Определить последовательность действий аудитора, составить программу;

Установить, какие источники должен использовать аудитор, какими способами пользоваться при выполнении задания;

Предположить возможность наличия нарушения в отражении информации, связанной с отчислениями на социальное страхование, описать его и определить влияние этого нарушения на объективность отчетной информации;

1. Целью аудита ЕСН и налога на доходы физических лиц является установление соответствия порядка начисления данных налогов всем требованиям налогового кодекса
При проведении аудита ЕСН и налога на доходы физических лиц аудиторы решают следующие задачи:

проверка синтетического и аналитического учета расчетов по этим налогам;
проверка формирования налоговой базы и неправомерно исключенных выплат;
проверка определения сумм, не подлежащих обложению ЕСН и НДФЛ;
проверка отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
проверка соблюдения налогового законодательства при формировании налоговой базы;
проверка полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов.


Ознакомительный этап.Основной задачей, решаемой аудиторами на данном этапе, является проверка правильности формирования налоговой базы. Для этого аудиторы выполняют следующие процедуры: оценка систем бухгалтерского учета; оценка аудиторских рисков; расчет уровня существенности; определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели; анализ правовых актов, регулирующих социально-правовые отношения; анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.
Все это позволяет аудиторам рассмотреть такие факторы, как существующие объекты налогообложения, соотношение применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
Основной этап. Основными задачами, решаемыми аудиторами на данном этапе являются углубленная проверка тех участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.
Для этого аудиторы выполняют следующие процедуры: оценка правильности определения налогооблагаемой базы по ЕСН и НДФЛ; проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам; расчет налоговых последствий в случаях некорректного применения форм налогового законодательства; разработка и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложения по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью за исчислением налогов.
Заключительный этап. На данном этапе производится оформление результатов налогового аудита по ЕСН, включающее анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки.

Внутри каждого подраздела аудиторами проводятся тесты, утвержденные внутрифирменными стандартами аудиторской организации. Тест включает предмет тестирования, вывод о соответствии действующему законодательству, замечания с конкретными примерами, рекомендации по исправлению.
Наиболее простым и эффективным способом получения предварительной информации о состоянии внутреннего контроля по расчетам единого социального налога является тестирование по вопросам (Таблица 1).
Таблица 1
Оценка системы внутреннего контроля по ЕСН

Содержание вопроса Ответ Нет ответа Характеризует
Да Нет
Правильно ли ведется учет рабочего времени +     +
Ведутся ли табеля рабочего времени +     +
Имеет предприятие штатное расписание +     +
Правильно ли начисляется фонд заработной платы +     +
Производятся начисления единого социального налога с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования +     +
Производятся начисления единого социального налога с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в пенсионный фонд +     +
Производятся начисления единого социального налога с заработной платы работников в федеральный фонд обязательного медицинского страхования +     +
Производятся начисления единого социального налога с заработной платы работников в территориальный фонд обязательного медицинского страхования +     +
Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний +     +
Заполняет ли бухгалтер расчетные ведомости +     +
Имеется ли у предприятия свод начислений и удержаний +     +
Имеется ли у предприятия унифицированный свод отчислений по ЕСН +     +
Вовремя ли сдается отчетность по ЕСН +     +

Таким образом, как показывают проведенные исследования система внутреннего контроля, данная система находится на среднем уровне.
Еще до начала составления плана и программы аудита необходимо рассчитать уровень существенности. Необходимо проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую и (или) меньшую сторону от остальных, можно отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, которую можно использовать в процессе проведения аудита. Пример расчета уровня существенности рассмотрим в таблице приведенной ниже (таблица 2).

Таблица 2
Расчет уровня существенности

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта Доля, % Значение применяемое для нахождения уровня существенности
Балансовая прибыль предприятия
Валовой объем реализации без НДС
Валюта баланса
Собственный капитал
Общие затраты предприятия

В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности. Показатели в столбец 3 определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяются постоянно. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%. Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(743 + 2139 + 2638 + 2156 + 1928)/5 = 1921 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(1921 – 743)/1921 * 100% = 61%, т.е. более чем вдвое.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(2638 – 1921)/1921 * 100% = 37%
Поскольку значение 743 тыс. руб. отличается от среднего значения, а значение 2638 тыс. руб. – не так сильно, и кроме того, значение 2156 тыс. руб. – близко по величине к 2638 тыс. руб., принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее значение, а наибольшее оставить.
Новое среднее арифметическое составит:
(2139 + 2638 + 2156 + 1928)/4 = 2215 тыс. руб.
Полученную величину допустимо округлить до 2500 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различия между значениями уровня существенности до и после округления составит:
(2500 – 2215)/2215 * 100% = 13%, что находится в пределах 20%.
Аудиторский риск рассчитывают интуитивным методом или расчетным методом. В данном случае расчетным метод. Для этого составляется факторная модель аудиторских величин:
ПАР=ВР*РК*РН, где
ПАР = приемлемый аудиторский риск,
ВР = внутрихозяйственный риск,
РК = риск средств контроля,
РН = риск не обнаружения.
Аудиторский риск всегда находится в пределах от 0 до 1.
На стадии планирования проверки величина внутрихозяйственного риска составляет 80%. Обычно предлагается эту величину устанавливать в пределах 50%-100%. Риск контроля установим в размере 60%, так как контроль в аудируемой организации осуществляется на низком уровне.
Величина риска не обнаружения, согласно статистике равна 10%. Риск не обнаружения находится в прямой зависимости от внутрихозяйственного риска и риск средств контроля. ПАР (приемлемый аудиторский риск) установим на уровне 4%, так как за последние 2 года наблюдается положительная тенденция деятельности организации. Затем рассчитывается вероятность риска не выявления ошибок в системе учета, и в свою очередь не выявленных внутренним контролем: 0,04%/(0,8*0,6)*100=8,3%
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения, а также разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. В таблице 3 представлена программа проведения аудита по ЕСН.

