены на товар – решение относительно будущего. Во-вторых, построение кривой предложения не учитывает конкурентных реакций, что, в свою очередь, в будущем может привести к значительному отклонению данных предложений, которые невозможно предсказать сегодня. Кроме того, информация о спросе и предложении представлена областью точек, и для построения кривой производится выравнивание, следовательно, речь должна идти не о точке равновесия, а об области равновесия.
Таким образом, можно говорить о цене, назначаемой фирмой на свою продукцию, как о случайной величине, зависящей от многих причин, которые не могут быть учтены полностью в данный момент времени, следовательно, можно говорить о ценовом риске. В данном случае речь идет о возможности измерения степени ценового риска. Поскольку определение цены равновесия мы считаем относительным, то степень риска фирмы при установлении цены будет тем выше, чем больше расстояние между точками спроса и предложения, то есть степень ценового риска (рис. 14) определяется дисперсией точек спроса-предложения.
Инфляционное ожидание заставляет предприятие постоянно находиться в состоянии риска, поскольку изменение спроса под воздействием инфляции приводит к большему разбросу точек области спроса. Следовательно, предприятие должно прогнозировать цены предложения в соответствии с возможными изменениями. Дело в том, что в условиях инфляции изменения происходят не только в области спроса (внешние причины), но и внутри самого предприятия. Неизбежно растут цены на энергоресурсы, исходное сырье и материалы, происходит индексация заработной платы, что в конечном итоге ведет к удорожанию продукции.
Как же в этом случае застраховать предприятие от возможных рисков? Пожалуй, добиться полной страховки невозможно, но возможно снизить долю риска, то есть переложить часть риска на потребителя. Существует несколько вариантов распределения риска.
Установление твердой цены. В данном случае риск полностью у продавца. Продавец оценивает возможные изменения издержек под влиянием инфляции и, в зависимости от прогноза, формирует цену на свою продукцию. В данном случае все будет зависеть от точности расчетов.
Скользящие ценовые условия. Это одна из наиболее часто применяемых методик установления цены в условиях инфляции на предприятиях с длительным производственным циклом, когда от момента подписания договора до фактической оплаты поставленной продукции проходит достаточное количество времени. В этом случае часть риска перекладывается на покупателя. Фирма формирует новую цену в зависимости от изменения принятых индексов (курса доллара, индекса потребительских цен, индекса на материально-технические ресурсы, индекса тарифов на грузовые перевозки и т.д.). Расчет цены на момент оплаты покупателем выглядит следующим образом:
Рт = Р0 · (а1 · m1 + а2 · m2 + а3),
где P0 – базисная цена;
а1 – издержки на материалы;
а2 – издержки на заработную плату;
а3 – доля прибыли в цене;
m1 – индекс цен на материально-технические ресурсы;
m2 – индекс заработной платы.