Выбор организационной формы предприятия

Среди малых предпринимателей наиболее популярны такие организационно-правовые формы, как ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) и ИП (Индивидуальный Предприниматель). Между ними существуют существенные различия, и у каждой формы есть преимущества и недостатки.

Для начала, ИП – это физическое лицо, а ООО – юридическое.

Преимущества выбора ИП:

- образовать и ликвидировать ИП значительно проще как в плане количества документов, так и по срокам;

- так же, как ООО, ИП имеет возможность нанимать персонал, вести трудовые книжки,

- ИП также проще вести учет своей деятельности, т.к. в отличие от ООО они не обязаны вести учет основных средств и нематериальных активов;

- налоговая нагрузка у ИП, как правило, меньше, чем у юридических лиц, но в случае применения упрощенной системы налогообложения эта разница незначительна;

- административная ответственность и штрафные санкции, налагаемые на ИП, существенно ниже, нежели на ООО;

- вырученные средства – собственность учредителя ИП, ведя полный учет прихода денежных средств, он не обязан вносить их на банковский счет.

К слабым сторонам ИП можно отнести следующие:

- ИП несет ответственность по кредитным обязательствам всем своим личным имуществом, за исключением имущества на которое не могут распространяться требования кредиторов по закону;

- некоторые виды деятельности не разрешены ИП (например, торговля спиртным);

- ИП не предусматривает возможности партнерства;

- при ИП личность учредителя не анонимна, его ФИО фигурируют в наименовании и во всех документах;

- продажа бизнеса осуществляется только в виде имущества, что может повлечь за собой некоторые юридические сложности;

- ИП платит взносы в Пенсионный Фонд вне зависимости от того, осуществляет ли он свою деятельность или нет.

Что касается ООО, его преимущества:

- законодательство не требует существенной величины уставного капитала ООО;

- количество ООО, зарегистрированных одним человеком не ограничено;

- в случае признания банкротства ООО , если его имущества не хватает для погашения долга, обязательна для выплаты сумма, не превышающая уставной капитал, при этом учредители ООО несут материальную ответственность в пределах стоимости своих долей в уставном капитале;

- личность учредителей ООО анонимна;

- при создании ООО можно выбрать любое название;

- в случае продажи бизнеса можно переуступить свою долю другому владельцу, что довольно быстро по срокам и несложно юридически.

Недостатков ООО не так много:

- общество с ограниченной ответственностью требует гораздо больших денежных и временных затрат при регистрации;

- при общей форме налогообложения на ООО накладывается существенная налоговая нагрузка, хотя при упрощенной форме налогообложения эта нагрузка не так велика;

- все вырученные средства должны быть внесены на банковский счет и строго учтены. Ограничения по взаиморасчетам наличными деньгами – 100 000 рублей.

Исходя из этих пунктов, проанализировав преимущества и недостатки организационно-правовых форм и специфику своего предполагаемого бизнеса, можно выбрать оптимальный вариант для своей организации.

В случае реализации проекта, связанного с осуществлением сельскохозяйственной деятельности, организационной формой предприятия будет являться Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ). КФХ представляет собой объединение граждан, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Календарный план

Календарный план проекта составляется для того, чтобы эффективно распределить время и ресурсы на его реализацию.

Сводный календарный план представляет собой график проведения работ и мероприятий по организации производства. Сводный план включает все основные организационные этапы, строительные работы, работы по монтажу и запуску оборудования.

Таблица 14 – Сводный календарный план

N п/п Этапы 1 год    
1-й мес. 2-й мес. 3-й мес. 4-й мес.
Определение основных параметров проекта Х      
Получение субсидии Х Х    
Привлечение кредитных средств Х Х    
Регистрация предприятия   Х    
Ремонт помещения   Х    
Закупка оборудования   Х    
Доставка оборудования   Х Х  
Наладка и запуск оборудования     Х  
Наем персонала   Х Х  
Обучение персонала   Х Х  
Начало производства     Х  
Выход на полную производственную мощность       Х
               

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Для данного раздела необходима информация каждого из предыдущих разделов. Финансовый план проекта поможет определить, когда и сколько средств вам понадобится для создания и развития предприятия.

План раздела:

1. Планируем выручку (учитываем цены и изменения цен, сезонность);

2. Собираем все затраты;

2.1. Определяем переменные затраты;

2.2. Определяем постоянные затраты;

2.3. Определяем все единовременные (инвестиционные) затраты;

3. Разделяем затраты по источникам финансирования;

4. Выбираем систему налогообложения и рассчитываем налоги;

5. Рассчитываем таблицу денежных потоков;

6. Показатели эффективности и направленности проекта

Планируем выручку

Выручка – сколько денег будет получено от продажи всех ваших продуктов (услуг). Это произведение количества продаваемых продуктов (услуг) на цену. Выручка является постоянным и самым главным притоком денег на вашем предприятии, от нее зависит успех вашей работы.

В разделе план маркетинга вы рассчитали объем продаж вашей продукции/услуг. Необходимо помнить про сезонность цен, и возможность их изменения, в связи с ростом цен на ГСМ, к примеру, либо на сырье, которое вы используете. Если вы перепродаете готовый товар, то всегда имеет место сезонность цен. Очень небольшой круг товаров отличается относительно неизменными ценами.

Выручка – первая строчка в таблице движения денежных средств (операционная деятельность).

Собираем все затраты

Все затраты в вашем бизнес-плане можно разделить на текущие и единовременные (инвестиционные). Текущие затраты это как правило те затраты, которые возникают у вас постоянно: это расходы на сырье и материалы, заработная плата наемного персонала, расходы на рекламу, на телефон, интернет, бензин, электроэнергия, отопление а также налоги.