Таблица 3
Программа по проверке ЕСН

Содержание разделов (подразделов) проверки Аудиторские процедуры Период проведения Исполнитель
1. Проверка полноты и правильности определения налогооблагаемой базы по ЕСН по видам выплат и даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов), в том числе выплаты в пользу работников физических лиц, выплаты по гражданско-правовым договорам Общие процедуры по проверке правильности формирования налогооблагаемой базы (проверка документов, бухгалтерских записей, запросы и подтверждение, подсчет и аналитические процедуры). Анализ трудовых договоров, договоров подряда и актов выполненных работ к ним 01.09.2011-05.09.2011 Иванов И.И.
2. Проверка правильности и полноты определения сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 и п. 3 ст. 236 НК РФ Проверка документов, бухгалтерских записей, запросы и подтверждение, расчеты и аналитические процедуры 06.09.2011-09.09.2011 Петров П.П.
3. Проверка правильности применения налоговых льгот Проверка наличия на предприятии работников льготных категорий (инвалидов I, II или III группы). Изучение Устава предприятия и ведомостей по начислению з/пл. 10.09.2011-12.09.2011 Иванов И.И.
4. Проверка правильности применения налоговых ставок (ст. 241 НК РФ) Проверка расчетов с Пенсионным фондом, с Фондом социального страхования, с Фондом обязательного медицинского страхования. 13.09.2011-15.09.2011 Петров П.П.
5. Проверка своевременности уплаты налога в бюджет Расчет суммы ЕСН, анализ соответствия результатов с данными налоговой декларации, проверка правильности заполнения налоговых деклараций 16.09.2011-18.09.2011 Иванов И.И.
6. Проверка правильности составления бухгалтерских проводок. Изучение первичных документов, журналов-ордеров, Главной книги и т.д. 19.09.2011-22.09.2011 Петров П.П.

На основании программы аудита проводится аудит единого социального налога в той последовательности, в которой указано в программе.
2. Источниками информации по аудиту ЕСН являются документы первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИстатинформом Госкомстата России. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства.
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера, платежные поручения, сводные ведомости, регистры по счету 70 «Заработная плата» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», журналы-ордера, Главная книга, баланс (ф. № 1), налоговые декларации по ЕСН; декларации по страховым взносам, расчеты по авансовым платежам ЕСН и страховых взносов, расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования, Индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и сумм начисленного ЕСН.
3. Нарушения налогового законодательства при исчислении ЕСН в большей части связаны с несоблюдением порядка ведения бухгалтерского учета, не правильным определением налоговой базы, не правомерным применением налоговых льгот, ставок налога, несоблюдением сроков и порядка уплаты налога.
Для целей налогообложения в случае, если ошибка затронула достоверность налоговой базы, необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 54 Налогового Кодекса РФ. Из которого следует, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Порядок внесения дополнений и изменений в представленную ранее налоговую декларацию установлен статьей 81 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации фактов не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
При этом Кодексом рассмотрены 3 случая исправления ошибок в зависимости от даты представления уточненной декларации в налоговую инспекцию, а также установлены условия, предусматривающие освобождение налогоплательщика от налоговой ответственности.
Во-первых, - если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации. Такая уточненная декларация считается основной и, поданной в день представления заявления.
Во-вторых, - если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога. В данном случае налогоплательщик освобождается от ответственности, если он представил уточненную декларацию до получения уведомления от налогового органа либо до начала налоговой проверки.
И, наконец, в-третьих, - если уточненная декларация подается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога. В этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация подана до получения уведомления от налогового органа либо до начала налоговой проверки (до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом фактов не отражения или неполноты отражения в налоговой декларации сведений или ошибок, приведших к занижению налога). При этом обязательным условием освобождения от ответственности является уплата недостающей суммы налога и соответствующие ей пени до момента подачи уточненной декларации.
Налогоплательщик должен знать, что в указанных случаях основным условием освобождения от ответственности за совершение налогового правонарушения является обязательная уплата до подачи такого заявления в налоговый орган недостающей (доначисленной налогоплательщиком) суммы налога и соответствующих ей пеней.

3. Ситуация:

Наши рекомендации