Все текущие затраты можно разделить на переменные и постоянные. Существенная разница между ними в том, что переменные затраты это затраты непосредственно на продукцию и услуги, и чем больше продукции/услуг – тем больше переменных затрат. Постоянные затраты – они есть всегда, даже когда ваше предприятие не работает, продукция не выпускается (услуги не оказываются). Это электроэнергия, аренда помещения, коммунальные платежи, интернет и т.п.

1. Определяем переменные затраты:

­ сырье и материалы;

­ покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги других предприятий;

­ топливо (ГСМ) и энергия на технологические цели;

­ сдельная зарплата работников, и отчисления с зарплаты.

2. Определяем постоянные затраты:

­ Заработная плата управления;

­ затраты на управление (коммунальные услуги, почта, связь, факс, командировки и т.п.);

­ затраты на аренду помещений и оборудования, ремонт и обслуживание оборудования, электроэнергия, вспомогательные материалы;

­ затраты на маркетинг (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт, реализацию и т.п.).

В торговле затраты на приобретение товара относятся к переменным затратам.

Все переменные и постоянные расходы для удобства необходимо представить в виде таблицы:

Таблица 15 - Переменные и постоянные затраты

Вид затрат Стоимость    
на месяц на год
Расходы на закупку сырья (с НДС)    
Сдельная зарплата наемного персонала    
Производственный транспорт    
Итого переменные затраты:    
Приобретение вспомогательных расходных материалов    
Командировки    
Услуги связи    
Затраты на электроэнергию    
Коммунальные услуги    
Оплата услуг сторонних организаций    
Аренда помещений    
Аренда оборудования    
Канцелярские расходы    
Офисные расходы    
Текущий ремонт и уборка помещений    
Затраты на маркетинг    
Итого постоянные затраты    
Итого:    
         

3. Определяем единовременные затраты

Для того чтобы понимать, сколько денег вам действительно необходимо для организации вашего бизнеса, собираем все затраты, которые важны для запуска предприятия. Такие затраты возникают чаще всего один раз – в начале деятельности вашего предприятия. Это затраты на организацию предприятия, покупку оборудования, ремонт или строительство помещения.

Сведения об ожидаемых расходах рекомендуется подкрепить копиями соглашений о намерениях, об аренде помещений, покупке оборудования и т.д. В этом случае копии этих документов целесообразно включить в состав приложений к бизнес-плану. Расчет сметы затрат до получения первых поступлений от реализации следует свести в отдельную таблицу:

Таблица 16 - Смета затрат до получения первых поступлений от реализации

Статьи затрат Сумма
1. Затраты, связанные с регистрацией предприятия всего:
1.1 Госпошлина за регистрацию  
1.2 Регистрация в органах статистики  
1.3 Изготовление печати, штампа  
1.4 Открытие банковского счета  
1.5 Нотариальные услуги  
1.6 Формирование уставного капитала (для юридических лиц)  
1.7 Оплата патента или лицензии  
Организационно-техническая подготовка, всего:
2.1 Выполнение проекта  
2.2 Оплата услуг инспекций  
2.3 Оплата курсов для получения лицензии  
2.4 Оплата сертификации товаров и услуг  
2.5 Оплата за аренду помещения (до получения дохода)  
2.6 Реконструкция и ремонт помещения  
2.7 Приобретение основного оборудования  
2.8 Приобретение инструмента и хозяйственных принадлежностей  
2.9 Транспортные расходы  
2.10 Приобретение сырья и материалов  
2.11 Зарплата персонала до получения дохода  
2.12 Начисления на зарплату персонала  
2.13 Расходы на рекламу  
2.14 Приобретение канцелярских товаров  
2.15 Непредвиденные расходы  
ИТОГО:    

Пояснения: При заполнении п.1 сметы необходимо навести справки об ориентировочной величине затрат по отдельным статьям. Рассчитывая пункт 1.6, следует иметь в виду, что формирование уставного капитала[1] (первоначального взноса) может быть как в виде денежных взносов, так и виде основных средств и нематериальных активов учредителей, если они будут использоваться на цели бизнеса. Под нематериальными активами понимаются надлежащим образом оформленные права на отдельные виды активов (недвижимость, машины и оборудование), права на технологию, патенты, лицензии, программные продукты.

Некоторые из статей, такие как аренда помещения, зарплата персонала, расходы на рекламу и т.п., после получения первого дохода превращаются в текущие затраты.

Пример сметы представлен в таблице 17.

Таблица 17 - «Смета единовременных затрат»

N п/п Статьи затрат Сумма, руб.
1. Затраты, связанные с регистрацией предпринимательской деятельности  
1.1. государственная пошлина за регистрацию предпринимательской деятельности
1.2. нотариальные услуги (услуги консультантов)
1.3. изготовление печати и штампа 2 000
1.4. оплата открытия банковского счета -
1.5. другое -
2. Организационно-технические затраты:  
2.1, ремонт помещения -
2.2. оборудование и инструменты
2.3. мебель
2.4. реклама
2.5. заработная плата персоналу до получения прибыли
2.6 страховые взносы
2.7. орг.техника и техника
2.8 Электроэнергия, ЖКХ
2.9 материалы и сырье
2.10 канц.товары и хоз.товары
2.11 аренда
2.12 оплата связи
2.13 непредвиденные расходы
  ИТОГО:

Полученная сумма покажет Вам, сколько ресурсов потребуется. Следующим шагом необходимо определить, какие затраты будут профинансированы за счет средств грантов, субсидий, кредитов, а какие за счет ваших личных средств.

Наши рекомендации